Этнология: Карачаево-балкарская народная песня в записях, публикациях и исследованиях русских и зарубежных ученых и композиторов

Написал admin, 14 января 2017
В данной статье мы попытались осветить работу русских и зарубежных ученых, композиторов, путешественников: М. А. Мусоргского, С. П. Танеева, Д. Р. Рогаль-Левицкого, А. Н. Дьячкова-Тарасова, М. П. Гайдая, П. Острякова, Г. Ф. Чурсина, В. Прёле и др. в деле сбора, публикации и изучения карачаево-балкарской музыкальной культуры. Благодаря им, начиная с середины XIX в., собраны и охарактеризованы ценные материалы по народным песням, танцам, инструментальным наигрышам, которые положили начало изучению песенно-музыкальной культуры карачаевцев и балкарцев.

Этнология: Месть, вражда, закон: история и современность (на примере Республики Ингушетия)

Написал admin, 27 ноября 2016
Месть, вражда, закон: история и современность (на примере Республики Ингушетия)Статья посвящена кровной мести в Республике Ингушетия, формам и методам борьбы официальной власти, духовенства и общественности с этим обычаем в XX веке. Рассматривается роль примирительной комиссии в урегулировании отношений конфликтующих сторон, доказывается необходимость формирования новой концепции внесудебных, альтернативных практик для решения правовых конфликтов в традиционных обществах.
Кровная месть — один из древнейших институтов, обеспечивающих защиту чести, достоинства и имущества рода, сложившийся в догосударственных общественных структурах. Но и сегодня кровная месть еще сохранилась на территории России, преимущественно у народов Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни. Между тем убийства, совершаемые по мотиву кровной мести, встречаются не только в регионах Российской Федерации, но и во многих странах мира, например, в Греции, Албании, Сербии, Италии, на Корсике, в Японии, в странах Ближнего Востока. Этот древний обычай общинно-родового строя бытует на территории Туркмении, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Татарстана, Грузии, Абхазии, Азербайджана.

Этнология: Человеческое жертвоприношение у волжских булгар и его фольклорные параллели

Написал admin, 2 мая 2016
Статья посвящена обычаю человеческих жертвоприношений путём повешения у волжских булгар, описанному в Х веке арабским дипломатом Ахмедом ибн Фадланом. Рассматривается его объяснение Ахметзаки Валиди Тоганом и делается вывод о том, что так жрецы отправляли посланника к богам, приводятся фольклорные параллели у ираноязычных народов, в том числе в нартовском эпосе осетин.

Этнология: Небесные битвы в булгарской мифологии

Написал admin, 2 мая 2016
Небесные битвы в булгарской мифологии
Статья представляет собой опыт истолкования одного из «тёмных мест» в «Книге» арабского дипломата X века Ахмада ибн Фадлана. Это сообщение о видении в небе над Волжской Булгарией сражения двух отрядов всадников, которое было связано с атмосферными явлениями. Автор рассматривает существующие версии мифологического толкования. Он указывает, что в качестве параллели может быть привлечено сообщение турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби о подобной небесной битве между колдунами в Черкессии. Также она находит соответствия в верованиях осетин и адыгов о походах колдунов в иной мир за урожаем.

Этнология: Формирование имиджа власти в средневековых обществах Северного Кавказа

Написал admin, 16 мая 2015
Важными маркерами любой политической культуры являются факторы и механизмы становления авторитета лидера, власти, обусловленности этого процесса рядом специфических условий. В потестарном, раннеклассовом, в феодальном и т.д. обществах становление структуры управления сопровождалось пропагандой власти, созданием ее привлекательного образа. Конструирование имиджа власти включает в себя создание мифологемы по заказу самих носителей власти.

Этнология: Концепт «достоинство» как ментально-поведенческая доминанта культурного пространства народов Кавказа

Написал admin, 12 мая 2015
Культурное пространство народов Кавказа как целостный феномен — это ценнейшая сокровищница многовековых традиций, обычаев, ритуалов, обрядов, знаний и представлений о мире и Человеке в нём, запечатленных в эпосе, песнях, языке. Огромную роль в его изучении и трансляции в единый мировой культурный поток играют исследования замечательного учёного В. С. Уарзиати, который отмечал: «в силу своего положения Кавказ с древнейших времен был своеобразным мостом, соединявшим Восток и Запад, древние цивилизации Закавказья и Малой Азии с культурами Восточной Европы. Через Кавказ пролегали крупные торговые пути евразийского значения, в том числе с VII века и Великий шелковый путь. Кавказ стал историческим полигоном, где встречались и взаимодействовали различные элементы, формируя неповторимую мозаику народов и культур». В работах В. С. Уарзиати описаны и сохранены для цивилизации объективные данные и сведения о быте и ритуалах древних алан, показана роль коня, маски, трёхногого столика и др. артефактов в их жизни. «Объективные элементы культуры — это физические манифестации культуры, предметы, которые мы можем фактически увидеть и потрогать, такие, как одежда, артефакты, посуда, пища и архитектура. Субъективные элементы культуры — все те аспекты, которые мы не можем увидеть или потрогать, но которые, как мы знаем, существуют, например, социальные нормы, обычаи, установки и ценности».

Этнология: Этническая культура и интертекстуальность как ресурс инновационного развития

Написал admin, 12 мая 2015
В этнической картине мира свое особое место занимает Северный Кавказ. На его территории и через него проходили важные торговые и военные пути, с древнейших времен пересекались многочисленные этнические миграции, взаимодействовали представители различных наций. Географическое положение Северного Кавказа, завоевания и миграционные процессы обусловили исключительно редкую этническую мозаичность и этнокультурное многообразие региона. Этноспецифические черты его культуры формируются в определенных природных условиях и в процессе развития культурно-исторических связей населяющих его общностей. Естественно, народы Северного Кавказа на протяжении веков испытывали влияние со стороны других локальных этносов, в какой то степени ассимилировали с ними, сохраняя при этом и свою самобытность. Культурно-исторический характер северокавказского пространства определяется представлениями о нем проживающих здесь людей и их позиционированием этого края относительно окружающего мира. В результате диалогов между представителями различных национальностей совершается взаимосвязь, ведущая к аккультурации, к взаимодействию между этносами в контексте их контактов, то есть — к активизации межкультурной коммуникации.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Март 2017 (6)
Февраль 2017 (2)
Январь 2017 (10)
Декабрь 2016 (13)
Ноябрь 2016 (12)
Октябрь 2016 (40)
  Осетия - Алания