Главная > Геополитика > Северный Кавказ в системе обеспечения национальной безопасности России

Северный Кавказ в системе обеспечения национальной безопасности России


21 ноября 2013. Разместил: admin
М. А. Магомедова

В соответствии с поручением главы государства от 4 июня 2008 г. № Пр-1150 межведомственной рабочей группой в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования разработана и утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности. Она сохраняет преемственность принятых политических установок в области национальной безопасности, в первую очередь Концепции национальной безопасности Российской Федерации, и уточняет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу, увязанную по целям и задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств — лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности [1, с. 220-252].

Существенным моментом в «Стратегии» является то, что большое место в документе отводится борьбе с экстремизмом, национализмом, сепаратизмом, ксенофобией. вопросам гуманитарной и информационной безопасности.

Эти проблемы составляют смысловое ядро исследований отечественных ученых. Наиболее остро указанные проблемы встают на Северном Кавказе. Как известно, 19 января 2010 г. было объявлено о создании Северокавказского федерального округа из части регионов, ранее входивших в ЮФО. Александр Хлопонин назначен на должность вице-премьера, полпреда президента в новом округе.

В Северо-Кавказский федеральный округ теперь входит Республика Дагестан. Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске. В Южном федеральном округе остались Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край, Республика Адыгея и Республика Калмыкия.

Напомним, что в СССР был предпринят эксперимент по созданию Северо-Кавказского края: в 1929-1934 гг. он существовал как раз в тех границах, в каких создан сейчас новый федеральный округ, только большинство республик тогда были автономными областями.

Новый федеральный округ самый сложный в России. На фоне обостренной криминогенной ситуации уровень безработицы очень высокий. Средняя зарплата в регионе самая высокая в Чечне — около 12 тысяч рублей. В Дагестане — 7,5 тысяч. Здесь проживает 6% населения страны, и регион лидирует по уровню рождаемости: к примеру, в Дагестане родилось 49 тысяч детей в 2008 г., далее следует Чеченская республика и Ставропольский край.

По данным на 2002 г. Северный Кавказ в составе Российской Федерации имеет территорию 475,3 тыс. кв2, население — 20,1 млн. человек [2, с. 78-83].

В геополитическом отношении Северный Кавказ — одна из наиболее проблемных и уязвимых частей Российской Федерации. За время после окончания в 1996 г. военного конфликта в Чечне положение здесь стало более сложным, перспективы — менее определенными. Именно на этом направлении РФ сталкивается сегодня и на обозримую перспективу с реальным вызовом территориальной целостности государства. Поэтому здесь велика опасность внутренних вооруженных конфликтов, преимущественно на этнической и религиозной почве, в которые могут быть вовлечены федеральные силы и широкие массы населения. На Северном Кавказе страна впервые столкнулась не только с проблемой вооруженной сецессии и долговременного наличия мятежного региона, но и с проявлениями международного терроризма — одной из глобальных мировых проблем [3].

В рамках Кавказско-Каспийского региона (ККР) Северный Кавказ занимает особое положение. Во-первых, сохраняя многие общие для всего Кавказа черты, Северный Кавказ является частью России. Во-вторых, регион — в отличие от соседей — не обладает сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, в частности, нефти и газа. Основные экономические ресурсы Северного Кавказа — это транспортные пути и коммуникации, рекреационные возможности. В-третьих, на Северном Кавказе существует несколько очагов вооруженных конфликтов.

По одним параметрам Северный Кавказ близок к Африке: слабость аппарата власти, низкая доля налоговых и неналоговых сборов в валовых региональных продуктах (7-13%; РФ в целом — 24%), коррупция и мощный сектор теневой экономики, а как следствие — социальная поляризация и огромная безработица. Но по другим параметрам регион вполне сопоставим со среднеразвитыми странами Европы, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: средняя продолжительность жизни выше, чем в РФ в целом, на 7-11 лет; крепость семейных уз и культ предков, гражданская активность на уровне муниципалитетов, более выраженная ориентация на социальный успех и высокая предпринимательская активность (2,5-3 раза выше, чем в РФ в целом), уровень образования и общественная безопасность.

Распад Российской Федерации как продолжение процесса, начавшегося распадом Советского Союза, является целью ряда политических сил в России и за рубежом. Помимо чеченских радикалов, ряд представителей контрэлит в Дагестане, других республиках Северного Кавказа выступают за отделение от России и формирование самостоятельных государств или федераций на этнической или религиозной основе. Эти круги пользуются поддержкой определенных сил в Турции, странах Ближнего и Среднего Востока, рассматривающих Россию как традиционного противника и исторического угнетателя мусульманских народов. В начале 1990-х гг. часть демократической общественности самой России выражала сочувствие делу «национального самоопределения» этнических групп вплоть до их отделения от России — вместе с территорией соответствующих национальных автономий, где эти группы далеко не всегда составляли большинство. После чеченской войны часть населения России готова была признать независимость Чечни, а гораздо меньшая часть выступала за то, чтобы вообще «уйти с Северного Кавказа» и максимально надежно отгородиться от этого постоянного источника угроз, нестабильности и т. п. Всех этих людей объединяет одно — они не приемлют Кавказа таким, каков он есть — с его насыщенной палитрой народов, традиционным обществом, острой политической жизнью, высоким, приобретенным огромной ценой за годы советской модернизации интеллектуальным уровнем значительной части населения и активным сопротивлением процессам социальной и технологической деградации, По этому поводу руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе М. JI. Шевченко пишет:

«Уберите Кавказ, и Россия останется всего лишь какой-то унылой транзитной равниной, по которой стоит ли строить великую дорогу из Европы к Тихому океану, если древний Шелковый путь проходит южнее, через более приветливые и насыщенные людьми странами?

Уберите Кавказ, и Россия сожмется до буржуазной шикарной, греховно- вульгарной Москвы и замершей в ожидании новых социальных подачек согбенной страны.

Уберите Кавказ, и почти законной мести его обитателей, как мести кредиторов, векселя которых уже не оплатят, что сможет противопоставить территория, называвшаяся некогда Россией, кроме бегства в объятия Запада — рационально милостивого к коллаборационистам, иррационально беспощадного к врагам и технологично безразличного ко всем остальным? [4].

Затяжное противостояние Москвы и Грозного, чеченская война, этнические конфликты и перманентная социально-экономическая напряженность на Северном Кавказе, коррумпированность и некомпетентность местных властей привлекли в регион сотрудников иностранных спецслужб, различного рода авантюристов и наемников из многих стран. Пограничное положение региона, слабость российских государственных структур, их беспомощность, продажность сделали такое проникновение делом сравнительно легким.

Не все иностранные «спецпредставители» имеют задание заниматься подрывной деятельностью против Российской Федерации. В основном против единства России работают агенты частных фондов и организаций радикального толка из стран Ближнего и Среднего Востока. Подрывная деятельность всех этих иностранных эмиссаров на Северном Кавказе, хотя и не является первопричиной конфликтов, способствует их дальнейшему разжиганию. Подстрекательство к мятежу против федеральной и региональной (местной) власти, обучение и всестороннее обеспечение боевиков и террористов, их идеологическая подготовка в антироссийском духе, непосредственное участие иностранцев в вооруженных нападениях на российские войска и даже организация таких нападений — все это является серьезным фактором, усугубляющим политическую, социальную и военную обстановку на Северном Кавказе.

Проблемам обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе уделяют пристальное внимание видные ученые региона.

Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН по вышеуказанным проблемам провел международные, всероссийские, региональные конференции. В работах ученых РЦЭИ подробно рассматриваются различные аспекты обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе.

Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления «безопасность», увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче: обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.

Одной из дестабилизирующих факторов обеспечения национальной безопасности России является внешняя угроза. Запад использует разные формы доминирования на постсоветском пространстве. Апробируются новые варианты нового «санитарного кордона» вокруг России: ГУАМ, Балтийско-Черноморско-Каспийский блок стран демократического выбора (СДВ), Содружество демократических государств Балтийского, Черноморского и Каспийского регионов (СДГ). Инициированная серия цветных революций в Грузии и на Украине привела к смене внешнеполитического курса, появлению американского военного присутствия.

Сегодня зоны насилия охватывают практически весь Юг России и сопредельные страны. Контртеррористическая операция в Чечне, теракты (Дагестан, Ингушетия) и масштабные нападения на правоохранительные органы (Ингушетия, Кабардино-Балкария), боестолкновения с незаконными военными формированиями в других регионах Северного Кавказа — крайние проявления системного кризиса, охватившего весь российский Юг.

Специфика нынешнего состояния национальной безопасности России состоит в том. что все же главные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства исходят изнутри страны и представляют для России гораздо большую опасность, чем внешние угрозы. Расширился круг депрессивных регионов, которые не в состоянии обеспечить воспроизводство за счет собственных ресурсов. Значительно возросла территориальная дифференциация естественного прироста и доходов населения. Региональная политика Центра практически упускает из поля своего внимания этот усиливающийся процесс социально- экономической дифференциации регионов, что служит питательной средой для политического, этнического и правового сепаратизма регионов.

В последнее время широкий размах получило такое социальное явление как антисоциальная деятельность государственных коррупционных чиновников.

Одной из важных проблем на Северном Кавказе является недоверие и отчуждение между властью и гражданами. В Чечне, в Ингушетии, в Дагестане и в Кабардино-Балкарии это отчуждение переросло практически в необъявленную войну. Бездумные, а порой и провокационные действия федерального центра на Кавказе привели к тому, что главный противник сепаратизма — народы Кавказа, кавказское общество останется безучастным наблюдателем грядущих потрясений.

Уже в течение 15 лет на Северном Кавказе, сначала в Чечне, а затем и в Ингушетии. в Дагестане и в Кабардино-Балкарии, отношение власти к гражданам строится по одному и тому же сценарию: все подозреваются в сочувствии к боевикам. Поэтому ведущая роль отведена силовым структурам, и ставка делается на подавление, на внушение страха. Отсюда бессудные убийства на месте и захваты главным образом молодых мужчин, бесследное исчезновение захваченных или их трупы со следами пыток. Результат этой стратегии повсюду один и тот же — непрекращающаяся партизанская война, несмотря на серьезные усилия подавить ее. Это показывает, что к боевикам постоянно поступает пополнение [5].

«Могущество государства определяется отношением власти к обществу и наоборот. В данном случае сепаратистам на Северном Кавказе противостоит, классический тип колоса на глиняных ногах, они прекрасно это поняли и действуют, исходя из трезвого анализа реальности» [6].

Объявив о создании Эмирата Кавказа, сепаратисты сменили и свои лозунги. Теперь вместо идеи более или менее цивилизованного выхода из состава РФ, идеи, понятной для политкорректной Европы и вызывающей у нее некоторое сочувствие, но не поддерживаемой народами Кавказа, что доказали события в Чечне с 1991 г. по декабрь 1994 г. и события в Дагестане в 1999 г., на первый план выдвинута идея джихада против неверных. В связи с этим, одной из важных проблем остается проблема молодежи на Северном Кавказе. По поручению Президента РФ разрабатывается стратегия молодежной политики на Северном Кавказе.новости Севастополя (Севастополь Онлайн) и сборные и коллекционные автомобили - Мега Машины (MegaMachines.net)

В условиях укоренившегося негативного имиджа Северного Кавказа необходима мощная информационная кампания, нацеленная на формирование стабильного, привлекательного Кавказа с использованием всех возможностей СМИ, включая социальную рекламу. Так, по итогам совещания с руководителями республик Северо-Кавказского федерального округа, территориальных подразделений Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в Махачкале 1 апреля 2010 г. Президент РФ поручил:

1. Создать в Северо-Кавказском федеральном округе отдельную постоянно действующую оперативную группу по делам антитеррористической направленности.

Источник:
Магомедова М. А. Северный Кавказ в системе обеспечения национальной безопасности России // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 168 - 173.

Вернуться назад