Главная > Культура > Вехи единения культур народов Кавказа

Вехи единения культур народов Кавказа


7 августа 2013. Разместил: admin
М. X. Багаев, М. А. Тангиев

Кавказ с древнейших времен был этнически пестрым регионом. Его знали и посетили знаменитые античные и древневосточные исследователи. С их легкой руки Кавказ вошел в древнюю письменную традицию как «гора языков и народов». Общеизвестно, что кавказские языки — совокупность около сорока древнейших автохтонных, т. е. неиндоевропейских, нетюркских и несемитических языков Кавказа. Они подразделяются на три группы — абхазо-адыгскую, картвельскую и нахско-дагестанскую, внутреннее генетическое единство каждой из которых не вызывает сомнений.

За прошедший XX в. археологами, антропологами, этнографами, лингвистами, представителями других смежных наук на Северном Кавказе выявлены уникальные материалы, заставляющие кавказоведов признать существования определенного культурного единства древнейших местных племен. Последние, в частности, в III тысячелетии до н. э. одновременно заселяли Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и южные районы Ставропольщины и Краснодарского края. Эта общность имела активные культурно-экономические связи с племенами Юго-Восточной Европы, а на юге — теснейшие контакты с синхронной ей культурой Закавказья и Малой Азии [1, с. 72]. [2, 3]. Синкретический характер двух выдающихся археологических культур — куро-аракской и майкопской наиболее ярко прослеживается на примере изучения многих бытовых и погребальных памятников контактного региона [4, с. 365]. Это свидетельствует о том, что развиваясь во взаимоотношениях между собой и с культурами смежных территорий, племена раннебронзового века Закавказья и Северного Кавказа создали оригинальные культуры [4, с. 409], [5].

«Закавказье и Северный Кавказ, — пишет X. А. Амирханов, — в своем историческом прошлом обладали культурными характеристиками, как объединяющими их с соседними регионами, так и отличающими. Что касается внешних культурных влияний, то в одни эпохи Кавказ (особенно северная ее часть) оказывался больше открытым в сторону Европы, а в другие — Ближнего Востока. Уже в материалах древнего каменного века (палеолита) просматривается соседство на Кавказе культурных проявлений, свойственных как Передней Азии, так и Европы. А в неолите (новом каменном веке) Северный Кавказ становится источником культурных импульсов, достигающих нижнего Поволжья и, возможно, Приазовья.

На раннем этапе периода бронзы Северный Кавказ оказывается в орбите культуры Ближнего Востока и одновременно сам выступает в качестве своеобразного ретранслятора достижений наступившей эпохи металла в сторону предкавказских степей. А вот в эпоху средней бронзы уже элементы степной культуры внедряются достаточно глубоко в горы. В это время прослеживается заметная дезинтеграция культуры, которая к концу эпохи приводит к образованию в горных районах локальных и достаточно замкнутых образований. В такие отрезки истории культура приобретала черты наибольшей местной специфики, а ее относительная изоляция способствовала существенному замедлению развития» [6, с. 4-5].

Особенно выразительно выступает культурно-историческая общность дагестанских и нахских народов. Более наглядно это прослеживается на примерах гинчинской, каякентско-харачоевской и других археологических культур. Преемственность этого единства не менее наглядно демонстрируют и памятники региона скифо-сарматского и раннесредневекового периодов. Всесторонняя разработка ретроспективного взгляда на конкретные данные из могильников Дагестана и Чечни позволяет воссоздать достаточно объективную картину взаимоотношений между населением гор Чечни и Дагестана и теми, кто проживал в более низменных районах. С другой стороны, с древнейших времен народы Северо-Восточного Кавказа имели постоянные контакты с земледельческими цивилизациями Ближнего Востока и Закавказья, а также с подвижными скотоводческими племенами Юго-Восточной Европы [7, с. 10], что положительно сказалось на местном земледелии, металлургии, металлообработке и ряде отраслей ремесленного производства. Кроме того, генетическое родство нахско-дагестанских языков сегодня безоговорочно признается всеми лингвистами-кавказоведами. При обзоре всех исторических вех древней и средневековой истории народов рассматриваемого региона наиболее ярко высвечиваются страницы той истории, в которой прослеживаются сложные, но в целом положительные связи автохтонов Северного Кавказа с гигантским миром кочевников. Начало этим контактам было положено носителями ямной и катакомбной культур эпохи бронзы, но более выразительными они стали начиная с киммерийцев (IX-VII вв. до н. э.). Обширная территория предгорно-плоскостной зоны Северного Кавказа киммерийцами «была прочно включена в орбиту связи кочевого и оседлого населения Евразии и стала местом выработки оригинального опыта взаимодействия автохтонов и номадов в рамках сложившейся еще бронзовом веке системы «горы-степь». В этом процессе северокавказские культуры играли роль творческих преобразователей и ретрансляторов культурных импульсов, шедших из центра Закавказья, Малой Азии, Подунавья, восточно-евразийских районов, развивая полученные формы на основе собственного богатого культурного опыта» [8, с. 179].

В последующие века на Северном Кавказе побывали скифы, сираки, аорсы, савроматы, сарматы, аланы, гунны, хазары, кипчаки, монголо-татары, полчища Тимура. Все они в той или иной степени оставили свой след в материальной и духовной культурах местных народов [9].

Невозможно не согласиться с известным кавказоведом М. Р. Гасановым, считающим. что исторические судьбы народов, населяющих Кавказ, оказали влияние и на духовную общность, уходящую в глубь веков. Отсюда признание и оправданность линии на совокупность и целостное осмысление истории и культуры народов Кавказа. Уникальность Кавказа в том. что он лежит на стыке Европы и Азии. Здесь произошла встреча и идет постоянный диалог и взаимопонимание культур Востока и Европы. Народы Кавказа в процессе длительного исторического развития жили не изолированно, а наоборот, поддерживали тесные отношения как между собой, так и с соседними народами. Поэтому нельзя создать научную историю этих народов, не изучив вопросы их взаимоотношений [12, с. 5-9]. Более того, на основании изучения инородных элементов оружия, украшений, выявляются внешние культурные, экономические, политические связи Северного Кавказа с Византией, сасанидским Ираном. Закавказьем, Центральной и Юго-Восточной Европой и Прикаспийскими степными регионами. Все это свидетельствует о включении древнего населения Северного Кавказа в общеевропейский и Восточный культурные ареалы в древности и в средневековье, особенно в период великого переселения народов [13, с. 4].

Таким образом, исторический опыт мирного сосуществования и сотрудничества народов Кавказа имеет проверенный веками исток, питавшийся данными материальной и духовной культурами разных этносов.

Многим агрессивным зарубежным силам сегодня не нравится то, что после небывалых кризисных потрясений и локальных войн конца XX в. и первого десятилетия XXI в. народы Северного Кавказа остались в составе Российской Федерации и готовы защищать ее целостность. Последнее есть еще одно доказательство тому, что у народов Северного Кавказа всегда были сильны объединительные тенденции, которые постоянно превалировали над факторами разъединительного характера [12, с. 8], и, следовательно, сила и мощь народов как Кавказа, так и всей России в их единстве.


Список использованной литературы:

1. Крупнов Е. И О древних связях юга СССР и Кавказа со странами Ближнего Востока // Вестн. истории мировой культуры.— М., 1958.—№ 1.—С. 72—82.

2. Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность (к проблеме происхождения коренных народов Кавказа) // СА.—1964.—№ 1.—С. 38-39.

3. Багаев М. X. Истоки общности духовной культуры народов Северного Кавказа // Тез. выступлений на республиканской научно-практической конф. «Великий Октябрь. Социалистические преобразования в Чечено-Ингушетии».—Грозный, 1987.—С. 61-63.

4. Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века.—М.: Наука.—415 с.

5. Багаев М. X. Археологические культуры и проблема этногенеза вайнахов Ц XIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: Тез. докладов.—Орджоникидзе, 1986.— С. 23-24.

6. Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры,—Тула, 2003—С. 4-5.

7. Гаджиев М. Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа (эпоха энеолита и ранней бронзы).—М.: Наука, 1991.—264 с.

8. Дударев С. Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-восточной Европы в предскифскую эпоху (IX-первая половина VII в. до н. э.).—Армавир, 1999.—400 с.
9.
10. Багаев М. X. Правайнахи и их связи с кочевниками Северного Кавказа // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа.—Махачкала, 1988.—С. 18-19.

11. Багаев М. X. Место Чечни в древних цивилизациях // Первая археологическая конф. Кавказа: Краткие содержания докл.—Тбилиси, 1998.—С. 55-56.

12. Багаев М. X. Аборигены Кавказа и кочевники // Вторая археологическая конф. Кавказа. Кавказ и степной мир в древности и в средние века: Материалы междунар. конф.— Махачкала, 1999—С. 19-20.

13. Гасанов М. Р. Дагестан и народы Кавказа в V—XV вв. (некоторые вопросы этнической общности, расселения и взаимоотношений).—Махачкала, 2008.—С. 5—9.

13. Мастыкова А. В. Женский костюм Центрального и Западного Предкавказья в конце IV— середине VI в.—М.: ИА РАН, 2009.—С. 4.


Источник:
Багаев М. X., Тангиев М. А. Вехи единения культур народов Кавказа // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 244 - 246.

Вернуться назад