Главная > Культура > «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)

«Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)


6 сентября 2011. Разместил: admin
С.М. Акачиева

Трудно переоценить значение знакомства и изучения подрастающего поколения с литературой народов России. Мы полностью солидарны с авторами-составителями книги «Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 классов национальных школ», которые так обращаются к своим читателям: «Полагаем, что эта книга углубит ваши знания о многообразии литератур России. Надеемся, что она поможет открыть духовный мир различных народов, их мироощущение, историю и традиции и почувствовать, что культура каждого народа, населяющего Россию, уникальна и неповторима».1

Рассматривая формирование жанра карачаевского романа в контексте развития северокавказской литературы, мы не можем не отметить его типологическое родство с романами писателей Северного Кавказа, в том числе и осетинских. Так. в частности, между романами Хасана Аппаева «Черный сундук» (первом романе в карачаевской литературе) и осетинского писателя Коста Фарниона «Шум бури» прослеживается сходство в сюжетах, образах главных героев.2 Созданные в одни и те же годы, романы карачаевского и осетинского писателей во многом созвучны, в центре внимания обоих авторов тема пробуждения народа к борьбе за свободу и проникновения революционных идей в его среду. И в том и в другом романе общей является проблематика абречества (Канамат, Царай Сырхаев).

Главные герои и здесь, и там — абреки, предводители борьбы за идеалы добра и справедливости угнетенных горцев, живших под гнетом и собственных богатеев, и мусульманского духовенства, с помощью религии обезоруживающего народ в его борьбе за свои права, и царских чиновников.

По словам Ж. А. Глоовой, «герои романов 30-х годов — Царай, Канамат, Хасан, Хамид — бунтари-одиночки, которые впервые в истории подняли свой голос, восстали против врагов. В силу исторических обстоятельств они так и не стали сознательными борцами с социально-политическим строем. Эти герои только предвосхищают появление истинных революционеров».3

Героев характеризует нравственная чистота, например, их целомудренная любовь к женщине, которая приносит им не только радость, но иногда и горести.4

Одним из достоинств романов X. Аппаева и К. Фарниона является воссоздание ими пленительного по своей чистоте, гордости, скромности и трудолюбию образа горянки, причем сознанием ее психологии, с большим тактом. Это Байдымат («Черный сундук») и Мисурат («Шум бури»), с чьими именами связана «любовная, психологическая линия» произведений.5

Говоря словами критика З.М. Салагаевой, герой этих романов убежден: «человек рожден свободным, полон надежд и ожиданий, а потом его начинают коверкать».6

Итак, мы в своей монографии, названной выше, отмечая типологическое родство северокав-казского романа, опирались на изыскания представителей осетинского литературоведения З.М. Салагаевой, Ж.А. Глоовой и др., а также на труды А.И. Караевой, проф. Л.П. Егоровой по данной проблеме.

А ныне объектом нашего исследования стал современный художественно-документальный роман «Озарение души...» карачаевской писательницы, ученого-искусствоведа 3. Хабичевой-Боташевой.7

Если в карачаевской литературе создан только один историко-биографический роман, посвященный одному человеку — Крымшамхалову и его друзьям — Коста Хетагурову и Н. Ярошенко, то в осетинской литературе трудом известных ученых и писателей созданы о Коста Хетагурове весомые, интересные как в художественном, так и фактическом плане книги (романы, повести, рассказы): «Вторая родина Коста» Б. Калоева, «Горная звезда» Т. Джатиева, «За Вас я отдам жизнь» Т. Джатиева и Л. Либединской и др.8

Повторимся, что главный герой романа «Озарение души...» — Ислам Крымшамхалов — и его ближайшее окружение, в т.ч. Коста Хетагуров и Николай Ярошенко. Подобно Данко, герою рассказа М. Горького, они — поэты, художники — всегда были готовы ценой своей жизни освещать путь людям к свободе и счастью, вывести их из тьмы к свету.

На страницах вышеназванной книги дана трогательная, пронесенная через всю жизнь дружба представителей трех народов — русского, карачаевского и осетинского (Н. Ярошенко, И. Крымшамхалова и К. Хетагурова).

Т.Ш. Биттирова, к.ф.н., с.н.с. КБНИИ. в 1986 году (через год после выхода книги) дала высокую оценку художественно-документальному роману «Озарение души. Картины жизни Ислама Крымшамхалова» молодого писателя 3. Хабичевой-Боташевой в своей статье «Хороший вклад — в духовную сокровищницу: Мнение ученой о книге»9 сначала в областной газете «Коммунизмге жол» (Кабардино-Балкария), потом в областной газете «Ленинни байрагьы» (Карачаево-Черкесия) (ныне Т.Ш. Биттирова. д.ф.н., зав. сектором балкарской литературы в КБИГИ КБНЦ РАН).

Т. Биттирова была удивлена, что спустя много лет, автор романа обратилась к теме «Ислам Крымшамхалов» (1864-1910 гг.), в поисках фактического материала изъездила всю страну, побывала в музеях и центральных архивах, в городах и селах Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края, встречалась со многими людьми. И вот в результате неустанного труда была создана хорошая книга о карачаевском поэте, художнике и просветителе, а также о его друзьях и соратниках.

Это произведение дает обширный материал для изучения карачаевского романа и расширяет знания о выдающихся людях Северного Кавказа, оставивших след своей безупречной жизнью в народной памяти.

Нами также подготовлен фотоальбом по теме исследования — «Коста Хетагуров в периодической печати КЧР, КБР и г. Ставрополя»


Примечания

1. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 кл. нац. шк. / Авт.-сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова. СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. С.8.

2. См. Акачиева С.М.. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра. / С.М. Акачиева. Ставроп. кн. изд-во (Карачаево-Черкес. отд-ние), 1980. 160 с.

3. Глоова Ж.А. Становление и развитие жанра историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1971.

4. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 кл. нац. шк. / Авт.-сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова. СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. С. 23.

5. Там же. С. 24.

6. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе / 3. Салагаева. Орджоникидзе: ИР, 1970.

7. Хабичева-Боташева З.М. Озарение души. Картины жизни Ислама Крымшамхалова / З.М. Хабичева-Боташева. Черкесск: Карачаево-Черкес. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1985. 295 с.

8. Джатиев Т.И. Горная звезда. Роман-хроника. Пер. с осет. А. Мусатова и Л. Либединской. / Т.И. Джатиев. М.: Современник, 1978. 384 е.; Джатиев. Т.. Либединская Л. За Вас отдам я жизнь. Повесть / Т. Джатиев, Л. Либединская М.: Политиздат. 1969; Джатиев Т.И. Кем ты будешь, лаппу?/ Т.И. Джатиев. М.: Дет. литература, 1980; Калоев. Б.А. Вторая родина Коста. Роман. / Б.А. Калоев Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1988. 319 е.; Наш Коста: Рассказы о народном поэте Осетии. М.: Детгиз, 1950.

9. Князева Н. «Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня...»: Имя на карте / Н. Князева // День республики. 2008. 20 марта.


Об авторе от адм. сайта:
Акачиева Софья Магометовна – к.филол.н., доцент Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 185 - 187.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад