Главная > Геополитика > К вопросу о стратегии безопасности региона

К вопросу о стратегии безопасности региона


10 октября 2013. Разместил: admin
3. Л. Дзакоев

После серии природных и техногенных катастроф, террористических актов, проявлений преступности и усиления их угроз актуализировалась проблема научного исследования и обеспечения безопасности населения и объектов жизнеобеспечения.

Стало ясно, что необходимо изучать глубинные процессы порождения чрезвычайных ситуаций, преступности и терроризма во всех видах их проявления в условиях Российской Федерации, выработать общие подходы усиления безопасности, которые могут стать основой для более конкретных мероприятий.

Проблема обеспечения безопасности населения и объектов в настоящее время стала предметом пристального изучения и исследований. Свидетельство тому — все растущее число правительственных решений, исследований, разработок, публикаций в научной и специальной литературе. В них рассмотрен широкий круг проблем, связанных с разработкой концептуальных основ и практических действий обеспечения безопасности и стабильности государства и общества, вскрыта суть многих социальных процессов, происходящих в нашей стране; предпринята попытка системного освещения путей выхода из кризиса, форм и методов обеспечения стабильности государства, снижения последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждения терроризма, снижения преступности.

В тоже время, несмотря на обилие исследований по проблемам преступности в обществе, непосредственно самой проблеме стратегического обеспечения безопасности уделяется весьма ограниченное внимание. Значительно большее внимание специалисты отводят оперативным и процедурным мероприятиям. На это направлены также нормативно-правовые акты и законы.

Вместе с тем сложным остается положение с материально-техническим оснащением важных инженерных объектов, недостаточно финансирование мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности объектов, продолжается нарушение правил их эксплуатации, имеет место ослабление ответственности и контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием объектов в исправном состоянии.

Крайне слабо развита система обучения и тренинга персонала по безопасности, недостаточно организована подготовка и переподготовка специалистов в области безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей в этой области знаний. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области безопасности населения и объектов.

Для борьбы с такой всеобщей угрозой, как природные и техногенные катастрофы, терроризм и преступность требуется объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная и республиканская стратегия обеспечения безопасности. Необходимо определить и назвать источники опасности и их проявлений, к числу которых могут быть отнесены падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, непродуманные решения представителей органов управления .

Для эффективного противодействия терроризму и преступности, обеспечения безопасности граждан и объектов в России необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Нужны также взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной для нашей страны проблемы.

Стратегия региона по обеспечению безопасности населения и объектов жизнеобеспечения должна включать:

— выявление и описание характеристик внешних и внутренних угроз безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных интересов личности, общества и государства;

— определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы республики;

— определение критериев и параметров, характеризующих безопасность республики и отвечающих требованиям безопасности России;

— формирование политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость социально-экономического развития республики.

Функциональная характеристика безопасности не может быть сведена лишь к защищенности определенных ценностей. Безопасность — явление полифункциональное. Важнейшие свойства и функции безопасности: снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Поэтому, когда мы говорим о безопасности того или иного элемента, мы имеем в виду не только защищенность данного элемента от источников опасности, но и предупреждение и устранение опасности для него, а также поддержание такого уровня его защищенности, который является достаточной для нормального функционирования соответствующего элемента.

Как социальная ценность общества, безопасность есть деятельность значительного числа различных субъектов, а как определенная социальная потребность она является целенаправленным результатом этой деятельности. Более того, безопасность является неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и выступает гарантом возможности дальнейшего прогрессивного развития этих элементов. Следовательно, с содержательной стороны безопасность как социальная ценность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или техногенного характера, а также поддержанием такого уровня этой защищенности, которая является достаточной для их нормального функционирования.

Классифицировать типы и виды безопасности на группы можно по различным основаниям.

Выделение различных видов безопасности в зависимости от субъектов, безопасность которых обеспечивается. По этому критерию выделяют следующие виды безопасности: личная, коллективная, общественная (общества), государственная (национальная) и международная. Каждый из названных видов безопасности характеризуется своими специфическими чертами, обусловленными масштабами этого явления, характером его содержания, средствами и методами обеспечения и в свою очередь может иметь свои составляющие. Например, применительно к общественной безопасности можно говорить о таких ее составляющих, как безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, экологическая безопасность или безопасность компьютерной информации, безопасность производства специальных работ или безопасность обращения с общеопасными источниками, а так же о безопасности поведения, не нарушающего общие правила безопасности (общепринятые правила поведения) и т. д.

Государственная безопасность означает создание необходимых условий и предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов и общества в целом — защиты территориальной целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности его систем, структур и институтов в соответствии с правовыми основами государственности и действующими законами.

Государственная безопасность базируется на экономической безопасности страны, однако имеет и свои специфические оценки, факторы и критерии, включая социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально-этническую стабильность, обороноспособную достаточность, ресурсную и научно-технологическую независимость, мобильность и др. Государственная безопасность — условие и предпосылка экономической безопасности и наоборот. С учетом этого можно говорить об их синтезированности и взаимообусловленности, имеющей тенденцию к формированию целостной безопасности страны по всему комплексу факторов и критериев. Только ориентация на целостность поможет преодолеть изолированность подходов и критериев в выработке экономической политики и политики государственной безопасности, предотвратить создание особых, недостаточно скоординированных и даже конкурирующих структур и механизмов.

Экономическая безопасность — основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система ее критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но, в конечном итоге, целью экономической безопасности является недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.

Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод. Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества. Поэтому можно говорить не только об общем, но и приоритетных объектах социальной безопасности, т. е. таких социальных группах и общностях, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Результаты социологических исследований показывают основные проблемы социально-экономического развития, оказывающие влияние на обеспечение безопасности населения и объектов жизнеобеспечения в Республике Северная Осетия-Алания.

1. Углубление социальной и имущественной дифференциации населения при относительном росте бедности, нищеты и пауперизма. Большое число социально ущербных семей, дезориентация жизненных ценностей у молодежи.

2. Утрата национально-культурных ценностей, нарастание межэтнической и внутриэтнической обособленности и разобщенности. Возрастание межрелигиозных различий, проявлений радикализма, неадекватного поведения определенных социальных групп населения.

3. Рост криминализации системы управления и экономики. Значительная доля теневой экономики, скрываемых доходов. Коррупция во всех сферах жизнедеятельности общества. Рост преступности.

4. Снижение управляемости общественными процессами и экономикой. Возрастающий разрыв между органами власти и обществом. Низкая развитость правовых и институциональных основ республики.

5. Наличие неблагоприятных внешних причин, обусловленных нестабильной политикой федеральных органов власти. Высокая зависимость социально-экономического развития от ситуации в соседних республиках и в Северо-Кавказском регионе в целом.

6. Социальная политика не стала целью экономической реформы. Став правовой по Конституции, Республика Северная Осетия-Алания еще не нашла в полной мере присущих этой форме, способов и мер эффективного воздействия на экономическую и социальную жизнь. Декларативность проводимых социально- экономических преобразований. Несовершенство системы гласности и реального участия граждан в управлении. Низкая ответственность руководящих работников за результаты деятельности. Информационная закрытость органов управления всех видов объектов и процессов.

Основные постулаты, лежащие в основе обоснования необходимости разработки Стратегия Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности населения и объектов жизнеобеспечения:

1. Дальнейшее сохранение сложившейся ситуации и тенденций в области обеспечения безопасности населения и объектов республики представляется крайне опасным и делает невозможным какие-либо продвижения по пути социально- экономического развития РСО-Алания. Сложились системные основы, угрожающие существованию населения и государственности. Произошло накопление критических обстоятельств и наложение внешних и внутренних предпосылок для обострения ситуации в республике.

2. Террористические акты и преступления будут нарастать, а их последствия принимать все более угрожающий характер. На отдаленную перспективу нет никаких оснований для успокоения и бездействия.

3. Необходимы реальные, жесткие, обоснованные и эффективные меры по предотвращению нарастания кризисных явлений во всех сферах общественной жизни. Кардинальные изменения должны затронуть все жизненно важные сферы и системы управления республикой. Некомпетентность, нерешительность, имитация деятельности, стремление скрыть корневые источники проблемы, отстранить общество от ее решения лишь усугубят негативные последствия.

Характерными недостатками по обеспечению безопасности на объектах являются:

1. Недостаточные знания и навыки поведения сотрудников и населения в чрезвычайных ситуациях.

2. Низкая организация обеспечения безопасности. Слабая ответственность должностных лиц за состояние систем безопасности. Недостаточность финансовых затрат на обеспечение безопасности.

3. Эксплуатация объектов с нарушениями требований норм электроустановок, устаревших электросетей и систем обеспечения безопасности, которые требуют замены.

Разработка проблем безопасности требует:

— большей системности оценок и подходов в части условий и критериев безопасности всех аспектах их проявления, а не только общественных, экономических, внутренних условий и критериев, объективно воздействующих на факторы безопасности в ходе ломки сложившихся общественных отношений;

— обеспечение безопасности должно осуществляться на основе синтеза государственных, административных и рыночных методов управления, а это. в свою очередь, означает необходимость гибких, компромиссных решений, а также разделения полномочий и ответственности;

— обеспечение безопасности признается приоритетным направлением общественного сознания, деятельности органов управления республикой, организаций и предприятий. Необходимо обеспечить охват всех сфер и аспектов безопасного социально-экономического развития республики;

— обеспечения адекватности мер защиты государственной безопасности и мер, необходимых и достаточных для реализации целей проводимых реформ в пространстве и времени;

— обоснования и планирования стратегических и тактических целей, мер их достижения на основе выбора определяющих критериев государственной безопасности и принятой обществом доктрины социально-экономического развития.

В регионах Кавказа необходимо создание системы безопасности населения и объектов жизнеобеспечения. Данная система безопасности общества может включать в себя:

1. Наличие разработанной доктрины безопасности, которая одновременно выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и, как программа действий.

2. Правовую основу — систему законов, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания, объектов и т. д.).

3. Систему государственных сил и органов, имеющих своей функциональной задачей обеспечение безопасности общества.

4. Общественную систему безопасности, включающую в себя совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него.

5. Корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.

6. Обязательным условием эффективного функционирования данной системы является ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками.

В качестве обеспечения безопасности существования и функционирования населения и объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, к которым относятся, например, политическая, социальная, военная, правовая, экономическая, финансовая, культурная, информационная, научно-техническая, криминологическая, экологическая и др.


Источник:
Дзакоев 3. Л. К вопросу о стратегии безопасности региона // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 116 - 121.

Вернуться назад