Культура: Восток и Запад в свете концептуальной системы художественного текста Ф. Искандера

Опубликовал admin, 6 сентября 2011
3. М. Габуниа

Искандер Фазиль АбдуловичИзвестно, что судьбы Востока и Запада очень гармонично переплетались в истории человеческой цивилизации. Культурная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. На Востоке родилось христианство, распространившееся затем по всей Европе. Восемь веков спустя античное наследие сыграло важную роль в становлении классической арабо-мусульманской культуры, которая, в свою очередь, стала важным звеном в прогрессе мировой цивилизации... И этот непрекращающийся процесс взаимообогащения национальных культур, несомненно, оказывал и оказывает свое интенсивное воздействие и на формирование российской многонациональной литературы. В этом плане один из глобальных вопросов нашего времени — это соотношение между Западом и Востоком. Ответить на него можно лишь при условии обращения к истокам именно современной цивилизации — ценностям и смыслам социокультурной жизни, которая обусловила прорыв человечества на качественно новый уровень бытия. Естественно, что этот самоочевидный процесс оказывает решительное воздействие на внутренние потенции самой художественной литературы — моста, «соединившего впервые в истории, — по образному выражению Ч. Айтматова. — художественные берега народов, незадолго до этого не знавших о существовании друг друга»1.

При всей сложности и противоречивости евразийского концептуального основания, неоднозначности его предпочтений и ориентаций, это направление не обошло проблему ценностей. У евразийцев наблюдается свой специфический подход к ценностям. Здесь сказалось то, что «в противоположность европейской традиции, согласно которой исходным, базисным понятием является личность как индивид, обладающий неотъемлемыми свойствами — правами самодостаточного социального атома, а в евразийстве ее базисным понятием является «симфоническая личность»2. По нашему мнению, это значит, что индивид становится личностью в соотнесенности с целым — семьей, этносом, человечеством. Вот почему к ценностям национальной культуры евразийцы подходили с определенных этнических позиций.

В художественной культуре народов Кавказа синтез культурно-цивилизационных комплексов Востока и Запада всегда существовал как органическое единство человеческого рода и индивида, в то же время сохраняя этические особенности ареала. Эту тенденцию легко можно пронаблюдать в творчестве Ф. Искандера.

В произведениях писателя-мусульманина по вероисповеданию, присутствует восточная непроницаемость, и как для любого восточного человека самыми крепкими узами являются узы родства, а главной ценностью — мудрость. Но ему ближе христианство. Он поощряет созерца-тельность, его работы пронизаны добротой. Таким образом, в его творчестве сосуществуют Вос-ток и Запад, уравновешивая и дополняя друг друга.

Основа национального мира в произведениях Ф. Искандера — это «дедушкин дом» и понятие-концепт «род». Саму земную действительность писатель воспринимает сквозь призму своего «родословия». Род для Искандера — дедушки, бабушки, родители, дяди, тети, сестры, дети, внуки, дети внуков... Род — это магический защитный круг, символ, универсальный код Родины, главный корень, очаг, исток, проводник, кредит судьбы, историческая жизнь, вера в будущее, наконец, вдохновитель автора. Даже ласточки вьют гнезда только под крышей человеческого дома, потому что ищут у человека защиты. Вот почему густота населенности его сочинений, обилие в них разных родственников, плюс еще и соседей с их родственниками, плюс еще и друзей и близких знакомых, как бы тоже получивших статус родственности, — знак дома, знак родины (Абхазии), из которого развертываются прошлые и настоящие события в его произведениях. В таком окружении — родные люди со всех сторон — тепло, как у кавказского домашнего очага.

У Искандера «сгущенный синтаксис», предельная точность и логичность изложения представлены как обязательный компонент переживаемых событий в «Дедушкином доме», описываемых в легендах, притчах, юмористических историях. В размышлениях автора «реконструируется» легенда об Абхазии, отражая авторскую философию рода и мудрости в единой системе взглядов. Изложенные им идеи близки к восточной и к западной философии: «Нашу землю Бог одарил именем Апсны, что значит «страна души». Это страна, где люди вложили души во все, что окружает их: страна одушевленных Рек, Гор, Деревьев и Птиц, где человек поднялся до высоты самой Природы, слился с ней и нашел ее душу». Иначе говоря, само творчество Ф. Искандера ведет на путь самопознания -— путь евразийцев и, в конце концов, выражает особое самоощущение автора, которое заполняет каждое мгновение его жизни, проникает в стиль, порождая своеобразную форму писательской исповеди, а формула «род — мудрость — автор» образует треугольник, который становится сюжетной основой повествования.

Смысл существования, по Искандеру, определяется теми культурными ценностями, которые хранят и многообразно видоизменяют субъект развития: человек не только познает и созерцает, но оценивает и действует. Самый простой пример: «Пароходные гудки почему-то вызывали у Богатого Портного... иногда добродушно-ворчливые, иногда насмешливые, иногда раздражительные, но всегда осуждающие замечания. Это пароход тоже так гудит, как будто мне золото привез, — говорил он с усмешкой, кивая в сторону берега, как бы обращая внимание на глупость самой идеи гудка». Казалось бы, все сказано. И человек этой одной фразой стоит перед нашими глазами как живой. И это только начало, только повод для размышлений. Сперва автор выделяет словечко-частицу «тоже». И вдруг вокруг этой частицы развертываются события: пароход «тоже надоел», «другие бессмысленные гудящие явления тоже надоели...» И мы снова вчитываемся в эту фразу, в ее интонационные и смысловые оттенки, постепенно проникая все глубже и глубже в ее тайный, сокровенный смысл. Он уже давно знает, что никакого золота этот гудящий пароход не привезет. Более того, еще до этого парохода было немало других движущихся сооружений, которые тоже о своем приближении извещали гудками и тоже обещали привезти ему золото. Но оказалось, что все они морочили голову, и у него теперь нет ни малейшего желания слушать эти гудки и ждать золото. Главный вывод: нечего надеяться на какой-то пароход, который якобы привезет тебе золото, а надо надеяться на самого себя, что он. Богатый Портной, и делает.

Приведенный отрывок очень показателен для художественной манеры повествования Ф. Искандера. Поэтому современный художник независимо — интуитивно или сознательно — строит свое миропонимание, как «волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очищения окружающей среды. И это есть наращивание этического пафоса, заработанное собственной жизнью»3, — указывает писатель. Может только в этом случае, как нам представляется, вдохновение всегда истинно. Эту мысль подтверждает Я.В. Сиверц ван Рейзема в книге «Философия планетаризма». Тексты высокого порядка, указывает Я.В. он, могут быть поставлены в параллель друг к другу по двум основным признакам — принципу духовной морали и принципу прогностики -— и составляют логическое единство. Это логическое единство находит подтверждение в реальной практике общественной жизни. Ценности практической, духовной, профессиональной морали реально существуют, объединенные в общую глобальную совокупность4.

По Искандеру, в современном мире в совершенно чистом виде два типа литературы почти не существуют. Но как два мощных ствола одного дерева они реальны. Они необходимы друг другу и будут существовать вечно. На самом деле автор убеждает нас: чтобы «созрел великий национальный писатель, необходимо, чтобы он прошел межнациональное перекрестное опыление (Запада и Востока — З.Г.). Предварительным условием углубленного национального самопознания является знание чужого, прививка чужого»5. Тем не менее, Бердяев утверждал, что «творческий акт непосредственно пребывает в бытии» и к нему «нельзя прийти ни логическим, ни эволюционным путем»6.

Вопреки материализму и рационализму, Западу всегда были и остаются свойственны вы-сокая духовность, порождаемая как внутренней логикой развития, так и мощным воздействием Востока. Запад XX века стал более практичным. Нельзя не видеть и того, что многим в этих ве-ликих духовных стремлениях Запад обязан воздействию ценностей и смысла Востока. Западный культурно-цивилизационный комплекс зиждется не только на эллинских, но и на библейских ценностных основаниях. А нашему кавказскому культурно-цивилизационному пространству ближе тот Запад и тот Восток, которые, говоря словами К. Ясперса, «живут в духовном беспокой-стве мудрости («Saperande»)7.

Согласно Искандеру, концепт «мудрость» — это ум, зрелость, строгость, понятливость, разумность, память нации, преодоление трудности, постоянство, счастье, иначе говоря, особое со-стояние полного и высшего разума, находящегося в ладу с Богом и являющегося проводником Его идеи. Например: «Только настоящая мудрость никогда не стареет и не нуждается ни в каком прикрытии». Анализ произведений Ф. Искандера позволяет выявить, что мудрость определяется как суждение автора, основанное на знании жизни, глубоком понимании мира и опыта этноса: «Мудрость не нуждается в информации, но зато информация нуждается в мудрости, чтобы в самой себе разобраться». Но он рассматривает мудрость не только как идеал знания, сколько как правильный и здоровый образ жизни8. Ведь не случайно мудрость как необходимость возникает у Искандера тогда, когда от конкретных людей требуется осмысление причины и нахождение оп-тимальных вариантов решения жизненно важных вопросов человеческого бытия: «Мудрое — не может быть безнравственным. Ум — разит. Мудрость утоляет. Мудрость — это ум, настоянный на совести. Такой коктейль многим не только не по плечу, но и не по нутру».

Искандеровская «восточная» мысль —- вроде простая истина, иногда кажется даже банальной. но ведь, в сущности, истинная мудрость всегда наивна, ибо она возвращает сложным, запутанным отношениям жизни первозданную стройность. Приведем одну из них, относящуюся к философии мудрости: «Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства — бессознательная вера в необходимость здравого смысла...» Детство верит, что мир разумен, а все неразумное — помехи, которые можно устранить, стоит повернуть нужный рычаг. Может быть, дело в том, что в детстве мы еще слышали шум материнской крови, проносившейся через нас и вскормившей нас. «Мир руками наших матерей делал нам добро, и только добро, и разве не естественно, что доверие к его разумности у нас первично. А как же иначе? Настоящие люди, это те, что с годами не утрачивают детской веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть в борьбе с безумием, жестокостью и глупостью»9. Эта детская вера в разумность мира постепенно проникает все глубже и глубже в тайный сокровенный смысл мудрости, и автор приходит к заключению, что «мудрость сразу охватывает все окружение, но видит уже не так далеко, потому что далеко видеть и не надо, поскольку, видя все вокруг, мудрость убеждается, что человек везде человек и страсти человека вокруг одинаковы»10.

Мудрость выступает в произведениях Искандера как демиург, истина, доброта, чародей, лекарь, божественная энергия, а для автора — подарок судьбы, «одобрительный кивок Бога»: «Я понял, что мудрость все может. Но она не может только одного: защитить себя от хама... Му-дрость не учит побеждать в жизни. Познавший мудрость молча переходит в стан беззащитных. Но когда все люди, которых можно назвать людьми, перейдут в стан беззащитных, защищаться, в сущности, будет не от кого и боги благославят нашу землю...».

В рассуждениях писателя с позиции ядра ключевых слов культуры мудрость способна хранить в своих глубинах то. что было заложено в памяти нации. Вот как «является» родной язык к человеку, забывшему его: «Что-то мощное ударило в грудь, и родной язык, как с размаху разбитый арбуз, хрястнул и распался перед ним, выбрызгивая и рассыпая смуглые косточки слов».

Внутреннее совершенствование, духовное осмысление мира и предназначение в нем человека были и остаются основными вопросами в философско-художественной системе произведений Ф. Искандера. «Разве не в этом великая заслуга оживления и возвращения нашей духовной памяти?» — спрашивает Г.Г. Гамзатов в своей книге «Дагестанский феномен возрождения», выделяя особенности функционирования художественной системы в этнической и ареальной среде11.

Фазильевский слог навязчиво подсказывает нам, что жить надо с правдой и со вкусом, наслаждаясь мгновением и человечеством. Здесь все: и благосклонность писателя к человеческой теплоте, сохранившейся в наших людях, и корректно-улыбчивые герои, склонные к мягкому юмору и способные сохранить приятельские отношения между людьми, и др.

И если мир устроен подобным образом, наверное, вполне естественно, что невозможно не чувствовать искренность мысли Искандера: когда мягкий воздух субтропической Абхазии ласкает твою кожу, когда сверкающие звезды напоминают о вечности, когда ты выходишь на набережную и за чашкой кофе вдруг мысленно возвращаешься к искандеровской строке: «От всемирного дурмана // Напузырится душа... // Черный кофе — без обмана // Ясность мысли хо-роша». Конечно, при этом надо возделывать землю и растить детей, строить государство и отста-ивать свободу, т.е. совершенствовать ту культуру повседневной жизни, которая и дает человеку ощущение полноценности и самоценности существования.

Даже в «одобрительном кивке Бога» есть что-то неистребимо живое, фазильевское, планетарное — и Западное, и Восточное, задевающее в глубине каждого из нас, открывающее человеку перспективу его движения к восточной мудрости и западному состраданию.

Хотелось бы завершить свою небольшую статью словами К. Гарднера: «Восток совместно с Западом должны создать новую научную дисциплину, дабы она послужила третьему тысячелетию гак, как служили в ныне приближающемся к завершению тысячелетии сначала богословие, а затем естествознание»12.



Примечания

1. Айтматов Ч. Речь Ч. Айтматова на V съезде писателей СССР (26.06.1972) // Советский писатель, 1972. С. 82-85.

2. Новикова Л.П., Сиземская И.Н. Евразийский искус / Мир России — Евразия. Антология. М„ 1995. С. 12.

3. Искандер Ф. Размышления писателя / В кн.: Ласточкино гнездо. М., 1999. С. 341-345.

4. Сиверц Ван Рейзем Я.В. Философия планетаризма. М., 1998. С. 45.

5. Искандер Ф. Размышления писателя / В кн.: Ласточкино гнездо. М., 1999. С. 348.

6. Бердяев Н. Философия творчества и культуры. Т. 1. М., 1994. С. 436.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. 1994. С. 75.

8. Габуниа 3., Джопуа М. Концепты «Род» (родословие) и «Мудрость» как основа философско-художественной системы Ф. Искандера // Когнитивная парадигма. Тезисы международной конференции. Пятигорск, 2000. С. 54.

9. Искандер Ф. Время счастливых находок. Рассказы и повести. М., 1973.

10. Искандер Ф. Размышления писателя / В кн.: Ласточкино гнездо. М., 1999. С. 343.

11. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. М., 2000. С. 26.

12. Гарднер К. Между Востоком и Западом. М.: Наука, 1993. С. 126.


О авторе от адм. сайта:
Габуниа Зинаида Михайловна - д.филол.н., профессор кафедры русского языка и общего языкознания КБГУ


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 181 - 185.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Особенности развития религиозно-философских идей в Грузии
  • Добро вновь становится нормой?
  • О некоторых особенностях современых межкультурных конфликтов
  • Паремии – важная составная часть народной культуры
  • Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии
  • Кто должен определять судьбу Кавказа?
  • Представители Кабардино-Балкарии призвали грузинское руководство к политической мудрости
  • Попытки оторвать РПЦ от общества опасны
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания