Культура: Очерки по демонологии народов Северного Кавказа

Опубликовал admin, 15 марта 2010
Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
Рисунки Ц. Газданова


Предисловие

Перечень демонологических персонажей у народов Северного Кавказа богат и многообразен. Большинство мифологических образов, олицетворяющих силы зла, восходят к ранним религиозно-мифологическим воззрениям. Под влиянием христианства, а в большей степени Ислама, они подверглись трансформации и, в большинстве своем, превратились в сказочные персонажи.

Наиболее живучей в мифотворчестве северокавказских народов оказалась демонология. Мифологическая система народов Северного Кавказа возникла в глубокой древности. В процессе своего развития они испытали различные внешние влияния. Особенно сильное воздействие на них оказали раннее христианство и ислам. Огромное место в развитии всей мифосистемы горских народов занимает взаимовлияние культур данного региона. Несмотря на особенности космогонических представлений, распространения мифологических сюжетов о божествах-покровителях и хозяевах природных объектов и хозяйственной деятельности человека у того или иного народа, они находят свою аналогию и у других народов северокавказского региона. Как правило, в языке каждого народа тот или иной дух-покровитель носят разные имена, но многие мотивы и сюжеты, связанные с ними - идентичны. К примеру, у всех народов Северного Кавказа распространены мифологические сюжеты об охотничьих божествах, без согласия которых охотник не может получить добычу. Они дарят охотнику дичь, но переступившего грани дозволенного строго наказывают. В фольклоре северокавказских народов много схожих сюжетов об охотнике, который, преследуя покровительницу и хозяйку диких животных в образе зверя, падают с высокой скалы и погибают. Имена же этих духов-покровителей, при этом, не совпадают: у адыгов – Мезитха, у осетин – Афсати, у ингушей – Елта, у дагестанских народов – Абдал (Авдал) и т.д.

Несмотря на свою архаику, мифосистема находится в постоянном развитии в результате непрерывного мифотворчества народа. Но под влиянием христианства, а в большей степени – мусульманства, происходит резкий спад мифотворчества, т.к. вся система, на которой базировалась мифология, низвергается канонической религией, где нет места творчеству. В результате одни мифологические персонажи забываются, другие закрепляются только в сказках, третьи переходят в низшую мифологию, превращаясь в демонологических персонажей.

Наибольшей же устойчивостью в народных верованиях обладает низшая мифология. В силу того, что каноническая религия (в данном случае – ислам и христианство) резко отрицательно относилась к различным местным духам и божествам, считая всех их порождением Дьявола, то многие из них пополнили ряды злых духов, против которых ни мусульманское, ни христианское духовенство не выступало. В результате мифотворчество народа продолжилось только в демонологии. Потому до сих пор среди народов Северного Кавказа бытуют подробные рассказы о встречи того или иного человека с демоническим существом.



Список цитируемой литературы

1. Миллер В.Ф. Осетинские этюды, ч.I. М.,1881г.

2. Нарты. Осетинский героический эпос. Книга 2. Составители: Хамицаева Т. А. и Бязыров А. Х. М., "Наука", 1989.

3. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. т. IV, Л., 1989.

4. Ирон адæмон аргъæуттæ (Сказки осетинского народа). Составил А. Биазров. Цхинвали, 1960.

5. Хетагуров К. Л. Полное собрание сочинений, т. I, М., 1939.

6. Шортанов А. Т. Адыгская мифология. Нальчик, "Эльбрус", 1982.

7. Материалы и исследования по балкарской диалектологии, лексике и фольклору. Нальчик, 1962.

8. Газета "Терские ведомости", 1902, №6.

9. Хуссар Ирыстоны фольклор (фольклор Южной Осетии). Цхинвали, 1936.

10. Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.

11. Авеста. В русских переводах 1861-1996. С.-П., 1997.

12. Большой энциклопедический словарь. Мифология. М., 1998.

13. Кобычев В. П. Из этногенетических преданий Ингушей. // Итоги полевых работ Института этнографии в 1970 г. М., 1971.

14. Далгат Б. К. Первобытная религия чеченцев. Владикавказ, 1893.

15. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. Составители: А. Б. Дзадзиев, Х. В. Дзуцев, С. М. Караев. Владикавказ, 1989.

16. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Книга IV. Цхинвали, 1989.

17. Ирон адæмы сфæлдыстад (Творчество осетинского народа), т.II. Орджоникидзе, 1961.

18. Ирон таурæгътæ (Осетинские легенды). Составил Ш.Ф. Джикаев. Орджоникидзе, 1989.

19. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. II, Цхинвали, 1982.

20. Мифология народов Дагестана. Сборник статей. Махачкала, 1984.

21. Дирр А. М. Божество охоты и охотничий язык у кавказцев. // СМОМПК, т. 44. Тифлис, 1915.

22. Халидова М. Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992.

23. Вирсалидзе Е. Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976.

24. Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961.

25. Миллер В. Ф. В горах Осетии. Владикавказ, 1998.

26. Бенвенист Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

27. Фольклор народов Карачаево-Черкессии. Жанр и образ. Черкесск, 1988.

28. Чурсин Г. Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала, 1929.

29. Сборник материалов по этнографии. Вып. 1. М., 1885.

30. Абаев В. И. Историко-этимологический сло-варь осетинского языка, т. I. М. Л., 1958.

31. Чибиров Л. А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1984.

32. Чибиров Л. А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали, 1976.

33. Из статьи Лаврова Д. Я. "Заметки об Осетии и осетинах" // газ. "Терские ведомости", 1874, №25.

34. Статья Г. Чочишвили "Праздники в Осетии". // Газ. "Кавказ", 1884, №2.

35. Статья анонимного автора Н. // Газ. "Терские ведомости", 1879, №4.

36. Статья С. Каргинова "Встреча Нового года у осетин". // Газ. "Кавказское слово", 1915, №1.

37. Статья Мзурон "В горах Осетии". // Газ. "Тифлисский листок", 1914, №99.

38. Статья Икаева "Святки у осетин". // Газ. "Тифлисский листок". Иллюстрированное приложение, 1900, №24.

39. Статья Е. Б. "Хайраджыты хсав". // Газ. "Кав-каз", 1900, №142.

40. Статья И. С. "Селение христианское". // Газ. "Казбек", 1900, №649.

41. Предание "Ожерелье Аццалов". // В кн. Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984, с. 172 – 173.

42. Черный орел. Карачаевские народные сказки. М., 1981.

43. Пиотровский М.П. Шайтан // Мифологический словарь. М., 1991.

44. Ильдарова Э.Ш. Мифологические персонажи в прозаическом фольклоре рутульцев. // Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Махачкала, 2007.

45. Басилов В.Н. Пережитки колдовства у ингушей. // Итоги полевых работ института этнографии в 1970 году. М., 1971.

46. Чурсин Г.Ф. Культ железа у кавказских народов. Тифлис, 1928.


Очерки по демонологии народов Северного Кавказа

Источник:
Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа.Монография; Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ, 2008. 103 с.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Завершение вхождения Северного Кавказа в состав России. Итоги.
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Заключение
  • Бесы
  • Эволюция религиозных верований у народов Северного Кавказа
  • Локальная версия сайта allingvo.ru
  • Общественный строй горских («вольных») обществ Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа XVIII — первой пол. XIX в.
  • МИД РФ призывает Тбилиси отказаться от "Марша мира" на Цхинвали
  • В Цхинвале проходит конференция «За мир, дружбу и братство народов Кавказа»
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Популярное

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2019 (7)
    Сентябрь 2019 (2)
    Июнь 2019 (6)
    Май 2019 (1)
    Апрель 2019 (3)
    Март 2019 (5)
      Осетия - Алания