Геополитика: К вопросу о стратегии безопасности региона

Опубликовал admin, 10 октября 2013
3. Л. Дзакоев

После серии природных и техногенных катастроф, террористических актов, проявлений преступности и усиления их угроз актуализировалась проблема научного исследования и обеспечения безопасности населения и объектов жизнеобеспечения.

Стало ясно, что необходимо изучать глубинные процессы порождения чрезвычайных ситуаций, преступности и терроризма во всех видах их проявления в условиях Российской Федерации, выработать общие подходы усиления безопасности, которые могут стать основой для более конкретных мероприятий.

Проблема обеспечения безопасности населения и объектов в настоящее время стала предметом пристального изучения и исследований. Свидетельство тому — все растущее число правительственных решений, исследований, разработок, публикаций в научной и специальной литературе. В них рассмотрен широкий круг проблем, связанных с разработкой концептуальных основ и практических действий обеспечения безопасности и стабильности государства и общества, вскрыта суть многих социальных процессов, происходящих в нашей стране; предпринята попытка системного освещения путей выхода из кризиса, форм и методов обеспечения стабильности государства, снижения последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждения терроризма, снижения преступности.

В тоже время, несмотря на обилие исследований по проблемам преступности в обществе, непосредственно самой проблеме стратегического обеспечения безопасности уделяется весьма ограниченное внимание. Значительно большее внимание специалисты отводят оперативным и процедурным мероприятиям. На это направлены также нормативно-правовые акты и законы.

Вместе с тем сложным остается положение с материально-техническим оснащением важных инженерных объектов, недостаточно финансирование мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности объектов, продолжается нарушение правил их эксплуатации, имеет место ослабление ответственности и контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием объектов в исправном состоянии.

Крайне слабо развита система обучения и тренинга персонала по безопасности, недостаточно организована подготовка и переподготовка специалистов в области безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей в этой области знаний. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области безопасности населения и объектов.

Для борьбы с такой всеобщей угрозой, как природные и техногенные катастрофы, терроризм и преступность требуется объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная и республиканская стратегия обеспечения безопасности. Необходимо определить и назвать источники опасности и их проявлений, к числу которых могут быть отнесены падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, непродуманные решения представителей органов управления .

Для эффективного противодействия терроризму и преступности, обеспечения безопасности граждан и объектов в России необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Нужны также взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной для нашей страны проблемы.

Стратегия региона по обеспечению безопасности населения и объектов жизнеобеспечения должна включать:

— выявление и описание характеристик внешних и внутренних угроз безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных интересов личности, общества и государства;

— определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы республики;

— определение критериев и параметров, характеризующих безопасность республики и отвечающих требованиям безопасности России;

— формирование политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость социально-экономического развития республики.

Функциональная характеристика безопасности не может быть сведена лишь к защищенности определенных ценностей. Безопасность — явление полифункциональное. Важнейшие свойства и функции безопасности: снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Поэтому, когда мы говорим о безопасности того или иного элемента, мы имеем в виду не только защищенность данного элемента от источников опасности, но и предупреждение и устранение опасности для него, а также поддержание такого уровня его защищенности, который является достаточной для нормального функционирования соответствующего элемента.

Как социальная ценность общества, безопасность есть деятельность значительного числа различных субъектов, а как определенная социальная потребность она является целенаправленным результатом этой деятельности. Более того, безопасность является неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и выступает гарантом возможности дальнейшего прогрессивного развития этих элементов. Следовательно, с содержательной стороны безопасность как социальная ценность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или техногенного характера, а также поддержанием такого уровня этой защищенности, которая является достаточной для их нормального функционирования.

Классифицировать типы и виды безопасности на группы можно по различным основаниям.

Выделение различных видов безопасности в зависимости от субъектов, безопасность которых обеспечивается. По этому критерию выделяют следующие виды безопасности: личная, коллективная, общественная (общества), государственная (национальная) и международная. Каждый из названных видов безопасности характеризуется своими специфическими чертами, обусловленными масштабами этого явления, характером его содержания, средствами и методами обеспечения и в свою очередь может иметь свои составляющие. Например, применительно к общественной безопасности можно говорить о таких ее составляющих, как безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, экологическая безопасность или безопасность компьютерной информации, безопасность производства специальных работ или безопасность обращения с общеопасными источниками, а так же о безопасности поведения, не нарушающего общие правила безопасности (общепринятые правила поведения) и т. д.

Государственная безопасность означает создание необходимых условий и предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов и общества в целом — защиты территориальной целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности его систем, структур и институтов в соответствии с правовыми основами государственности и действующими законами.

Государственная безопасность базируется на экономической безопасности страны, однако имеет и свои специфические оценки, факторы и критерии, включая социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально-этническую стабильность, обороноспособную достаточность, ресурсную и научно-технологическую независимость, мобильность и др. Государственная безопасность — условие и предпосылка экономической безопасности и наоборот. С учетом этого можно говорить об их синтезированности и взаимообусловленности, имеющей тенденцию к формированию целостной безопасности страны по всему комплексу факторов и критериев. Только ориентация на целостность поможет преодолеть изолированность подходов и критериев в выработке экономической политики и политики государственной безопасности, предотвратить создание особых, недостаточно скоординированных и даже конкурирующих структур и механизмов.

Экономическая безопасность — основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система ее критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но, в конечном итоге, целью экономической безопасности является недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.

Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод. Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества. Поэтому можно говорить не только об общем, но и приоритетных объектах социальной безопасности, т. е. таких социальных группах и общностях, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Результаты социологических исследований показывают основные проблемы социально-экономического развития, оказывающие влияние на обеспечение безопасности населения и объектов жизнеобеспечения в Республике Северная Осетия-Алания.

1. Углубление социальной и имущественной дифференциации населения при относительном росте бедности, нищеты и пауперизма. Большое число социально ущербных семей, дезориентация жизненных ценностей у молодежи.

2. Утрата национально-культурных ценностей, нарастание межэтнической и внутриэтнической обособленности и разобщенности. Возрастание межрелигиозных различий, проявлений радикализма, неадекватного поведения определенных социальных групп населения.

3. Рост криминализации системы управления и экономики. Значительная доля теневой экономики, скрываемых доходов. Коррупция во всех сферах жизнедеятельности общества. Рост преступности.

4. Снижение управляемости общественными процессами и экономикой. Возрастающий разрыв между органами власти и обществом. Низкая развитость правовых и институциональных основ республики.

5. Наличие неблагоприятных внешних причин, обусловленных нестабильной политикой федеральных органов власти. Высокая зависимость социально-экономического развития от ситуации в соседних республиках и в Северо-Кавказском регионе в целом.

6. Социальная политика не стала целью экономической реформы. Став правовой по Конституции, Республика Северная Осетия-Алания еще не нашла в полной мере присущих этой форме, способов и мер эффективного воздействия на экономическую и социальную жизнь. Декларативность проводимых социально- экономических преобразований. Несовершенство системы гласности и реального участия граждан в управлении. Низкая ответственность руководящих работников за результаты деятельности. Информационная закрытость органов управления всех видов объектов и процессов.

Основные постулаты, лежащие в основе обоснования необходимости разработки Стратегия Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности населения и объектов жизнеобеспечения:

1. Дальнейшее сохранение сложившейся ситуации и тенденций в области обеспечения безопасности населения и объектов республики представляется крайне опасным и делает невозможным какие-либо продвижения по пути социально- экономического развития РСО-Алания. Сложились системные основы, угрожающие существованию населения и государственности. Произошло накопление критических обстоятельств и наложение внешних и внутренних предпосылок для обострения ситуации в республике.

2. Террористические акты и преступления будут нарастать, а их последствия принимать все более угрожающий характер. На отдаленную перспективу нет никаких оснований для успокоения и бездействия.

3. Необходимы реальные, жесткие, обоснованные и эффективные меры по предотвращению нарастания кризисных явлений во всех сферах общественной жизни. Кардинальные изменения должны затронуть все жизненно важные сферы и системы управления республикой. Некомпетентность, нерешительность, имитация деятельности, стремление скрыть корневые источники проблемы, отстранить общество от ее решения лишь усугубят негативные последствия.

Характерными недостатками по обеспечению безопасности на объектах являются:

1. Недостаточные знания и навыки поведения сотрудников и населения в чрезвычайных ситуациях.

2. Низкая организация обеспечения безопасности. Слабая ответственность должностных лиц за состояние систем безопасности. Недостаточность финансовых затрат на обеспечение безопасности.

3. Эксплуатация объектов с нарушениями требований норм электроустановок, устаревших электросетей и систем обеспечения безопасности, которые требуют замены.

Разработка проблем безопасности требует:

— большей системности оценок и подходов в части условий и критериев безопасности всех аспектах их проявления, а не только общественных, экономических, внутренних условий и критериев, объективно воздействующих на факторы безопасности в ходе ломки сложившихся общественных отношений;

— обеспечение безопасности должно осуществляться на основе синтеза государственных, административных и рыночных методов управления, а это. в свою очередь, означает необходимость гибких, компромиссных решений, а также разделения полномочий и ответственности;

— обеспечение безопасности признается приоритетным направлением общественного сознания, деятельности органов управления республикой, организаций и предприятий. Необходимо обеспечить охват всех сфер и аспектов безопасного социально-экономического развития республики;

— обеспечения адекватности мер защиты государственной безопасности и мер, необходимых и достаточных для реализации целей проводимых реформ в пространстве и времени;

— обоснования и планирования стратегических и тактических целей, мер их достижения на основе выбора определяющих критериев государственной безопасности и принятой обществом доктрины социально-экономического развития.

В регионах Кавказа необходимо создание системы безопасности населения и объектов жизнеобеспечения. Данная система безопасности общества может включать в себя:

1. Наличие разработанной доктрины безопасности, которая одновременно выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и, как программа действий.

2. Правовую основу — систему законов, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания, объектов и т. д.).

3. Систему государственных сил и органов, имеющих своей функциональной задачей обеспечение безопасности общества.

4. Общественную систему безопасности, включающую в себя совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него.

5. Корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.

6. Обязательным условием эффективного функционирования данной системы является ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками.

В качестве обеспечения безопасности существования и функционирования населения и объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, к которым относятся, например, политическая, социальная, военная, правовая, экономическая, финансовая, культурная, информационная, научно-техническая, криминологическая, экологическая и др.


Источник:
Дзакоев 3. Л. К вопросу о стратегии безопасности региона // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 116 - 121.

Похожие новости:

  • Северный Кавказ в системе обеспечения национальной безопасности России
  • Во Владикавказе ученые обсуждают проблемы экологической безопасности
  • Глава ФСБ РФ: действия бандитов на Юге России угрожают национальной безопасности страны
  • Северная Осетия усиливает меры безопасности
  • Численность группировки ВВ МВД на Северном Кавказе меняться не будет
  • МВД РФ уверено в безопасности проведения выборов на Северном Кавказе
  • Осторожно: выборы!
  • Дмитрий Козак провел заседание по улучшению социально-экономического положения в ЮФО
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания