Главная > Культура > Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации)

Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации)


5 мая 2015. Разместил: admin
Басангова Т. Г., г. Элиста

Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации)В устном поэтическом творчестве всех народов особое место занимают легенды и предания, являющиеся одним из наиболее интересных и значительных жанров несказочной прозы. Легенды и предания существуют с незапамятных времен. Им присущи своя специфика бытования, организация поэтической структуры, свои функции, в них отражается история народа, который создавал эти произведения. Легенды и предания являются сокровищницей социально-экономического, политического, идейно-эстетического и этического опыта народа. Дошедшие до нас фольклорные произведения неоспоримо связаны с жизнью народа, творившего их, отражают народную мудрость, главные его заповеди, меткие нравоучения, надежды и мечты. Легенды и предания являются одним из жанров несказочной прозы, убедительно показывающих ступени социального развития народа. Это составная часть духовной культуры народа, содержащая данные о его этногенезе.

Несказочная проза калмыков представлена мифами, легендами, преданиями, которые во всех монгольских языках обозначены как «домог», который упомянут еще в «Сокровенном сказании монголов» (120 «domog» 201 «domogci» — сказитель легенд). Слово «domog» является производным от «dom», которое обозначает «магия, магическое средство, знахарство, колдовство». Оно в сочетании «эм дом» являлось за крепкой в магических ритуальных текстах. Обозначение этим термином прозаических жанров фольклора свидетельствует о том, что некогда воспроизведение текстов устного народного творчества имело влияние на слушателей, носило лечебный характер.

Манера рассказа знатоками произведений несказочной прозы калмыков: мифов, легенд, преданий, исходя из народной терминологии носит название «хуучан келх» — «говорить, повествовать о старинном».

Легенды и предания классифицируются по тематике, но любая тематическая классификация условна.

Космогонические легенды: о сотворении мира, происхождении земли, неба, звезд, солнца, луны.

Буддийские легенды и предания: о Бурхан Багши, Майдари, Очирвани.

Этиологические легенды: о происхождении и особенностях животных, птиц, насекомых, растений, о некоторых явлениях природы.

Демонологические легенды и предания: о сверхъестественных существах и нечистой силе: шулмусах, мангусах, лу, лусах.

Исторические легенды и предания: предания об исторических лицах — ханах,полководцах.

Топонимические предания и легенды: о происхождении географических объектов или их названий (различных местностей, рек, родников, гор, курганов).

Легенды и предания о сакральных лицах: сказителях, костоправах, медлегчи — знающих, гелюнгах, ламах.

Социально-бытовые легенды и предания: о происхождении обычаев, обрядов, праздников, о различных бытовых историях.

Жанр легенд интересен своими связями с мифотворчеством, с героическими сказаниями, со сказками о животных. Легенды первоначально были продуктом мифологического воззрения на природу и общественную жизнь и не отличались от мифов ни по содержанию, ни по форме. Древнейшая тема мифа — сотворение мира в целом и его элементов.

Исторические предания посвящены событиям и реальным личностям прошлого, оставившим след в памяти народа. Они представляют целое хранилище сведений об истории края, общественно-политической жизни народа. Нередко, особенно при воссоздании ранних этапов становления и развития этноса, такие народные свидетельства могут служить единственным историко-этнографическим источником. В исторических преданиях и легендах рассказывается о многих реально живших народных героях. Весьма популярны повествования о народных героях Мазан Баторе, Галдан Бошокту, Амурсане и др. Для преданий и легенд о народных героях характерна тема борьбы с внешними врагами, а позднее и классовая борьба.

Сюжетно-тематический состав топонимических преданий составляют народные произведения, объясняющие характер, происхождение или название географических объектов (местностей, рек, озер, гор, курганов и пр.) и населенных пунктов. Топонимические предания и легенды калмыков разнообразны по содержанию, тематике, форме. Топонимические предания, как известно, носят локальный характер. В калмыцких сюжетах повествуется о географических объектах приволжской степи, ставшей новой родиной ойрат-калмыков в XVII веке. Калмыки давали свои названия урочищам, озерам, рекам, горам, курганам, слагали о них предания и легенды. Распространены сюжеты о горе Богдо, предания о Ергенинской возвышенности, где поселились калмыки после перекочевки из Джунгарского ханства. Топонимические легенды в фольклорной традиции калмыков не отличаются художественностью, в большинстве своем носят информативный характер, почему та или иная местность носит определенное название. Многие сюжеты связаны с жизнью его народа, с историей, верованиями, мировоззрением.





Источник:
Басангова Т. Г. Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации) // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Басангова Тамара Горяевна — в.н.с. КИГИ РАН, доктор филологических наук (г. Элиста)

Вернуться назад