Культура: Творческое сознание дагестанских народов в социокультурном контексте второй половины XIX - начала XX веков

Написал admin, 16 марта 2014
Творческое сознание дагестанских народов в социокультурном контексте второй половины XIX - начала XX вековОктябрьская революция 1917 г. завершилась установлением Советской власти, дальнейшее развитие которой зависело от ее способности не только проводить эффективную социально-экономическую политику, но и созидать устойчивую культурно-ценностную базу государства.
Осознание острой необходимости в формировании новых смысловых структур социалистического государства заставило коммунистическую партию мобилизовать всю свою идеологическую силу на решение данной задачи, что и стало катализатором мощной энергии, аккумулированной творческим сознанием 20- 30 гг. прошлого столетия. Это ставит нас перед серьезной проблемой, связанной с необходимостью поиска источника этой энергии. Дело в том, что октябрьские события сами не могли стать исходной точкой ее движения, напряженного трансформацией структурно-содержательных смыслов общественного сознания. Они стали ее взрывным моментом, ускорившим процесс коренных преобразований социально-экономических, культурно-идеологических устоев общества. Предпосылками же октябрьского переворота явились те процессы, которые определили общественный ритм российских, в том числе и дагестанских, народов во второй половины XIX в.

Культура: Вехи единения культур народов Кавказа

Написал admin, 7 августа 2013
Кавказ с древнейших времен был этнически пестрым регионом. Его знали и посетили знаменитые античные и древневосточные исследователи. С их легкой руки Кавказ вошел в древнюю письменную традицию как «гора языков и народов». Общеизвестно, что кавказские языки — совокупность около сорока древнейших автохтонных, т. е. неиндоевропейских, нетюркских и несемитических языков Кавказа. Они подразделяются на три группы — абхазо-адыгскую, картвельскую и нахско-дагестанскую, внутреннее генетическое единство каждой из которых не вызывает сомнений.

Культура: Верховние боги (богини) в древнеосетинской и древнерусской традициях (к трактовке символов)

Написал admin, 18 марта 2013
Верховние боги (богини) в древнеосетинской и древнерусской традициях (к трактовке символов)Существует определенная близость между древнеосетинской и древнерусской традициями в изобразительном искусстве, в мифологии об олене как о воплощении Верховного Бога — Солнца (Луны).
Олень в русской культуре не менее семантически наполненный образ, чем в осетинской, причем представление о Солнце, как об огненном олене, отмеченное в русском фольклоре, имеет единственное объяснение: скифское (Абаев, Рыбаков, Городцов).
О хронологии. Рассмотрим хронологию развития этих представлений.
Первые изображения оленя, как жертвенного животного встречаются на оленных камнях, датируемым IX—VII вв. до н.э. — по мнению Членовой1 с точки зрения хронологии и историко- культурного явления они вполне вписываются в начальную фазу форсирования культур ранних кочевников. Изображения «жертвенных» оленей (с клювовидными мордами, олени на «цыпочках», с «отмеченным» ухом) общие для всего скифского мира от Монголии до Кавказа. Олени на кобанских пряжках идентичны оленям Монголии.

Культура: Об общекавказском субстрате в обрядово-фольклорной жизни северокавказских народов

Написал admin, 5 сентября 2012
В статье говорится о том, что в ритуальной жизни северокавказских народов, относящихся к разным языковым семьям, в религиозных представлениях об объектах и явлениях природы много общего. Это фольклорно-этнографические схождения генетического, типологического и контактного характера, исследование которых важно для осмысления и выявления духа и существенных черт складывавшегося на Северном Кавказе «единого культурного мира».

Культура: Кавказский город во времена новой «смуты»

Написал admin, 15 декабря 2011
То, что кавказская проблематика русской прозы как реально существующий фактор эстетического сознания зиждется на вполне объективных исторических обстоятельствах вряд ли кому необходимо специально доказывать. К такого рода обстоятельствам мы относим вооруженные конфликты, в череду которых буквально попал регион в конце советской и в первое десятилетие постсоветской эпохи. Не будем в данном случае вдаваться в характер причин, породивших столь трагический контекст, остановимся здесь на принципах изображения городского пространства, в котором бушует межэтническая рознь и ненависть.

Культура: О культе быка и барана на Кавказе и связанных с ним регионах

Написал admin, 15 ноября 2011
Статья посвящена такому архетипическому явлению в человеческой культуре, как жертвоприношение. Рассматривается общая парадигма жертвоприношения и ее частные проявления, фиксируемые в фольклоре и культовой практике как народов Кавказа, так и других народов мира.

Культура: Этнокультурное взаимодействие русского и абхазского населения Республики Абхазия: опыт эмпирического анализа

Написал admin, 30 октября 2011
Разгоревшиеся на Кавказе в постсоветский период вооруженные конфликты привели к возникновению новых государственных образований, к которым относится и Республика Абхазия. Согласно Конституции республики, принятой 26 ноября 1994 г., республика Абхазия (Апсны) признается суверенным, демократическим, правовым государством. Но до 2008 г. государственный статус республики не был признан международным сообществом. В современных условиях, когда Абхазия была признана Российской Федерацией и некоторыми другими государствами, актуализируется вопрос гармоничного развития многонационального народа страны с учетом ее исторической, геополитической, культурной уникальности.

Культура: «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)

Написал admin, 6 сентября 2011
Трудно переоценить значение знакомства и изучения подрастающего поколения с литературой народов России. Мы полностью солидарны с авторами-составителями книги «Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 классов национальных школ», которые так обращаются к своим читателям: «Полагаем, что эта книга углубит ваши знания о многообразии литератур России. Надеемся, что она поможет открыть духовный мир различных народов, их мироощущение, историю и традиции и почувствовать, что культура каждого народа, населяющего Россию, уникальна и неповторима».

Культура: Восток и Запад в свете концептуальной системы художественного текста Ф. Искандера

Написал admin, 6 сентября 2011
Искандер Фазиль АбдуловичИзвестно, что судьбы Востока и Запада очень гармонично переплетались в истории человеческой цивилизации. Культурная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. На Востоке родилось христианство, распространившееся затем по всей Европе. Восемь веков спустя античное наследие сыграло важную роль в становлении классической арабо-мусульманской культуры, которая, в свою очередь, стала важным звеном в прогрессе мировой цивилизации... И этот непрекращающийся процесс взаимообогащения национальных культур, несомненно, оказывал и оказывает свое интенсивное воздействие и на формирование российской многонациональной литературы. В этом плане один из глобальных вопросов нашего времени — это соотношение между Западом и Востоком. Ответить на него можно лишь при условии обращения к истокам именно современной цивилизации — ценностям и смыслам социокультурной жизни, которая обусловила прорыв человечества на качественно новый уровень бытия. Естественно, что этот самоочевидный процесс оказывает решительное воздействие на внутренние потенции самой художественной литературы — моста, «соединившего впервые в истории, — по образному выражению Ч. Айтматова. — художественные берега народов, незадолго до этого не знавших о существовании друг друга».

Культура: Вновь о некоторых проблемах родства кавказских языков

Написал admin, 3 сентября 2011
    Кавказские языки всегда были предметом научного интереса. Их генеалогическая классификация до настоящего времени является спорной. Общегенетическая теория иберийско-кавказских языков постепенно теряет свое содержание и находится в русле ареальной типологии лингвистики.
    В статье рассматриваются точки зрения известных картвелистов по данной проблеме: Т.В. Гамкрелидзе, Г.В. Церетели, К.А. Климова и др. На основании анализа авторы пришли к выводу, что общекавказские элементы в картвельских языках нужно рассматривать как порождение конвергентных явлений, как результат аллогенетического родства.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Октябрь 2019 (6)
Сентябрь 2019 (2)
Июнь 2019 (6)
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (5)
  Осетия - Алания