Главная > Культура > Народная художественная культура Дагестана в контексте постсоветских преобразований и глобализации

Народная художественная культура Дагестана в контексте постсоветских преобразований и глобализации


18 марта 2014. Разместил: admin
Статья подготовлена при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».

А. Дж. Магомедов

Народная художественная культура, как и другие сферы экономики и культуры общества, существенно трансформировались в условиях постсоветских (ранее и перестроечных) преобразований. Частью этих преобразований стала «открытость» российского общества, упрощение выезда и въезда в страну и последовавшая за этим экономическая и культурная глобализация.

Сегодня достаточно много написано о роли рынка и демократизации социальной сферы в обновлении российского общества в постсоветское время. Вместе с тем конкретные особенности приспособления культуры «к новым правилам», процесс формирования этих правил в сфере традиционной художественной культуры, например, остаются малоизученными. Такое знание позволит ее потенциал для развития художественной культуры России.

Сегодня трудно найти оппонента, который был бы не согласен с тем, что изделия дагестанских художественных ремесел (украшения, клинковое оружие из серебра, золота, ковры, различные сувениры) завоевали устойчивую нишу на рынке товаров России. Активно развиваются сценические формы (танцы, музыка, песенное творчество) традиционной хореографической культуры. Велико их значение как своеобразных знаков дагестанской этнокультуры. В условиях усиления террористической активности в крае, роста миграции населения республики в центральные регионы, формирования негативного образа Дагестана, рядовое население страны через прилавки магазинов и концертные программы знакомится с художественной культурой республики, созданной на основе исторического наследия. Это влияние, безусловно, способствует снятию межэтнических напряжений, формированию положительного образа Дагестана. Кроме того все это стало важной частью экономики и культуры России, феноменом российского масштаба.

Ко времени перехода России на рыночные отношения (начало 1990-х гг.) зачатки новых отношений уже явно давали о себе знать. Особенно это было характерно для малой, «народной» экономики. Наиболее яркие проявления новых тенденций стали заметны тогда в такой сфере, как традиционные художественные промыслы Дагестана. На рынок работали кооперативы, индивидуальные мастера (первые законы, активизирующие развитие частных форм производства, были приняты в СССР еще в 1986 г.). Нам, как историку традиционной культуры, изучавшему реалии развития традиционных ремесел конца XIX — начала XX вв. было интересно в те годы наблюдать, как чуть ли не «один к одному» в 1990-е гг. возрождались те же процессы развития мелкого бизнеса в сфере традиционного ремесла. Эти процессы выражались в развитии таких форм предприимчивости, как активные поиски для рынка «ходового ассортимента», широкое использование кооперационных связей, возрождение забытых художественных технологий, развитие традиций семейного художественного и трудового воспитания и др. В том же ювелирном деле в прошлом, например, сложились такие формы кооперации, когда литейным делом, связанным с подготовкой материала-серебра, с монтажом форм посуды, кинжалов, женских украшений, с первичной или отделочной гравировкой, с чернением, с полировкой, с изготовлением клинков, работ с эмалью, филигранью, насечкой, реставрационными работами, выполнением работ с редкой технологией занимались разные мастера. Собственником готовых изделий, организатором «процесса», как правило, выступал состоятельный мастер, имеющий опыт и навыки такой работы. В 1990-е гг. такая кооперация в промыслах Дагестана получает широкое развитие.

Появляется и разделение на мастеров-производителей и мастеров-торговцев. Отдельные мастера, забросив ремесло, переключились на торговлю художественными изделиями, становясь посредниками между магазинами и промыслами. Со временем они превратились в хорошо известных из истории мелкого производства и малого бизнеса скупщиков товаров и организаторов производства рассеянного типа. Часто такой торговлей занимались лица, не имеющие прямого отношения к центрам народных промыслов. Это были люди, имеющие родственные, товарищеские связи в различных городах, опыт торговой деятельности и просто энергичные, предприимчивые люди, потерявшие работу во время кризиса. В их числе были не только дагестанцы, но и жители других регионов, имевших родственников, товарищей в Дагестане. Челночные поездки для продажи изделий дагестанского художественного ремесла (чаще ювелирных украшений) во все концы России и даже СССР (Прибалтика, Украина, Азербайджан и др.), вывоз изделий художественного ремесла в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты (при челночных поездках за товаром), в Саудовскую Аравию (во время поездок на Хадж) стали обычным делом.

Многие скупщики со временем составили основную часть индивидуально работающих предпринимателей, зарегистрированных в Прикаспийской госинспекции пробирного надзора (ПГИПН). Дело в том, что не все мастера могли «осилить» сложные процедуры оформления документов на индивидуальное предпринимательство, постановку на учет в той же инспекции, особенности финансового и налогового законодательства в этой области. При сохранении в стране и в новое время госмонополии по контролю за пробой драгметаллов (впервые такая монополия была введена еще Петром I) все мастера-предприниматели обязаны «до магазина» клеймить свои изделия в таких инспекциях.

В новое время происходить и расширение законодательной базы индивидуального предпринимательства и трудовой деятельности. Так, например, если, действовавший до 1994 г. федеральный закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» прямо запрещал применение наемного труда гражданином- предпринимателем, то Гражданский кодекс РФ, принятый в этом году, такого прямого запрета уже не содержал [1].

Развитие рынков, связанных с реализацией изделий традиционных промыслов, наряду с созданием законодательной базы предпринимательства, стало ключевым звеном активизации возрожденческих процессов в художественных ремеслах Дагестана. А «всероссийский» рынок стал катализатором новых тенденций. Так было в конце XIX в., по такой же схеме развивались дагестанские промыслы и в 1990-е гг.

Яркие примеры роли торговли в возрождении народных ремесел дает сегодня столица Махачкала, где сформировалась достаточно развитая сеть торговли изделиями художественных ремесел. На «пятачке» города, примыкающем к углу улиц Р. Гамзатова и М. Дахадаева, расположено более 15 магазинов и художественных салонов («Дагестан», «Умельцы Дагестана», «Серебряный мир», «999» и др.), торгующих изделиями народных промыслов Дагестана, особенно ювелирными изделиями из серебра. Всего же в Махачкале число таких магазинов, по приблизительным нашим оценкам, может достигать 30-40, если не более. Для сравнения отметим, что в середине 1980-х гг., в той же Махачкале таких магазинов было всего несколько. При этом, один из них, магазин «Умельцы Дагестана» на ул. Ленина (ныне Р. Гамзатова) открылся в 1986 г. Немало магазинов, торгующих ювелирными изделиями и другими работами народных умельцев и в других городах Дагестана.

Наряду с магазинами и салонами, в торговле изделиями художественного ремесла сегодня занято и большое число индивидуально торгующих лиц. Это, как правило, женщины. Они торгуют в павильонах городских «восточных рынков», на дому. Только в павильонах «восточного рынка» г. Махачкалы работают более сотни женщин.

Нам приходилось наблюдать витрины многих ювелирных и сувенирных магазинов и в Москве, и в ряде областных столиц. Такую же информацию о других регионах мы собирали и от челноков, выезжавших в города страны. Наблюдения однозначны: по всей России дагестанские изделия на торговых прилавках ювелирных и сувенирных магазинов занимают значительное место. Изделия из Дагестана легко узнаваемы, привлекают внимание (особенно серебряная посуда и холодное оружие) яркостью и разнообразием декоративных техник, обилием ассортимента. Таким образом, за последние десятилетия ювелирные промыслы Дагестана стали явлением российского масштаба. И все это несмотря на то, что в том же Дагестане за последние 5-7 лет (пример тому Махачкала) появился десяток торговых точек с яркими вывесками, связанными с популярными российскими брендами ювелирного дела — «московское золото», «петербургское золото», «якуталмазы», «бронницкие цепи», где представлена продукция крупных ювелирных заводов России.

Тот же Кубачи сегодня стал своеобразным монополистом производства посуды и различных сувениров из серебра. В области посудных форм из серебра в России известен только один конкурент — ювелирный завод г. Великий Устюг. Однако изделия этого завода отличаются не только декором, но и дороговизной (вероятно, сказываются промышленные технологии, большие затраты на дизайнеров-художников и др.). Дагестанские изделия намного дешевле, декоративно «ярче» и разнообразнее по ассортименту.

Нередко можно услышать рассуждения о том, является ли искусством все то, что предлагают народные мастера Дагестана. Думается, что это легковесное суждение, так как перед нами исторически сложившиеся художественные формы (кинжалы, сабли, шашки и др.), декоративные техники, вещи, отражающие эстетику народной культуры, которая, конечно же, отличается от эстетики произведения профессионального художника. В каждой области искусства формируется своя эстетика.

Безусловно, в области развития традиционного искусства Дагестана есть и серьезные проблемы. Глобализация культуры с интенсивным распространением евродизайна костюмов, украшений, сувениров все более нарушает размеренный ритм развития народных ремесел Дагестана. Особенно это становится заметным в кризисные и посткризисные годы. Вступление России во Всемирную торговую организацию еще более осложнит ситуацию, еще больше сузить рыночную нишу изделий традиционной художественной культуры, место традиционной культуры в российском обществе в целом.

Один из наиболее ярких примеров новейших трансформаций в области народной художественной культуры — традиционная свадьба Дагестана. Хотя исторически он всегда менялся, но интенсивность изменений сегодня резко возрастает. Так, в прошлом в свадебных обычаях и обрядах набор изделий народных мастеров составлял значительное место. Сегодня роль таких вещей в приданом, в свадебных подарках резко сужен. В прошлом обязательным и важным элементом приданого выступал большой дагестанский ковер-сумах, сегодня же он заменен импортными ворсовыми коврами. Меняется сегодня и хореографическая, и обрядовая сторона свадебного торжества. Возрастает хаотичность свадьбы, происходит унификация, формализация многих ритуалов и т. д.

Опасны для сохранения традиций народной свадьбы распространяющаяся традиция играть религиозные свадьбы (мавлиды). Такие свадьбы играются без песен, музыки, игрового веселья. Свадьбы-мавлиды — явление последних десятилетий, и их появление связано с распространением фундаментальных исламских идей в республике, это своеобразное последствие восточной глобализации исламского типа [2].

Современная глобализация нивелирует культуру, придает ей черты универсализма. Но было бы наивно полагать, что это результат только последних десятилетий. Советская глобализация в свое время нанесла национальным культурам не меньший урон. В этой ситуации выход видится только в одном — надо всемерно поддерживать сохраняющиеся «островки» традиционной культуры, создавать сценическую, «витринную» субкультуру этого типа культуры и более активно пропагандировать исторические ценности народной музыки, танцев, светского досуга*.


Список использованной литературы:

1. http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=076df57659bd49b8. Дата обращения 10.06.2011.

2. Магомедов А. Дж. Современная дагестанская свадьба как феномен культурной глобализации // Искусство и наука в современном мире. Сб. материалов междунар. науч. конф. (11-13 ноября 2011 г.)—М., 2011.


* При написании статьи автором использованы полевые материалы.


Источник:
Магомедов А. Дж. Народная художественная культура Дагестана в контексте постсоветских преобразований и глобализации // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). / Отв. ред. Э.В.Канукова, А.Б.Крылов, А.Г.Кусраев. —Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2011. —326 с. С. 273 - 276.

Вернуться назад