Главная > Культура > Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Заключение

Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Заключение


19 марта 2010. Разместил: admin
Мы рассмотрели наиболее характерные для всех народов Северного Кавказа демонологические образы. Наиболее распространенным образом является черт (шайтан), хотя характеристике данного образа отведено в работе меньше, чем следовало бы согласно его статусу в народных представлениях. Черт опережает своих демонологических “собратьев” и по богатству легенд, сказок, рассказов, быличек, пословиц и поговорок. Но, в силу того, что на образ черта, как мы уже писали, огромное влияние оказали христианство и ислам, то и сюжеты, и представления о нем во многом схожи не только у народов Северного Кавказа, но и у остальных мусульманских и христианских народов. К тому же, многие черты и мотивы переносятся на другие демонологические персонажи.

Демонологические персонажи наделяются различным обликом: “нечистая сила”, по народным представлениям, может быть антропоморфна (в облике человеческом), зооморфна (в облике зверином), и смешанно-антропоморфна (в облике получеловека-полузверя – черт с хвостом и копытами).

У всех народов Северного Кавказа совпадают и способы защиты от шайтана (джинна). Не отличаются рассказы “очевидцев” встречи с чертями и в настоящее время.

Много общего и в образе Алмасты.

Образ Алмасты, распространенный по всему Северному Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, в своей основе восходит к глубокой древности и связан с древними верованиями в богиню Плодородия. С течением времени она принимала функции покровителя рожениц, богини охоты, а также духа-покровителя леса и лесных зверей. Со временем, с утверждением патриархальных отношений, а также с развитием монотеизма, она трансформируется в демоническое существо. Ареал распространения образа Алмасты выходит за пределы Кавказа. Аналогичный образ под разными именами бытует у кавказских, тюркских, монгольских, иранских и семитских народов: У народов Северного Кавказа этот персонаж известен под разными именами: у кумыков – Албаслы къатын, у ногайцев – Албаслы, у балкарцев и карачаевцев – Алмасты, у агульцев и рутульцев – Албасти, у лезгин – Албаб, у лакцев – Сухасулу, у аварцев – Рохдулай, у татов – Дедей-ол, у адыгов – Алмасты, у чеченцев и ингушей – Алмасы, Алмазы. В мифологии турок, татар, башкир, казахов, тувинцев, узбеков, алтайцев называется Албасти, Алвасти, туркмен – Ал, Албассы, киргизов – Албарсты, каракалпаков – Албаслы. У турок назывался также Ал, Ал-ана, Ал-кары, Ал-кузы, у тувинцев и алтайцев – Албыс, у казахов, каракалпаков, узбеков и киргизов – Марту, Мартуу, Мартув, Мартук, у узбеков Зеравшанской долины – Сары кыз ("желтая дева"), у Западносибирских татар – Сары чэч ("желтоволосая дева"). Аналогии Алмасты имеет и в мифологиях иранских народов: Албасти – у таджиков, Ала жен – у талышей, Хал анасы, Алк – у курдов, Алг, мерак – у белуджей. У армян называется Алы, алк.

Образ Алмасты, несмотря на разнообразие имен, у всех перечисленных народов схож.

Вопрос о происхождении Алмасты также недостаточно ясен. Одни авторы считают ее персонажем тюркского происхождения, другие – иранского. В любом случае, все варианты образа Алмасты в конечном итоге восходят к одному прототипу (прообразу).

Интересен в сопоставительном плане и образ великана. У всех народов Северного Кавказа великан носит разные имена (у осетин – уæйуг, у адыгов – иныж, у тюркских народов – эмеген, у вайнахов – вампол), но всех их объединяют схожие сюжеты и мотивы. Наиболее отличительные черты от своих кавказских “собратьев” имеет осетинский уæйуг, сохранивший некоторые элементы из древнеиранских дуалистических представлений. К осетинскому уæйуг в некоторых случаях примыкают ингушский вампол и балкарский эмеген.

Характеризуя в целом образ "домового" у народов Северного Кавказа, можно заключить следующее:

- "домовой" у народов Северного Кавказа имеет как схожие черты, так и отличительные, скорее всего, под влиянием различных религиозно-мифологических представлений о культе семейного очага, дома;

- в основе образа "домового" прослеживаются функции "богини плодородия", "богини охоты", "богини домашнего очага";

- со временем, по мере трансформации образов этих богинь, в образе "домового" стали проступать черты демонического существа: в результате у некоторых народов произошло разделение образа "домового" на двух персонажей – доброго домашнего духа и злого домашнего духа.

Демонологические персонажи нередко выглядят как человек, отраженный в кривом зеркале. От обычного человека они отличаются, прежде всего, по размерам или росту. Нередко демоны либо очень высокого роста, либо чрезмерно маленького.

Некоторые мифологические персонажи могут полностью уподобляться какому-либо человеку. Так, домовые могут выступать в облике нищего, странника, белобородого старика, родственника и т.п. Лесные же женщины отличаются от людей, как правило, своим неряшливым обликом, длинными волосами, поведением. Час-то красота их доводит до умопомешательства или гибели охотника, которому она показывается как бы случайно.

В целом, в системе религиозно-мифологических воззрениях народов Северного Кавказа демонология составляет моноцентрический комплекс представлений. Моноцентризм в данном случае не предполагает генетического единства разных элементов комплекса, но подразумевает синхронную группировку его вокруг одного образа. Свойство полноты и нарративная организация многих фрагментов комплекса проецируются на такие конституирующие характеристики текста, как целостность и связность, и позволяют говорить о существовании не просто типологического макрообраза, но и особого "текста демонических сил" в кавказской языковой и культурной традиции. Типологические мотивы представлены в трех базовых каналах трансляции этнокультурной информации – в языковом, фольклорном и обрядовом.

Источник:
Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа.Монография; Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ, 2008. 103 с.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад