Культура: Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Заключение

Опубликовал admin, 19 марта 2010
Мы рассмотрели наиболее характерные для всех народов Северного Кавказа демонологические образы. Наиболее распространенным образом является черт (шайтан), хотя характеристике данного образа отведено в работе меньше, чем следовало бы согласно его статусу в народных представлениях. Черт опережает своих демонологических “собратьев” и по богатству легенд, сказок, рассказов, быличек, пословиц и поговорок. Но, в силу того, что на образ черта, как мы уже писали, огромное влияние оказали христианство и ислам, то и сюжеты, и представления о нем во многом схожи не только у народов Северного Кавказа, но и у остальных мусульманских и христианских народов. К тому же, многие черты и мотивы переносятся на другие демонологические персонажи.

Демонологические персонажи наделяются различным обликом: “нечистая сила”, по народным представлениям, может быть антропоморфна (в облике человеческом), зооморфна (в облике зверином), и смешанно-антропоморфна (в облике получеловека-полузверя – черт с хвостом и копытами).

У всех народов Северного Кавказа совпадают и способы защиты от шайтана (джинна). Не отличаются рассказы “очевидцев” встречи с чертями и в настоящее время.

Много общего и в образе Алмасты.

Образ Алмасты, распространенный по всему Северному Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, в своей основе восходит к глубокой древности и связан с древними верованиями в богиню Плодородия. С течением времени она принимала функции покровителя рожениц, богини охоты, а также духа-покровителя леса и лесных зверей. Со временем, с утверждением патриархальных отношений, а также с развитием монотеизма, она трансформируется в демоническое существо. Ареал распространения образа Алмасты выходит за пределы Кавказа. Аналогичный образ под разными именами бытует у кавказских, тюркских, монгольских, иранских и семитских народов: У народов Северного Кавказа этот персонаж известен под разными именами: у кумыков – Албаслы къатын, у ногайцев – Албаслы, у балкарцев и карачаевцев – Алмасты, у агульцев и рутульцев – Албасти, у лезгин – Албаб, у лакцев – Сухасулу, у аварцев – Рохдулай, у татов – Дедей-ол, у адыгов – Алмасты, у чеченцев и ингушей – Алмасы, Алмазы. В мифологии турок, татар, башкир, казахов, тувинцев, узбеков, алтайцев называется Албасти, Алвасти, туркмен – Ал, Албассы, киргизов – Албарсты, каракалпаков – Албаслы. У турок назывался также Ал, Ал-ана, Ал-кары, Ал-кузы, у тувинцев и алтайцев – Албыс, у казахов, каракалпаков, узбеков и киргизов – Марту, Мартуу, Мартув, Мартук, у узбеков Зеравшанской долины – Сары кыз ("желтая дева"), у Западносибирских татар – Сары чэч ("желтоволосая дева"). Аналогии Алмасты имеет и в мифологиях иранских народов: Албасти – у таджиков, Ала жен – у талышей, Хал анасы, Алк – у курдов, Алг, мерак – у белуджей. У армян называется Алы, алк.

Образ Алмасты, несмотря на разнообразие имен, у всех перечисленных народов схож.

Вопрос о происхождении Алмасты также недостаточно ясен. Одни авторы считают ее персонажем тюркского происхождения, другие – иранского. В любом случае, все варианты образа Алмасты в конечном итоге восходят к одному прототипу (прообразу).

Интересен в сопоставительном плане и образ великана. У всех народов Северного Кавказа великан носит разные имена (у осетин – уæйуг, у адыгов – иныж, у тюркских народов – эмеген, у вайнахов – вампол), но всех их объединяют схожие сюжеты и мотивы. Наиболее отличительные черты от своих кавказских “собратьев” имеет осетинский уæйуг, сохранивший некоторые элементы из древнеиранских дуалистических представлений. К осетинскому уæйуг в некоторых случаях примыкают ингушский вампол и балкарский эмеген.

Характеризуя в целом образ "домового" у народов Северного Кавказа, можно заключить следующее:

- "домовой" у народов Северного Кавказа имеет как схожие черты, так и отличительные, скорее всего, под влиянием различных религиозно-мифологических представлений о культе семейного очага, дома;

- в основе образа "домового" прослеживаются функции "богини плодородия", "богини охоты", "богини домашнего очага";

- со временем, по мере трансформации образов этих богинь, в образе "домового" стали проступать черты демонического существа: в результате у некоторых народов произошло разделение образа "домового" на двух персонажей – доброго домашнего духа и злого домашнего духа.

Демонологические персонажи нередко выглядят как человек, отраженный в кривом зеркале. От обычного человека они отличаются, прежде всего, по размерам или росту. Нередко демоны либо очень высокого роста, либо чрезмерно маленького.

Некоторые мифологические персонажи могут полностью уподобляться какому-либо человеку. Так, домовые могут выступать в облике нищего, странника, белобородого старика, родственника и т.п. Лесные же женщины отличаются от людей, как правило, своим неряшливым обликом, длинными волосами, поведением. Час-то красота их доводит до умопомешательства или гибели охотника, которому она показывается как бы случайно.

В целом, в системе религиозно-мифологических воззрениях народов Северного Кавказа демонология составляет моноцентрический комплекс представлений. Моноцентризм в данном случае не предполагает генетического единства разных элементов комплекса, но подразумевает синхронную группировку его вокруг одного образа. Свойство полноты и нарративная организация многих фрагментов комплекса проецируются на такие конституирующие характеристики текста, как целостность и связность, и позволяют говорить о существовании не просто типологического макрообраза, но и особого "текста демонических сил" в кавказской языковой и культурной традиции. Типологические мотивы представлены в трех базовых каналах трансляции этнокультурной информации – в языковом, фольклорном и обрядовом.

Источник:
Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа.Монография; Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ, 2008. 103 с.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Завершение вхождения Северного Кавказа в состав России. Итоги.
  • Краткий словарь-справочник по северокавказской демонологии
  • Домовой
  • Великан
  • Алмасты
  • Бесы
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
  • В Цхинвале проходит конференция «За мир, дружбу и братство народов Кавказа»
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2018 (2)
    Ноябрь 2018 (7)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
      Осетия - Алания