Геополитика: Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа

Опубликовал admin, 30 ноября 2013
М. 3. Магомедова

Однозначно оценить роль религии в современном обществе, ее возможности и перспективы попросту невозможно. Религия — это древнейший феномен человеческого общества. О религиозном факторе в жизни общества говорят и пишут много. Однако, прежде всего за ним стоят лишь представления, скрывающие внешние проявления религии, т. е. взгляды на мир, основанные на вере в Бога.

Весь предыдущий исторический опыт показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно религии: либо ее неминуемого или близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие изменения. В постсоветский период религия стала неотъемлемым элементом общественной жизни. Межрелигиозное согласие стало важнейшим условием национальной и региональной безопасности. Нельзя допустить, чтобы религиозное возрождение превратилось в политический фактор, стало основанием для экстремистского движения.

Наиболее общей базовой характеристикой религиозной идентичности является состояние религиозности. Оно синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании с личностным восприятием своей принадлежности к данному мировоззрению.

Религиозную идентичность можно определить через весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) — через колебания в вере (неопределенность отношения к религии, индифферентность) — до неверия и атеизма.

На Северном Кавказе представлены все крупнейшие конфессии мира: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура проживающих здесь народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление.

В Южном федеральном округе было зарегистрировано более 3300 религиозных организаций. Конфессиональное пространство региона можно условно разделить на четыре основные части: 40% — религиозные организации Русской православной церкви (РПЦ); 30% — религиозные организации мусульман; 27% — протестантские организации и 3% — буддисты и иудеи.

Уже в течение многих веков ислам является неотъемлемым компонентом духовной и материальной культуры многих кавказских народов. Как пишет А. В. Малашенко, «ислам всегда был и остается не только религией, но и фактором, формирующим этническую идентичность, социальное устроение мусульманской общины, влияющей на ее политические ориентации» [1, с. 169].

Исламские организации преобладали в 5 субъектах ЮФО (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР и Чечня). На Юге России действуют 11 Духовных управлений мусульман (ДУМ), большинство из которых входят в Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Самое крупное региональное Духовное управление мусульман зарегистрировано в Дагестане, где действуют 1756 мечетей. ДУМ Чечни объединяет около 300 мечетей, Ингушетии — 85, Северной Осетии — 19, Кабардино-Балкарии — 130, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края — 113, Адыгеи и Краснодарского края — 28, Ростовской области — 17, Калмыкии — 2 [2].Севастопольский сайт (Севастополь Онлайн) и коллекционные автомобили - Мега Машины (MegaMachines.net)

Уровень этноконфессионального сознания на Северном Кавказе определяет состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, об этом свидетельствуют и результаты проведенного мною социологического исследования, в рамках которого было опрошено 550 человек, представляющих разные социальные, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные и др. группы1.

На вопрос: «Как Вы считаете, влияет ли уровень толерантности на состояние межконфессиональных отношений в северокавказском регионе?» — 41% респондентов из разных субъектов ответили «влияет положительно», 42% — «оказывает некоторое воздействие», 3% респондентов посчитали, что не оказывает никакого влияния, 14% — затруднились ответить на данный вопрос. Религия тесно связана с нашим обществом, со всеми его институтами и личностью каждого человека. Играя важную роль в жизни общества, религия сегодня сама претерпевает глубокие изменения. Так, феномен религиозного плюрализма приобрел актуальность, который предполагает терпимость к инаковерию, признание того, что и вне религиозного мировоззрения многие гуманистические движения служат благим целям человеческого сообщества. Способствует этому употребление в более широком смысле понятия секуляризации — процесса освобождения от религиозного влияния различных сфер жизни общества и личности.

В пределах субъектов региона представлен разный уровень религиозности населения. В проведенном социологическом исследовании из опрошенных 550 респондентов 91% отнес себя к представителям одной из предложенных конфессий, 7% назвали себя атеистами, 2% затруднились с выбором своей религиозной принадлежности. Более половины опрошенных (62%) исповедуют ислам, 29% — православие, 8% — буддизм и 1% — иудаизм.

Из общего массива опрошенных 43% отметили, что религия занимает весьма значительное место в их жизни, умеренное выбрали — 37% респондентов, незначительное — 15%, никакого — 5%.

Самый высокий уровень религиозности оказался в Чеченской Республике. 92% опрошенных чеченцев на вопрос: «Какое место занимает религия в Вашей жизни?» — ответили «весьма значительное», на втором месте Республика Ингушетия — 62%, далее Карачаево-Черкесия — 56%, Республика Дагестан — 36%, Ставропольский край — 25%, Ростовская область — 4%. На вопрос: «Способствует ли рост религиозности населения гармонизации межнациональных отношений и формированию толерантности в обществе?» 53% респондентов Чеченской Республики ответили положительно, а 52% респондентов Ростовской области, напротив. считают, что не только не способствуют, но в некоторых случаях даже мешает.

В основном мусульманские народы республик Северного Кавказа исповедуют ислам суннитского толка. Суннизм подразделяется на несколько мазхабов (богословско-правовых школ), из которых на Северном Кавказе действуют хана- фитский, шафиитский и ханбалитский. Причем, мусульмане республик северозападного Кавказа следуют ханифитскому и шафиитскому мазхабам в суннизме; а в Дагестане, Чечне и Ингушетии представлен суфийский ислам в форме накш- бандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов.

Наиболее распространен на Северном Кавказе относительно либеральный ханафитский мазхаб, которого придерживаются большинство мусульман в данном регионе.

Умеренный шафиитский мазхаб преобладает среди дагестанских народов (кроме ногайцев), его придерживаются чеченцы, большинство ингушей. В последнее время получил распространение среди мусульман Чечни, Дагестана и в некоторых других районах страны консервативный ханбалитский мазхаб (точнее, его ваххабитская ветвь).

Ваххабизм превратился в идеологическую оболочку терроризма усилиями тех политиков и религиозных деятелей, которые гипертрофируют заложенные в нем деструктивные идеи.

По мнению К. М. Ханбабаева, на активное распространение идеологии ваххабизма на Северном Кавказе существенное влияние оказали следующие условия:

— социально-экономический кризис, приведший к обнищанию широких масс;

— идеологический, духовно-нравственный и политический кризис;

— обострение межнациональных отношений;

— криминализация различных сторон жизни, коррупция, организованная преступность;

— неопределенность политики федерального Центра в отношении региона и отдельных субъектов;

— геополитические трансформации в регионе;

— низкий авторитет местного духовенства [3].

Поэтому все больше приобретают актуальность вопросы взаимоотношения образования и религии. Во-первых, реализация провозглашенного Конституцией РФ принципа свободы совести в светском государстве осуществляется с помощью введения в образовательный процесс такого предмета, как «религиоведение». Оно должно способствовать воспитанию у молодежи терпимого отношения к различным религиям, что требует «мировоззренческого нейтралитета» в преподавании этой дисциплины.

Один из главных принципов религиоведческого образования заключается в том, что изложение предмета осуществляется на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных воззрений о человеке, обществе, мире, в ходе которого внимание подрастающего поколения будет ориентироваться на совпадение взглядов многих религиозных систем [4].

Отметим, что квалифицированное преподавание религиоведения позволяет успешно бороться с порой встречающимися предрассудками и элементарной неграмотностью относительно любых религий. Религиозная грамотность населения необходима нормальному цивилизованному обществу как залог толерантности во взаимоотношениях представителей разных вероисповеданий, как условие понимания их культуры, традиций и ценностей, а также в качестве защиты от радикальных взглядов.


Примечания:
1 Исследование проводилось в рамках проекта «Этноконфессиональная толерантность как один из факторов стабильности северокавказского социума» (2006-2008 гг.), Подпрограммы по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе», Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».


Список использованной литературы:
1. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа.—М.: Гендальф, 2001.—180 с.

2. Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в полиэтноконфессио- нальном обществе // РИА «Дагестан» 05.06.2007 г.

3. Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в полиэтноконфессио- нальном обществе (на примере Северного Кавказа) Ц РИА «Дагестан» 20.09.2006 г.

4. Колодин А. Поиск взаимных компромиссов Ц Высшее образование в России.—2000.—№ 2.— С. 66-74.


Источник:
Магомедова М. 3. Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 175 - 178.

Похожие новости:

  • К вопросу о конфессиональной ситуации на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI вв.
  • Религия на Северном Кавказе: социологический анализ
  • Этнокультурное взаимодействие русского и абхазского населения Республики Абхазия: опыт эмпирического анализа
  • В Грозном открылся форум «Ислам - религия мира и созидания»
  • Большинство жителей Дагестана недовольно работой правоохранительных органов
  • В Абхазии возрождают традиционную религию
  • Растет число россиян, верящих в мирное будущее Северного Кавказа
  • Попытки оторвать РПЦ от общества опасны
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Август 2018 (4)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
      Осетия - Алания