Культура: Об общекавказском субстрате в обрядово-фольклорной жизни северокавказских народов

Написал admin, 5 сентября 2012
В статье говорится о том, что в ритуальной жизни северокавказских народов, относящихся к разным языковым семьям, в религиозных представлениях об объектах и явлениях природы много общего. Это фольклорно-этнографические схождения генетического, типологического и контактного характера, исследование которых важно для осмысления и выявления духа и существенных черт складывавшегося на Северном Кавказе «единого культурного мира».

Культура: Кавказский город во времена новой «смуты»

Написал admin, 15 декабря 2011
То, что кавказская проблематика русской прозы как реально существующий фактор эстетического сознания зиждется на вполне объективных исторических обстоятельствах вряд ли кому необходимо специально доказывать. К такого рода обстоятельствам мы относим вооруженные конфликты, в череду которых буквально попал регион в конце советской и в первое десятилетие постсоветской эпохи. Не будем в данном случае вдаваться в характер причин, породивших столь трагический контекст, остановимся здесь на принципах изображения городского пространства, в котором бушует межэтническая рознь и ненависть.

Культура: О культе быка и барана на Кавказе и связанных с ним регионах

Написал admin, 15 ноября 2011
Статья посвящена такому архетипическому явлению в человеческой культуре, как жертвоприношение. Рассматривается общая парадигма жертвоприношения и ее частные проявления, фиксируемые в фольклоре и культовой практике как народов Кавказа, так и других народов мира.

Культура: Этнокультурное взаимодействие русского и абхазского населения Республики Абхазия: опыт эмпирического анализа

Написал admin, 30 октября 2011
Разгоревшиеся на Кавказе в постсоветский период вооруженные конфликты привели к возникновению новых государственных образований, к которым относится и Республика Абхазия. Согласно Конституции республики, принятой 26 ноября 1994 г., республика Абхазия (Апсны) признается суверенным, демократическим, правовым государством. Но до 2008 г. государственный статус республики не был признан международным сообществом. В современных условиях, когда Абхазия была признана Российской Федерацией и некоторыми другими государствами, актуализируется вопрос гармоничного развития многонационального народа страны с учетом ее исторической, геополитической, культурной уникальности.

Культура: «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)

Написал admin, 6 сентября 2011
Трудно переоценить значение знакомства и изучения подрастающего поколения с литературой народов России. Мы полностью солидарны с авторами-составителями книги «Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 классов национальных школ», которые так обращаются к своим читателям: «Полагаем, что эта книга углубит ваши знания о многообразии литератур России. Надеемся, что она поможет открыть духовный мир различных народов, их мироощущение, историю и традиции и почувствовать, что культура каждого народа, населяющего Россию, уникальна и неповторима».

Культура: Восток и Запад в свете концептуальной системы художественного текста Ф. Искандера

Написал admin, 6 сентября 2011
Искандер Фазиль АбдуловичИзвестно, что судьбы Востока и Запада очень гармонично переплетались в истории человеческой цивилизации. Культурная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. На Востоке родилось христианство, распространившееся затем по всей Европе. Восемь веков спустя античное наследие сыграло важную роль в становлении классической арабо-мусульманской культуры, которая, в свою очередь, стала важным звеном в прогрессе мировой цивилизации... И этот непрекращающийся процесс взаимообогащения национальных культур, несомненно, оказывал и оказывает свое интенсивное воздействие и на формирование российской многонациональной литературы. В этом плане один из глобальных вопросов нашего времени — это соотношение между Западом и Востоком. Ответить на него можно лишь при условии обращения к истокам именно современной цивилизации — ценностям и смыслам социокультурной жизни, которая обусловила прорыв человечества на качественно новый уровень бытия. Естественно, что этот самоочевидный процесс оказывает решительное воздействие на внутренние потенции самой художественной литературы — моста, «соединившего впервые в истории, — по образному выражению Ч. Айтматова. — художественные берега народов, незадолго до этого не знавших о существовании друг друга».

Культура: Вновь о некоторых проблемах родства кавказских языков

Написал admin, 3 сентября 2011
    Кавказские языки всегда были предметом научного интереса. Их генеалогическая классификация до настоящего времени является спорной. Общегенетическая теория иберийско-кавказских языков постепенно теряет свое содержание и находится в русле ареальной типологии лингвистики.
    В статье рассматриваются точки зрения известных картвелистов по данной проблеме: Т.В. Гамкрелидзе, Г.В. Церетели, К.А. Климова и др. На основании анализа авторы пришли к выводу, что общекавказские элементы в картвельских языках нужно рассматривать как порождение конвергентных явлений, как результат аллогенетического родства.

Культура: Адыгское гостеприимство в ракурсе паремиологического исследования

Написал admin, 2 сентября 2011
    Адыги особо славились своим гостеприимством. Этот социальный обычай в той или иной степени присущ всем народам и воспринимается на Кавказе как одна из величайших человеческих добродетелей и соблюдается неукоснительно, с особой тщательностью. Упорядочение социального бытия и осуществление коммуникации в бесписьменных культурах кавказских народов подкреплялись строгой регламентацией этических и этикетных предписаний, которые сохранились не только в обрядах и ритуалах, но и в паремиологическом фонде языка. «Этические ценности и установки, воплощенные в устойчивых оборотах и сочетаниях, тесно между собой связаны и отражают типичные и приоритетные предпочтения и идеи национального и социального опыта носителей языка». В естественном языке наличие одного специального модального концепта всегда предполагает существование некоторого набора концептов — лексем либо предикативных смыслов. В данном случае мы имеет дело с рядом концептуальных представлений «гость» (хьэщ1э»), «хозяин» («хэгъэрей», «бысым»), «место приема гостей» («хьэщ1эщ»), субъект, обслуживающий гостя («щхьэгъэрыт») и некоторые другие.
    Гостеприимство выступает в качестве важнейшего и обязательного компонента системы регулирования отношений между людьми. Наличие в доме гостя, угощения предполагает наличие родственных или дружеских отношений, а это служит залогом мирной жизни.

Культура: Абхазские и осетинские нартские сказания о Сасрыкуа / Сослане / Созырыко (Опыт сравнительного указателя)

Написал admin, 18 августа 2011
Махарбек Туганов. Сослан.Один из первых и крупнейших исследователей всемирно известной кавказской «Нартиады» В. И. Абаев еще в 1956 г. отмечал: «Пока мы не разберемся во взаимоотношениях, связях и расхождениях всех национальных типов нашего эпоса в рамках Кавказа, изучение каждого из этих типов в отдельности будет лишено солидной научной основы». В этом отношении особый интерес представляет составление тематических, сравнительных и иных Указателей нартских сказаний.
Нам известно несколько Указателей по нартскому эпосу. Это - «Примерный Указатель сюжетов нартского эпоса (по русским источникам)» Е.М.Мелетинского, «Указатель циклов и сюжетов осетинских нартских сказаний и песен» А.Х.Бязырова, составленные нами «Систематизация текстов абхазского нартского эпоса»4, «Сходные сюжетно-тематические единицы в абхазо-адыгских нартских сказаниях (Опыт составления Указателя)». «Систематика и интерпретация текстов цикла сказаний о Сасрыкуа», «Хронолог ический Указатель записей абхазских эпических сказаний о Сасрыкуа и Абрыскиле». Вопросов сравнительного изучения разных версий нартского эпоса, в частности цикла сказаний о Сасрыкуа / Сослане / Созырыко касались почти все нартоведы. Более подробно рассматривают этот вопрос: А.И.Алиева, Ш.Д. Инал-ипа, Ю.С. Гаглойти, Ю.А.Дзиццойты, З.К.Ханаева и др.

Культура: Паремии – важная составная часть народной культуры

Написал admin, 5 июня 2011
Паремии – важная составная часть народной культурыФонд паремиологических единиц языка представляет несомненный интерес для лингвокультурологии, так как позволяет реконструировать наиболее важные стереотипы массового национального сознания. Паремии отражают особенности взаимоотношений между людьми, социально-исторический контекст, особенности быта, обычаи и традиции.
Изучение паремий позволяет выявить, во-первых, культурно обусловленный компонент языковых значений и, во-вторых, рассмотреть когнитивные механизмы формирования важнейших культурных стереотипов. Функционируя как средство хранения и передачи народного опыта, являясь своего рода кристаллизацией этнического мировоззрения, паремиологические единицы обнаруживают органическую связь с концептами как культурно-специфическими вариантами понятий, которые составляют когнитивный базис национальной языковой картины мира.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Популярное

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Март 2018 (5)
Февраль 2018 (5)
Январь 2018 (1)
Декабрь 2017 (10)
Ноябрь 2017 (5)
Октябрь 2017 (3)
  Осетия - Алания