Культура: Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации)

Опубликовал admin, 5 мая 2015
Басангова Т. Г., г. Элиста

Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации)В устном поэтическом творчестве всех народов особое место занимают легенды и предания, являющиеся одним из наиболее интересных и значительных жанров несказочной прозы. Легенды и предания существуют с незапамятных времен. Им присущи своя специфика бытования, организация поэтической структуры, свои функции, в них отражается история народа, который создавал эти произведения. Легенды и предания являются сокровищницей социально-экономического, политического, идейно-эстетического и этического опыта народа. Дошедшие до нас фольклорные произведения неоспоримо связаны с жизнью народа, творившего их, отражают народную мудрость, главные его заповеди, меткие нравоучения, надежды и мечты. Легенды и предания являются одним из жанров несказочной прозы, убедительно показывающих ступени социального развития народа. Это составная часть духовной культуры народа, содержащая данные о его этногенезе.

Несказочная проза калмыков представлена мифами, легендами, преданиями, которые во всех монгольских языках обозначены как «домог», который упомянут еще в «Сокровенном сказании монголов» (120 «domog» 201 «domogci» — сказитель легенд). Слово «domog» является производным от «dom», которое обозначает «магия, магическое средство, знахарство, колдовство». Оно в сочетании «эм дом» являлось за крепкой в магических ритуальных текстах. Обозначение этим термином прозаических жанров фольклора свидетельствует о том, что некогда воспроизведение текстов устного народного творчества имело влияние на слушателей, носило лечебный характер.

Манера рассказа знатоками произведений несказочной прозы калмыков: мифов, легенд, преданий, исходя из народной терминологии носит название «хуучан келх» — «говорить, повествовать о старинном».

Легенды и предания классифицируются по тематике, но любая тематическая классификация условна.

Космогонические легенды: о сотворении мира, происхождении земли, неба, звезд, солнца, луны.

Буддийские легенды и предания: о Бурхан Багши, Майдари, Очирвани.

Этиологические легенды: о происхождении и особенностях животных, птиц, насекомых, растений, о некоторых явлениях природы.

Демонологические легенды и предания: о сверхъестественных существах и нечистой силе: шулмусах, мангусах, лу, лусах.

Исторические легенды и предания: предания об исторических лицах — ханах,полководцах.

Топонимические предания и легенды: о происхождении географических объектов или их названий (различных местностей, рек, родников, гор, курганов).

Легенды и предания о сакральных лицах: сказителях, костоправах, медлегчи — знающих, гелюнгах, ламах.

Социально-бытовые легенды и предания: о происхождении обычаев, обрядов, праздников, о различных бытовых историях.

Жанр легенд интересен своими связями с мифотворчеством, с героическими сказаниями, со сказками о животных. Легенды первоначально были продуктом мифологического воззрения на природу и общественную жизнь и не отличались от мифов ни по содержанию, ни по форме. Древнейшая тема мифа — сотворение мира в целом и его элементов.

Исторические предания посвящены событиям и реальным личностям прошлого, оставившим след в памяти народа. Они представляют целое хранилище сведений об истории края, общественно-политической жизни народа. Нередко, особенно при воссоздании ранних этапов становления и развития этноса, такие народные свидетельства могут служить единственным историко-этнографическим источником. В исторических преданиях и легендах рассказывается о многих реально живших народных героях. Весьма популярны повествования о народных героях Мазан Баторе, Галдан Бошокту, Амурсане и др. Для преданий и легенд о народных героях характерна тема борьбы с внешними врагами, а позднее и классовая борьба.

Сюжетно-тематический состав топонимических преданий составляют народные произведения, объясняющие характер, происхождение или название географических объектов (местностей, рек, озер, гор, курганов и пр.) и населенных пунктов. Топонимические предания и легенды калмыков разнообразны по содержанию, тематике, форме. Топонимические предания, как известно, носят локальный характер. В калмыцких сюжетах повествуется о географических объектах приволжской степи, ставшей новой родиной ойрат-калмыков в XVII веке. Калмыки давали свои названия урочищам, озерам, рекам, горам, курганам, слагали о них предания и легенды. Распространены сюжеты о горе Богдо, предания о Ергенинской возвышенности, где поселились калмыки после перекочевки из Джунгарского ханства. Топонимические легенды в фольклорной традиции калмыков не отличаются художественностью, в большинстве своем носят информативный характер, почему та или иная местность носит определенное название. Многие сюжеты связаны с жизнью его народа, с историей, верованиями, мировоззрением.





Источник:
Басангова Т. Г. Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации) // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Басангова Тамара Горяевна — в.н.с. КИГИ РАН, доктор филологических наук (г. Элиста)

Похожие новости:

  • Сюжеты о Всемирном потопе в фольклоре табасаранцев
  • Верховние боги (богини) в древнеосетинской и древнерусской традициях (к трактовке символов)
  • Литературная сказка: проблема дефиниции
  • Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа: от концепции к реализации
  • Генеалогические предания чеченцев
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Заключение
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
  • На территории Кабардино-Балкарии могли жить амазонки
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
    Октябрь 2017 (3)
    Сентябрь 2017 (7)
      Осетия - Алания