Геополитика: Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.

Опубликовал admin, 20 августа 2014
Л.М. Сабаева,
ст. преподаватель, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг.В ходе первых после военного переворота 1980г. парламентских выборов (1983г.) в Турции победу одержала новая политическая партия - Партия Отечества (ПО) во главе с Т.Озалом, что позволило ей сформировать однопартийный кабинет. Для внешнеполитического раздела программы ПО были характерны: утверждение принадлежности Турции в политическом, военном и экономическом плане к западному миру; признание необходимости в сотрудничестве с ним более активно обеспечивать экономические интересы Турции; развивать связи со странами Ближнего и Среднего Востока и другими исламскими государствами. Поскольку Турция принадлежит одновременно к двум мирам - западному и исламскому, - она должна стать мостом между ними. Это положение можно рассматривать как компромисс между «западниками» и исламистами.

Практическое воплощение эти принципы получили во внешнеполитической деятельности правительства Т.Озала. Приоритетными направлениями по-прежнему оставались развитие всестороннего сотрудничества и сближение с США, усилия по преодолению происшедшего после переворота 1980г. спада во взаимоотношениях с ЕЭС и попытки активизации роли Турции в мусульманском мире.

Отношения с США имели явно выраженный военно-политический оттенок, обусловленный стремлением США упрочить свои позиции в стратегически важном для себя регионе и теснее привлечь Турцию к обслуживанию американских интересов на Ближнем Востоке. В соответствии с Договором о военно-экономическом сотрудничестве между США и Турцией, особое внимание в 1984 - 1988 гг. уделялось реконструкции уже имеющихся и созданию новых американских и натовских военных баз на территории страны, многие из которых использовались и для складирования ядерного оружия. Было также начато претворение в жизнь широкомасштабной программы модернизации турецких вооруженных сил, на реализацию которой США предоставили Турции только в 1984 — 1986 гг. не менее 2 млрд.долл. в виде помощи. Одновременно правительство Т.Озала продолжало усилия по созданию в Турции при содействии США и некоторых других стран НАТО собственной оборонной промышленности, преподносившейся официальной турецкой пропагандой как средство избавления страны от военно-политической зависимости от западных партнеров. В 1987г., например, было в основном завершено строительство под Анкарой завода по сборке истребителей-бомбардировщиков Ф-16, подряды на производство деталей к которым были распределены между крупнейшими американскими и турецкими фирмами. Отражением все большего вовлечения Турции в орбиту ближневосточной стратегии США стало заключенное в июне 1987г. американо-турецкое соглашение, предусматривавшее непосредственное участие турецких войск в вооруженных действиях в регионе в составе американских «сил быстрого развертывания» в случае военного конфликта. В то же время США так и не удалось, несмотря на интенсивные тайные переговоры, добиться от турецкого правительства согласия на размещение на территории Турции направленных против СССР американских баллистических ракет средней дальности действия / 1, 26.07.1987; 2, 27.11.1983; 5, 1984, №688,С.28-3 1/

Отношения Турции с ЕЭС оставались сложными. Хотя торгово-экономические связи с подавляющим большинством западноевропейских государств развивались в целом стабильно, противоречия в политической области, препятствующие дальнейшей интеграции Турции в «Общий рынок», далеко не были преодолены. Вопреки надеждам турецких властей, частичного восстановления в 1983гг. действия буржуазных парламентских институтов в стране оказалось отнюдь недостаточно для того, чтобы «убедить» ЕЭС в переходе Турции к демократии и поставить в повестку дня Сообщества даже вопрос о разблокировании финансовой помощи ей, не говоря уже о таких принципиальных вопросах, как свободное перемещение турецкой рабочей силы в странах ЕЭС и смягчение таможенных барьеров на пути турецкого текстиля, на что рассчитывало правительство Т.Озала. Правда, в мае 1984 г. ему удалось ценой немалых дипломатических усилий добиться возобновления членства Турции в Европейском совете, однако в ноябре того же года ей пришлось смириться с лишением ее права на очередное сессионное председательство в этом органе ввиду «сомнений» некоторых его участников относительно «истинного» уровня демократизации в Турции. В конце 1985 г. Европейский парламент принял резолюцию о замораживании вплоть до проведения в Турции свободных парламентских выборов всех отношений с ВНСТ в связи с продолжающимся в этой стране нарушением прав человека и ограничением политических свобод /3, 25.10.1985; 4, 14.12.1985/. Тем не менее в апреле 1987 г. правительство Т.Озала обратилось в ЕЭС с официальной просьбой о переводе Турции из «ассоциированных» в полноправные члены этой организации, мотивировав эту просьбу значительными успехами в сфере экономики и прогрессом в деле демократизации в стране /2, 15.04.1987/. Несомненно, что идя на этот шаг, правительство Т.Озала вдохновлялось прежде всего надеждой на поддержку тех сил в кругах «Общего рынка» (преимущественно представлявших интересы крупного капитала), которым проводимая в Турции политика экономической либерализации сулила немалые выгоды. В то же время, если учесть, что в странах ЕЭС по-прежнему были сильны позиции сил, выступающих (в том числе и по соображениям экономического порядка) против допуска Турции в «Общий рынок», положительное решение просьбы турецкого правительства продолжало оставаться не менее проблематичным, чем раньше.

Значительные усилия прилагались кабинетом Т.Озала для расширения связей с мусульманским миром, что в значительной степени диктовалось потребностями экспорториентированного экономического курса. Умело избегая вмешательства в межарабские и арабо-иранские споры и широко используя лозунги «исламской солидарности», Турция в годы правления ПО в несколько раз увеличила объем своей торговли с этими государствами, составивший до 40% ее внешней торговли. Резко возрос и экспорт турецкого капитала и рабочей силы в страны Ближнего и Среднего Востока. Со своей стороны, Исламский банк развития и ряд арабских государств (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ ) пошли на предоставление Турции в 1984 - 1986гг. довольно значительных кредитов. А в 1984г. Турция возглавила экономический комитет Организации Исламская конференция /7, 14, 03.1986/. Все это, безусловно, было показателем признания ее возросшей роли в мусульманском мире. Интенсификация отношений Турции с мусульманскими странами - и это не раз подчеркивалось турецкими руководителями - вовсе не являлась альтернативой ее связям с Западом. Напротив, Турция в эти годы стала все активнее претендовать на роль своего рода посредника между Западом и мусульманским Востоком. «Турция, - заявил Т.Озал в интервью американскому агентству Ассошиэйтед Пресс, - должна стать мостом между такими организациями, как НАТО, ОЭСР и ЕЭС, с одной стороны, и исламским миром, с другой». А выступая на состоявшемся в ноябре 1985г. в Париже «семинаре по вкладу исламских и западных стран в новый международный порядок», глава турецкого правительства призвал деловые круги Запада и Востока к «совместным действиям на основе объединения ближневосточных капиталов, западной технологии и турецкой рабочей силы и предпринимательства» /6, 1983, №46,с.53;/. Фактически через посредство в большом числе развернувших свою деятельность в странах региона смешанных турецко-западных частных компаний, контроль в которых как правило принадлежал западным партнерам, усилилось проникновение во многие страны Ближнего и Среднего Востока западного капитала. Одновременно наметились первые шаги по налаживанию военного сотрудничества между США, Турцией и некоторыми реакционными исламскими режимами. В частности, предполагалось подключить к планам создания в Турции военно- промышленного комплекса потенциал таких стран, как Саудовская Аравия и Пакистан.

В отношениях с Советским Союзом правительство Т.Озала демонстрировало стремление к сохранению и развитию достигнутого при предыдущих администрациях уровня добрососедских отношений. Новый импульс развитию советско-турецких связей был дан подписанными в ходе официального визита Т.Озала в СССР в июне 1986г соглашениями, предусматривающими расширение двустороннего сотрудничества в экономической, коммерческой, научно-технической и культурной областях /1 10.06.1986 /.


Источники и литература
1. «Известия»

2. «Giinaydi п». Istanbul.

3. «Hiirriyet». Istanbul.

4. «Milliyet». Istanbul.

5. «Yanki». Istanbul.

6. «Middle East Economic Digest». London

7. «New Spot». Ankara


Сабаева Л.М. Главные направления внешней политики правительства Т.Озала в 1983-1987 гг. // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 5 / Под ред. докт. полит, наук, проф. Б.Г. Койбаева; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013.-225 с. С. 72 - 76.

Похожие новости:

  • Региональный аспект турецко-сирийских отношений (80-90-е гг. XX в.)
  • Турецко-грузинские отношения в последней четверти ХХ – начале ХХI в.
  • Некоторые аспекты турецко-грузинских отношений в последней четверти XX – начале XXI в.
  • Сотрудничество Турции и Дагестана
  • Турция и Кабардино-Балкария укрепят экономические связи
  • Турция отозвала своего посла из США после принятия конгрессом резолюции о геноциде армян
  • Турция опечалена принятием в США резолюции о геноциде армян
  • Абдулла Гюль: Отношение запада к Турции не справедливо
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания