Этнология: Концепт «достоинство» как ментально-поведенческая доминанта культурного пространства народов Кавказа

Опубликовал admin, 12 мая 2015
Буянова Л. Ю., г. Краснодар

Культурное пространство народов Кавказа как целостный феномен — это ценнейшая сокровищница многовековых традиций, обычаев, ритуалов, обрядов, знаний и представлений о мире и Человеке в нём, запечатленных в эпосе, песнях, языке. Огромную роль в его изучении и трансляции в единый мировой культурный поток играют исследования замечательного учёного В. С. Уарзиати, который отмечал: «в силу своего положения Кавказ с древнейших времен был своеобразным мостом, соединявшим Восток и Запад, древние цивилизации Закавказья и Малой Азии с культурами Восточной Европы. Через Кавказ пролегали крупные торговые пути евразийского значения, в том числе с VII века и Великий шелковый путь. Кавказ стал историческим полигоном, где встречались и взаимодействовали различные элементы, формируя неповторимую мозаику народов и культур» [1]. В работах В. С. Уарзиати описаны и сохранены для цивилизации объективные данные и сведения о быте и ритуалах древних алан, показана роль коня, маски, трёхногого столика и др. артефактов в их жизни. «Объективные элементы культуры — это физические манифестации культуры, предметы, которые мы можем фактически увидеть и потрогать, такие, как одежда, артефакты, посуда, пища и архитектура. Субъективные элементы культуры — все те аспекты, которые мы не можем увидеть или потрогать, но которые, как мы знаем, существуют, например, социальные нормы, обычаи, установки и ценности» [2. С.43].

Язык, будучи одним из видов человеческой деятельности, оказывается неотъемлемой частью культуры, ментально-семиотическим основанием культурного пространства в целом. «Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива» [3. С.15]. Среди социокогнитивных функций языка важнейшими выступают те, которые связаны с операциями над информацией (знаниями человека о действительности) — созданием, хранением и передачей информации, а значит — культурного наследия. В. И. Вернадский констатировал чрезвычайную важность языка в создании новой формы биохимической энергии, которую он называл энергией человеческой культуры [4]. К. Леви-Строс отмечал, что язык есть одновременно и продукт культуры, и её важная составная часть, и условие существования культуры; именно язык представляет собой специфический способ существования культуры, фактор формирования культурных кодов [5].

Описание и этнической ментальности, и вытекающих отсюда этнических стереотипов поведения в рамках общечеловеческой и общеэтнической культуры невозможно на типологически однородном языковом материале. Думается, весьма продуктивным и оправданным является привлечение к анализу культурного пространства как текстов, так и паремических языковых единиц, в которых не только запечатлены народная мудрость, ценностная картина мира этноса, но и в афористичной форме содержится сумма активных и пассивных знаний о внешнем порядке вещей и внутреннем мире человека. Опора на такой неоднородный в типологическом отношении языковой материал, как фразеологизмы и паремии, позволяет реконструировать народные базовые представления и систему ценностей, показать их специфику и доказать, что лексические, фразеологические и паремические единицы языка находятся в дистрибутивных отношениях, репрезентируя «свои» участки культурных концептов, задавая им разную глубину, напрямую зависящую от значимости понятия или явления в жизни каждого этноса.

Е. М. Кочиева пишет: «Cлово — Бог. Это чувствуют даже дети, самые неугомонные из которых становятся неузнаваемо кроткими, когда слушают сказку. Потому что, как тонко подметил Поэт, «слово создает новый, третий мир — мир звуковых символов, посредством которого освещаются тайны вне меня положенного мира, как и тайны, внутри меня заключенные; мир внешний проливается в мою душу; мир внутренний пропивается из меня в зори, в шум деревьев; в слове, и только в слове воссоздаю я для себя окружающее меня извне и изнутри, ибо я — слово, и только слово…».

Наши славные предки не оставили нам в наследство ни могучего государства, ни простирающихся от моря до моря территорий, но зато нам достались от них по меньшей мере два бесценных сокровища — древний язык и необъятный фольклор, выражающие «сокровеннейшие тайны природы», «находящуюся внутри нас истину». Маленький диалог из осетинской сказки обнаруживает немалую мощь. Он раздвигает ограниченное пространство родного очага до пределов Вселенной — нашего подлинного дома, который населен великим множеством близкой родни: у Неба-Отца и Земли-Матери есть, кроме нас, еще и другие дети. Заговоренные словом, исчезают предубеждение и страх, и в сердце воцаряется благостный покой» [6. С.131].

Историческая судьба народов Кавказа оказалась неотделимой от судьбы России. Уникальность, неповторимость мировосприятия и менталитета представителей народов Кавказа преломились и запечатлелись в национальных языках, в сказаниях, легендах, фольклоре, в пословично-фразеологическом фонде каждого из народов Кавказа, а также в литературно-художественных шедеврах русской и национальной классической и современной литературы. В произведениях Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина через образы персонажей, их речь, через описания внешнего облика, природы, мыслей и чувств героев особенно чётко представлена такая универсальная ментально-поведенческая доминанта характера образов представителей Кавказа, как «достоинство», сопряжённое с понятиями «честь», «выдержка», «храбрость», «мужество». Эти же концептуальные феномены как отражение национального характера жителей Кавказа широко представлены в произведениях современных писателей — представителей того или иного народа Кавказа. Так, например, в произведениях Тембота Керашева в художественной форме запечатлены и отражены концепты «достоинство», «семья (род)», «люди (народ)», «родина», «адыгство», «традиции», «старость — молодость», «дружба». Эти концепты, как выяснила С. А. Кушу, представляются базовыми, чрезвычайно значимыми для адыгов, особенно концепт «достоинство» — как необходимое качество, принадлежность адыга. Достоинство для адыга издревле было невозможно без понятий»честь», «выдержка», «сдержанность»[7].З. Х. Бижева отмечает, что «корни адыгского менталитета основаны и на представлениях о совести и чести» [8. С.65]. Н. Д. Арутюнова считает, что концепты возникают «в результате взаимодействия таких факторов, как национальная традиция и фольклор, религия и идеология, жизненный опыт и образы искусства, ощущения и система ценностей» [9]. И раньше, и в наши дни культурное пространство народов Кавказа невозможно представить без радушного хлебосольного гостеприимства, которое навсегда закрепилось в известной не только в России, но и за ее пределами поговорку «кавказское гостеприимство», что напрямую коррелирует с концептом «достоинство».

В этом плане следует подчеркнуть, что М. Д. Напсо отмечает многосторонность связи традиций и обычаев с моральной атмосферой в обществе, понимая под последней систему типичных нравственных представлений, действий, доминирующих в социуме в различных его подразделениях, структурах [10. С.154]. «В аспекте нравственного воспитания традиции и обычаи выступают в качестве моральной оценки поведения людей, так как выражают устоявшееся общественное мнение. Общественное, традиционное человеком воспринимается и реализуется не прямолинейно, однозначно, а через систему личностных представлений, ценностей, ориентаций» [10. С.155].

Изучение обычаев, обрядов важно еще и потому, что оно помогает лучше постичь не только тот или иной народ, но и мировую цивилизацию в целом, и то общее, что всегда можно обнаружить между разными, казалось бы, народами. «Обрядов и ритуалов, присущих только одному народу, не существует, и они, как правило, носят интернациональный характер. В результате экономического, политического и культурного сближения и сотрудничества народов многие этически глубокие и эстетически совершенные обряды и ритуалы становятся достоянием всех народов» [10. С.157].

В. С. Уарзиати в своих работах всегда через прошлое видел горизонты будущего: «Быстротечное время продвинуло нас к очередному хронологическому рубежу. Что ждет нас на пороге очередного столетия, более того — на пороге нового тысячелетия? С какими мыслями и социокультурным запасом прочности вступает осетинский народ в новую эпоху? Надежды бередят пылкие сердца некоторых, и вместе с тем затаенный страх неизвестного сокрыт в глубине утомленных душ большинства» [1].

Литература

1. Уарзиати В. С. Между вечным и преходящим // «Дарьял». — 1995. — №2.

2. Мацумото Д. Психология и культура. — СПб., 2002.

3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000.

4. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 2001.

6. Кочиева Е. М. Дети бессмертия // Осетия. ХХ век. Альманах. — Владикавказ, 1997.

7. Кушу С. А. Лингвокультурные концепты как отражение языковой картины мира (на материале языка оригиналов и переводов произведений Т. Керашева с адыгейского на русский и английский языка): дис. … канд. филол. наук. — Краснодар, 2004.

8. Бижева З. Х. Адыгская языковая картина мира. — Нальчик, 2000.

9. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — М., 1999.

10. Напсо М. Д. Традиции, обычаи и их развитие. — Майкоп, 1981. — Вып.4.





Источник:
Буянова Л. Ю. Концепт «достоинство» как ментально-поведенческая доминанта культурного пространства народов Кавказа // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Буянова Людмила Юрьевна — профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Кубанского ГУ, доктор филологических наук (г. Краснодар)

Похожие новости:

  • Этническая культура и интертекстуальность как ресурс инновационного развития
  • Калмыцкие легенды и предания (к вопросу о классификации)
  • Вехи единения культур народов Кавказа
  • «Дети гор» Чечни провели акцию, приуроченную ко Дню чеченского языка
  • Народы Дагестана в контексте мировой цивилизации: механизмы кросскультурного взаимодействия
  • Паремии – важная составная часть народной культуры
  • ЮНЕСКО признала языки народов Северного Кавказа исчезающими
  • Российские мыслители о черкесах
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2018 (1)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
      Осетия - Алания