Геополитика: Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.

Опубликовал admin, 11 июля 2014
Н.Э. Ногаев,
аспирант СОГУ, г.Владикавказ

Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.Состояние современного мирового развития выдвигает требования пересмотреть устаревшие взгляды между различными цивилизациями, странами и культурами. Нынешний глобализирующийся мир объективно становится всё больше взаимосвязанным и взаимозависимым. В начале XXI века происходит объективное повышение роли Ирана в международных процессах, возрастают качество и уровень отношений Исламской республики Иран (ИРИ) со многими странами мира. При этом на глобальном уровне принципиально возрастает значение межцивилизационного взаимодействия и сотрудничества разных стран и народов.

Именно в контексте этих и других процессов нами делается попытка проанализировать концепцию диалога цивилизаций — вынесенную на международный уровень на рубеже XX-XXI веков президентом Ирана Сейед Мохаммадом Хатами. По той причине, что она, на наш взгляд, оказала заметное влияние на активизацию и развитие многостороннего сотрудничества Ирана с мировым сообществом, в том числе с Российской Федерацией.

Очевидно, Иран в лице своего президента С.М.Хатами внёс в мир единственный на сегодня универсальный принцип «диалога цивилизаций», согласно которому мир и процветание человечества напрямую зависят из уважения ко всем тысячелетним цивилизациям и их открытого диалога. Значение его тем более велико, что этот принцип прямо противостоит принципам, которые были сформулированы некоторыми западными футурологами: «Столкновения цивилизаций» или унификации мира в рамках глобализации. Именно «диалог цивилизаций» является универсальной площадкой и для выработки основ и построения нового справедливого мирового порядка. Ещё в своей инаугурационной речи в 1997 году, М.Хатами сказал: «Диалог между цивилизациями — необходимое условие существование в современном мире» [1,185]. Позднее он не раз ещё высказывал эти соображения с разных трибун: и на сессии ОИК, и на специальных конференциях и семинарах, и на Генеральной Ассамблее ООН.

Сказанное выше тем более значимо в условиях, когда современный Иран является абсолютно новым субъектом мирового развития и требует к себе нового отношения как к перспективной и во всех отношениях оригинальной державе, не боящейся смелого технологического обновления при опоре на многовековые и тысячелетние традиционные ценности своей во многом уникальной ирано-исламской цивилизации.

С.М.Хатами — пятый президент Ирана, избранный на этот пост в 1997г., получил на выборах 2/3 голосов избирателей, в последующем 2001 г. был переизбран на второй президентский срок. Он владеет английским, арабским и немецким языками. Является автором большого числа научных работ, в том числе ряда монографий, которые были изданы крупнейшими восточными и западными научными политологическими центрами.

С.М.Хатами — это, безусловно, феномен в иранской политике и как личность и как государственный деятель. В тоже самое время результаты деятельности его на посту президента это закономерный итог исторического и политического развития страны.

Масштаб деятельности и уровень влияние этого политика на позитивное развитие иранского государства и политической системы на рубеже XX-XXI веков трудно переоценить. Но более всего данное утверждение относится к сфере внешней политики, где Иран в период его президентства вышел из политической изоляции продемонстрировав «прорывной» характер отношений со многими странами, в частности с Российской Федерацией.

Не случайно именно по предложению М. Хатами 53-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН официально объявила 2001 год Годом диалога цивилизаций. Ни для кого не секрет, что на рубеже XX-XXI веков в среде западного экспертного сообщества появились теоретики, типа С. Хантингтона, ратующие за сохранение отдельно взятой культуры или цивилизации и отвергающие принципы мирного сосуществования, взаимообогащения и развития различных цивилизаций [2].

Прежде чем приступить к анализу концепции «диалога цивилизации» необходимо дать ответ на вопрос: Что такое цивилизация? Это сложный вопрос, на который учёные дают самые разнообразные ответы, поскольку само понимание цивилизации неоднозначно.

На наш взгляд, интересен и весьма логичен подход, на основе которого цивилизация определяется как социальная культурно — историческая система, объединяющаяся на уровне нескольких этносов, связанных с конкретной природно-пространственной средой. Если рассматривать в широком смысле понятие «цивилизация», то можно принять, что в её основе лежат три вида системообразующих связей: пространственные, в зависимости от природной среды и ландшафта; временные, связанные с формированием общности исторического бытия, традиций, широко понимаемой культуры, языка; социальные, сопоставимые ценностно-нормативные механизмы, субъективное осознание общности, самоидентификация людей, которые укрепляют суперэтническую общность [3,28].

Приемлемым в данном случае является и дефиниция цивилизации, предложенная российским учёным Н.С. Симония, которую он определяет, как «исторически сложившееся единство материальной и духовной культуры, продукт весьма длительного существования более или менее стабильной этнодемографической общности, занявшей определённый ареал ойкумены» [4,62].

Из этих определений, а также из реального положения миропорядка, связанного в первую очередь с современным уровнем научно технического прогресса, можно прийти к выводу о признании необходимости всё более укрепляющихся связей и отношений между различными странами, культурами и, соответственно, между различными цивилизациями. Инициативы Президента ИРИ С.М.Хатами, выработанные им на рубеже XX-XXI веков, относительно идеи диалога цивилизаций в качестве главного фактора во взаимоотношениях стран и народов связаны с глубоким осознанием именно этой необходимости.

При этом следует учитывать, что цивилизация как социальная система не должна пониматься просто как механическая сумма составляющих элементов (стран, народов или регионов). Её важно рассматривать с учётом приобретённого нового системного качества.

Так, например, по утверждению президента С.М.Хатами, «исламская цивилизация — одна из немногих цивилизаций, которая возникла и получила распространение на основе одного священного текста — Священного Корана» [5,54].

На наш взгляд, лаконичными и весьма важными тезисами, выдвинутыми президентом ИРИ С.М.Хатами в качестве магистральных путей осуществления диалога различных цивилизаций, в частности, исламской и западной (к ней мы можем отнести по определённым системным признакам и российскую цивилизацию), являются умение «говорить», «слушать» и «понимать». С этой позиции С.М.Хатами, рассматривая каждого индивида человеческого общества как «личность» и подразумевая как общие черты, так и своеобразие каждой культуры, носителем которой являются эти индивиды, приходит к такому выводу: «В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада, и отрицание этих двух составляющих частей существа человека сделало наше понимание его сути неполноценным и недостаточным» [6,67].

Он предлагает диалог между цивилизациями для правильного, гуманного и практического решения многих глобальных проблем современности, таких как кризис в семье, кризис в вопросах экологии, кризис этического характера, кризис в международных политических отношениях.

С.М.Хатами выделяет два пути осуществления диалога цивилизаций:

1. Взаимовлияние на протяжении длительного времени. Этот процесс обусловлен естественным ходом развития событий, географическими или историческими причинами и от чьего-либо выбора или воли не зависит. Подобное взаимовлияние веками осуществлялось, например, между иранцами и греками в античные времена, а позднее между Европой и Азией по Великому шёлковому пути.

2. Диалог цивилизаций и культур посредством диалога между их представителями. Такая форма диалога — это осознанная и целенаправленная деятельность, не обусловленная историческими или географическими факторами [7,47].

С.М.Хатами, указывая на всёвозрастающее значение полноценного и всеохватывающего диалога культур и цивилизаций, вместе с тем отрицает ведение подобного диалога с позиций силы, навязывание секуляризма, давления и устрашения. Диалог культур предполагает многополюсный мир и отрицает планетарные изменения в сторону глобализации, направленной на создание более обширных рынков сбыта и поглощение национальных культур какой-либо одной господствующей культурой.

По мнению иранского президента: «Ни одна великая культура, ни одна великая цивилизация не создавались в изоляции самостоятельно в отрыве от других культур. Лишь те культуры и цивилизации смогли выжить и развиваться, которые способны обмениваться с другими цивилизациями своими достижениями, обладают умением «говорить» и «слушать» » [8,59]. Ещё одна цитата, которая, на наш взгляд, даёт очень чёткое представление о взглядах на иранскую цивилизацию и её взаимосвязях с другими цивилизациями: «Мы, совершив революцию и претендуя на создание исламского строя на её основе, в том случае можем считать свою революцию началом новой цивилизации, если имеем способность и достоинство приобрести положительные элементы западной цивилизации, а так же необходимую чуткость отличить её недостойные элементы и избежать их...» [9, 119]. Как видим, акцент ставится не на том, что Иран является составной частью исламской цивилизации, а на том, что иранская модель развития, начавшаяся с провозглашения исламской республики, может стать началом новой цивилизации. Хатами допускает такую возможность априори, но в отличии от своих клерикальных оппонентов считает, что эта цель может быть реализована не в условиях автаркии и противостояния Западу, а во взаимодействии с ним. И дальше, как бы заранее предотвращая возможность обвинений в измене политической линии имама Хомейни, он говорит: «Ясно, что это вовсе не политический подход. Если кто-либо не в состоянии увидеть отличия между этой задачей и политической, то он действует наперекор идеалам исламской революции и народа, даже если их побуждают добрые намерения. На этой арене не острые лозунги и жёсткость, а само сознание, логика и объективность определяют победителя» [9, 119]

В этом контексте интересно указать, что даже лидер Исламской революции имам Хомейни признавал проблемы и не идеализировал исламскую политическую систему, утвердившуюся в Иране после революции 1979 года, В этой связи он писал: «Я никогда не говорил, не скажу и сейчас, что сегодня в нашей стране ислам реализуется во всех его аспектах и что теперь никто не нарушает положений ислама по причине своей неосведомлённости или недисциплинированности» [10,39].

М.Хатами, выступивший с момента своего избрания в 1997 году президентом страны с идеей построения исламского гражданского общества, расширения политических свобод, безусловно войдёт в историю как реформатор. В отличие от своего предшественника Али Акбара Рафсанджани, который для проведения реформ апеллировал к экономической необходимости, Хатами избрал путь религиознофилософского обоснования необходимости реформирования общества. По мнению Хатами, его концепция «диалога цивилизаций» должна убедить Запад, как и другие центры мировой политики, включая Россию, в изменении внешнеполитической концепции Ирана, в отходе от конфронтации. Принцип равенства подразумевает категорическое неприятие навязывания какой-либо страной своей модели поведения всему человечеству. В диалоге «не могут участвовать те, которые считают, что они имеют монополию на Истину».

Согласно мнению иранского президента, диалог с исламской цивилизацией очень плодотворен для Запада, ибо открывает новые возможности в разрешении общих проблем, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он называет эти кризисные проблемы: кризис семьи; кризис экологический (в отношениях человека и природы); кризис этических принципов в мировоззренческой и научной сферах; потеря ценностных ориентаций людей. Много внимания уделяет М.Хатами разъяснению философских терминов и понятий — «традиция», «развитие», «современность». У него нет безудержного преклонения перед традициями прошлого. Более того, он считает эту черту отечественной идеологии важнейшей причиной отсталости иранского общества: «Несовместимость современной цивилизации с нашей цивилизацией, ориентированной на преклонение перед традицией, является одной из самых важных причин кризиса в нашем обществе» [11,160].

Очевидно, что действенность и успех осуществления концепции диалога культур и цивилизации1 зависит от состояния умов в самом Иране в той же мере, как за его пределами. Именно поэтому критика М. Хатами в равной степени обращена и к позициям иранских светских интеллектуалов, и к позициям религиозных ортодоксов — догматиков. Идеалом М. Хатами является образ просвещённого религиозного интеллектуала [13, 230].

Надо указать, что концепция диалога культур и цивилизаций президента ИРИ и участия иранских идеологов в полемике с Западом выявило новые геополитические и религиозно-философские аспекты иранской общественной мысли на пороге XXI века. Полемика по данным вопросам создала базу для диалога культур и, более того, подтвердила мысль о том, что страны с длительной и непрерывной традицией культуры способны к развитию в новых условиях (Япония, Китай, Индия, Иран).

В то же самое время мы должны констатировать, что диалог между цивилизациями, странами и народами служит целям лучшего ознакомления культур с различными социально-экономическими и этническими ценностями. Во-первых, он не может быть автоматической гарантией для установления взаимопонимания между цивилизациями, а во-вторых, не устраняет главную, то есть экономическую предпосылку социально — культурных противоречий.

Очевидно диалог цивилизаций — единственно возможный и необходимый, но одновременно сложный рычаг сохранения мира и стабильности на планете. Это стимул для формирования универсальной модели оздоровления международных отношений, не допускающий одностороннего подхода, и монолог в политике и культуре, позволяющий общественному мнению осуждать силовые методы разрешения межнациональных и межгосударственных конфликтов и разногласий.

Тенденция к глобализации должна исходить и предполагать многополярность современного мира с учётом рождения новой морали, нового коллективного права на основе международных институтов и законов, укрепление суверенитета всех государств, повышение их ответственности в международных делах. Для этого необходимо, чтобы все компоненты международной системы (государства и гражданские институты) могли активно и равноправно участвовать как в выработке, так и в принятии решений международного характера.

В этом аспекте, по мнению С.М. Хатами, перспектива создания нового мира видится в реализации демократических принципов в международных делах, в укреплении моральных, правовых и политических критериев, основанных на диалоге и обмене идеями, а также на демократическом соревновании культур. Не случайно в резолюции 56/6 Генеральной ассамблеи ООН подчёркивается: «единая человеческая семья объединяет все цивилизации и даёт возможность прославлять великолепную гамму наших достижений этого многообразия цивилизаций, и вновь подтверждает, что достижения цивилизаций являются коллективным наследием человечества» [14].

В период президентства М.Хатами (1997-2004), Иран и Россия наладили более тесное взаимодействие в сфере международной безопасности и по другим проблемам глобального характера. И Иран и Россия не приемлют попыток навязать миру однополюсность, выступая за примат международного права против использование силы в международных отношениях в обход Устава ООН. В ходе регулярных контактов иранских и российских политических и государственных деятелей как на высоком, так и на высшем уровне, неоднократно отмечалось созвучие инициативы президента ИРИ С.М.Хатами относительно диалога цивилизаций и предложенную Россией концепцию мира XXI века. Очевидна схожесть подходов Ирана и России к формированию совместно с другими членами сообщества более безопасной, открытой и демократической системы международных отношений в XXI веке.

Созвучность целей российской концепции мира, в центре которой находится идея многополярности, содержанию выдвинутой Ираном инициативы диалога между цивилизациями была отмечено и подтверждено в ходе официального визита президента ИРИ С.М.Хатами в Москву в марте 20С1 года.

Плодотворные дискуссии и контакты проходили между ИРИ и Европейскими странами, включая РФ сферах науки, религии и культуры, как на двустороннем, так и на многостороннем форматах. Этому способствовали проведение конференций, круглых столов и семинаров, как в Иране, так и во многих европейских столицах с участием деятелей науки и культуры этих стран.

Таким образом, результаты деятельности президента ИРИ С.М.Хатами и выдвинутая им концепция диалога цивилизаций оказали заметное влияние на позитивное развитие Ирана и его внешней политики. Иран вышел из политической и экономической изоляции.

Важным изменением во внешней политике Ирана в период президентства С.М.Хатами, бесспорно, явилось выдвижение на первое место такого стимула в её международной деятельности, как стремление к развитию доброжелательных отношений с подавляющим большинством стран мира, включая РФ, конструктивное участие в глобальных и региональных экономических и политических процессах.

Идея диалога между цивилизациями, предложенная президентом Ирана, оказалась на наш взгляд очень своевременной. Данная инициатива задала дополнительный импульс процессу активизации научного и культурно-религиозного сотрудничества между Ираном и его соседями, а также странами Западной Европы, Восточной Азии и Россией. Несомненно, данная концепция стала ответом на вызов Запада, стремящегося к унификации культурного и цивилизационного многообразия мира в рамках глобализации, подняла престиж ИРИ в мировом сообществе и укрепила позиции прагматически настроенного лидера Ирана.


Литература

1. Иран: эволюция исламского правления. М., ИВ РАН, 1998.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М., 2003.

3. Орлова И.Б. Современные цивилизации и Россия, М., 2000.

4. Иран: диалог цивилизаций. Материалы научной конференции. М., 2003.

5. Текст выступления на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённый диалогу цивилизаций // Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. М., 2001.

6. Текст выступления на Саммите тысячелетия в ООН, Нью-Йорк, 6 сентября 2000 г. //Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада М., 2001.

7. Выступление в университете Флоренции (Италия) 8 марта 1999 года // Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. М., 2001.

8. Выступление М.Хатами на ежегодной сессии ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Париж, 29 октября 1999г.//Хатами С.М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.

9. Хатами М. Страх перед бурей. М., 2001.

10. Имам Хомейни, Религиозное и политическое завещание. Тегеран 2003.

11. Хатами С.М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.

12. Резолюция 56/6 принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 21 ноября 2001 г. // http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N01/475/44/PDF/N0147544.pdf?OpenElement 21.11.2008.


Источник:
Ногаев Н.Э. Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв. // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 39 - 47.

Похожие новости:

  • Народы Дагестана в контексте мировой цивилизации: механизмы кросскультурного взаимодействия
  • Интервью с Малхазом Гулашвили
  • В Адыгее развивается диалог власти и гражданского общества
  • Россия и Иран. Сходство целей и различие средств
  • Путин прибыл в Иран
  • В Кремле не подтверждают сроки визита Путина в Иран
  • Путина хотят убить на саммите стран Каспия в Иране
  • «Золотой Коран» из России представят на выставке в Иране
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания