Геополитика: Влияние армии на политические процессы в Турции: история и современность

Написал admin, 11 февраля 2015
Влияние армии на политические процессы в Турции: история и современностьФеноменом политического развития Турции является исключительная роль армии. Османская империя, созданная и поддерживаемая завоеваниями, по крайней мере, впервые века своего существования являлась государством-воином. Армия и воинские ценности глубоко заложены в турецкой культуре.
В Османской империи именно в военные учебные заведения проникала передовая европейская мысль, курсантам преподавали специалисты из других стран, молодые офицеры чаще других выезжали на Запад для обмена опытом с союзниками. Не зря конституционное младотурецкое движение зародилось именно в среде молодых офицеров. Боевым генералом являлся и лидер турецкой модернизации Кемаль Ататюрк, и его ближайший соратник Исмет Инёню, возглавивший страну после смерти основателя Республики. Однако, став первым Президентом Турции, Мустафа Кемаль уволился из армии, объявив ее вне политики. До сих пор офицеры не имеют права участия в выборах, равно, как и полицейские. Фактически, модель управления в Турецкой Республике была авторитарной, но не являлась военной диктатурой. Армия чувствовала свой привилегированный статус, но не допускалась к управлению государством, монополия на которое принадлежала политической структуре – Народно-Республиканской Партии (НРП). Партия наполовину состояла из бывших военных, которые, выходя в отставку, получали партбилеты и становились у руля преобразований. Им не понаслышке была знакома армейская дисциплина, столь близкая к партийной. Фактически, НРП, армия и чиновники государственных предприятий представляли в совокупности единую политическую элиту новой Турции.

Геополитика: Место и роль России в глобальных экологических процессах: политический аспект

Написал admin, 11 февраля 2015
Место и роль России в глобальных экологических процессах: политический аспектС середины XX века деградация биосферы угрожающе нарастает: уже уничтожено 2/3 лесов; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения; крайне истощены биоресурсы Мирового Океана, морей и рек, биоразнообразие планеты (с лица Земли исчезли 110 видов позвоночных и под угрозой исчезновения находятся еще 600 видов). Человечество потребляет сейчас до 40 процентов биоты, 10 процентов которой используется непосредственно, а 30 процентов разрушается. Только за последнюю четверть XX столетия уничтожена треть природных ресурсов. Органические отбросы человечество производит в 2000 раз быстрее, чем вся биосфера. Глобальное загрязнение окружающей среды в XX веке привело к потеплению климата на планете. Среднегодичная температура повысилась на 0,3—0,60, к 2020 году рост температуры ожидается еще на 0,40, а к 2050 году до 1,5—20. Это вызовет массовое таяние ледников, что может привести к повышению уровня моря на 1,5—2,5 метра и затоплению прибрежных регионов и островов. Глобальное загрязнение окружающей среды сопровождается снижением иммунитета и ухудшением здоровья людей, появлением новых болезней. Во многих регионах не хватает пресной воды (в 2000 году 1,1 млрд. человек — 18% мирового народонаселения — не имели доступа к чистой воде, к 2050 году 2,5 млрд. человек ощутят нехватку воды), мегаполисы лишены чистого воздуха. Участились природные катаклизмы: наводнения, землетрясения.

Геополитика: Региональный аспект турецко-сирийских отношений (80-90-е гг. XX в.)

Написал admin, 20 августа 2014
Региональный аспект турецко-сирийских отношений (80-90-е гг. XX в.)На протяжении XX в. ближневосточный регион постоянно находился в состоянии напряженности и нестабильности, поскольку столкновения интересов великих держав здесь нередко приводило к их вмешательству и во внутренние дела и в межгосударственные отношения стран региона. Обстановка в регионе всегда менялась стремительно и непредсказуемо. Одной из причин такой нестабильности были, различные подходы Сирии и Турции к региональным вопросам.
Турецко-сирийские отношения - один из наиболее сложных вопросов внешней и внутренней политики как для одной, так и для другой страны. Эти отношения в период, охватываемый данным исследованием, нельзя расценивать как нормальные.

Геополитика: Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.

Написал admin, 20 августа 2014
Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.В ходе первых после военного переворота 1980г. парламентских выборов (1983г.) в Турции победу одержала новая политическая партия - Партия Отечества (ПО) во главе с Т.Озалом, что позволило ей сформировать однопартийный кабинет. Для внешнеполитического раздела программы ПО были характерны: утверждение принадлежности Турции в политическом, военном и экономическом плане к западному миру; признание необходимости в сотрудничестве с ним более активно обеспечивать экономические интересы Турции; развивать связи со странами Ближнего и Среднего Востока и другими исламскими государствами. Поскольку Турция принадлежит одновременно к двум мирам - западному и исламскому, - она должна стать мостом между ними. Это положение можно рассматривать как компромисс между «западниками» и исламистами.
Практическое воплощение эти принципы получили во внешнеполитической деятельности правительства Т.Озала. Приоритетными направлениями по-прежнему оставались развитие всестороннего сотрудничества и сближение с США, усилия по преодолению происшедшего после переворота 1980г. спада во взаимоотношениях с ЕЭС и попытки активизации роли Турции в мусульманском мире.

Геополитика: Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.

Написал admin, 11 июля 2014
Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.Состояние современного мирового развития выдвигает требования пересмотреть устаревшие взгляды между различными цивилизациями, странами и культурами. Нынешний глобализирующийся мир объективно становится всё больше взаимосвязанным и взаимозависимым. В начале XXI века происходит объективное повышение роли Ирана в международных процессах, возрастают качество и уровень отношений Исламской республики Иран (ИРИ) со многими странами мира. При этом на глобальном уровне принципиально возрастает значение межцивилизационного взаимодействия и сотрудничества разных стран и народов.
Именно в контексте этих и других процессов нами делается попытка проанализировать концепцию диалога цивилизаций — вынесенную на международный уровень на рубеже XX-XXI веков президентом Ирана Сейед Мохаммадом Хатами. По той причине, что она, на наш взгляд, оказала заметное влияние на активизацию и развитие многостороннего сотрудничества Ирана с мировым сообществом, в том числе с Российской Федерацией.

Геополитика: Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. Армения

Написал admin, 2 апреля 2014
Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. АрменияПосле распада СССР важнейшую роль для экономики Армении стала играть ядерная энергетика. Функционирование Армянской АЭС позволило обеспечить энергетическую безопасность и сохранить высокотехнологичные отрасли. В стране продолжают работать металлургические и химические предприятия, заводы по производству металлорежущих станков, прессово-формовочного оборудования, точных приборов, вырабатываемая на АЭС и ГЭС электроэнергия экспортируется в соседние страны.
Сложная социально-экономическая ситуация обусловлена отсутствием надежных коммуникаций с внешним миром из-за конфликта с Азербайджаном и сложных отношений с Турцией и Грузией, а также высокой степенью монополизации экономики тесно связанными с властью олигархическими группами. Социальная поляризация общества способствует росту протестных настроений. Если нынешнему руководству страны в ближайшем будущем не удастся значительно улучшить социально-экономическую ситуацию и поднять уровень жизни населения, влияние оппозиционных политических сил будет усиливаться.

Геополитика: Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. Азербайджан

Написал admin, 30 марта 2014
Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. АзербайджанПосле распада СССР обладающий богатыми сырьевыми ресурсами Азербайджан оказался в регионе в наиболее благоприятном положении. Главным источником доходов стал экспорт энергоносителей на мировые рынки, и экономический рост страны до сих пор базируется на экстенсивном использовании энергетических ресурсов.
Благодаря своему географическому положению и нефтегазовым месторождениям, Азербайджан был и остается для США одним из самых приоритетных государств на постсоветском пространстве. США оказали Азербайджану значительную по объемам помощь в области военного и военно-морского строительства, активно содействовали углублению отношений Азербайджан-НАТО.
США и ЕС провозгласили своей важнейшей задачей преодоление чрезмерной, по их мнению, зависимости Европы от российских энергоносителей. Началось строительство новой системы трубопроводов через Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. Уже построены нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» и газопровод «Баку — Тбилиси — Эрзерум». Администрация Б. Обамы продолжила курс прежней администрации на строительство «Южного энергетического коридора» в обход России и Ирана.

Геополитика: Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. Грузия: без Абхазии и Южной Осетии

Написал admin, 22 марта 2014
Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. Грузия: без Абхазии и Южной ОсетииИсповедующие евроатлантические ценности власти постсоветской Грузии не сумели провести экономических реформ, промышленность и сельское хозяйство находятся в состоянии глубокого кризиса. Страна выживает лишь благодаря масштабной финансовой помощи от ЕС и США1. Православие и национальная культура испытывают все возрастающее внешнее давление, происходит размывание национальной идентичности, интеллектуальный потенциал страны имеет устойчивую тенденцию к снижению.
По данным Национального банка Грузии, совокупный внешний долг страны в 2009 г. вырос на 1,329 млрд долларов, или на 18,2% и достиг 8,631 млрд долларов, что составило 80,3% ВВП страны. За год долг государственного сектора Грузии возрос на 477,4 млн долларов до 2,738 млрд долларов, а Нацбанка — на 453,5 млн долларов до 913,7 млн долларов. К 2013 г. для обслуживания внешнего долга потребуется 760 млн лари (458,4 млн долларов по нынешнему курсу), а на проценты — 80 млн лари (48,25 млн долларов) [1]. Очевидно, что таких денег у Грузии нет. Если не поступит новой финансовой помощи (что весьма проблематично в условиях глобального экономического кризиса), Грузия имеет все шансы стать государством-банкротом. В результате противоречащей национальным интересам политики властей Грузия превратилась в государство с ограниченным суверенитетом, заложника трудно прогнозируемых глобальных геополитических изменений. Во многом благодаря отказу тбилисского руководства от самостоятельной внутренней и внешней политики перспективы развития ситуации в Грузии и во всем регионе теперь во многом зависят от политики внешних по отношению к региону игроков — прежде всего США.

Геополитика: Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития

Написал admin, 22 марта 2014
Значение Южного Кавказа (ЮК) в современной мировой политике определяется тем, что благодаря появлению нескольких независимых государств на месте бывшего российско-советского Закавказья США, НАТО и ЕС получили важный военно-политический плацдарм, а также доступ к энергетическим ресурсам Каспия в обход России и Ирана. Географическая близость и высокая степень интеграции этого региона с Россией определяют ту важнейшую роль, которую он играет в российской политике и экономике, а также определяет характер тех вызовов, с которыми сталкивается Россия в своем уязвимом южном «подбрюшье».

Геополитика: Представления дагестанских подростков о месте и перспективе России в мировом сообществе (на примере учащихся образовательных учреждений Махачкалы)

Написал admin, 2 марта 2014
Представления дагестанских подростков о месте и перспективе России в мировом сообществе (на примере учащихся образовательных учреждений Махачкалы)В отношении структуры новой мировой системы, приходящей на смену биполярном миру, нет единства мнений. Одни исследователи и аналитики, указывая на особую роль США — единственной сохранившейся супердержавы, — говорят о ее моноцентричности. Другие отстаивают полицентрический характер данной системы, утверждая, что США уже не имеют и не могут иметь тех позиций, которые занимали бы, случись распад СССР не в начале 1990-х, а лет на 30-40 раньше. Действительно, за это время появились новые центры силы — Европейский Союз, Китай, Япония, исламский мир. Постсоветской России предстоит найти в этой системе свое место.
По исследованиям Аналитического центра Юрия Левады, большинство россиян в 2007 г. не имели ясного и четкого представления о том, в каком направлении движется наша страна. Лишь 18% опрошенных сказали, что они хорошо понимают, какие цели ставят перед ней нынешнее руководство России; 42% опрошенных заявили, что у них есть довольно смутное представление об этом, остальные ответили, что у них нет никакой идеи относительно данного вопроса (24%), либо, по их мнению, дела в стране пущены на самотек (9%), а 8% затруднились вообще ответить на этот вопрос.
← Назад    1 2 3    Вперед →

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Март 2017 (6)
Февраль 2017 (2)
Январь 2017 (10)
Декабрь 2016 (13)
Ноябрь 2016 (12)
Октябрь 2016 (40)
  Осетия - Алания