История: «#убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности

Написал admin, 2 мая 2019
«#убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичностиСтатья посвящена детальному рассмотрению стратегий конструирования убыхской идентичности в медиапространстве. Проникнув во все сферы жизни общества, медиа не только успешно заместили традиционные способы общения, но и расширили коммуникативные возможности человека и способы его личного позиционирования. На этом фоне ощутимее звучит идея о стирании границ между онлайн и офлайн, что позволяет выстраивать максимально креативные поведенческие стратегии как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. В более узком смысле эти стратегии затронули также проблему этнической репрезентации. Довольно актуальными они оказались и для убыхского сообщества, которому постоянно приписывают статус «вымершего» народа или окончательно утратившего собственный неповторимый язык. Анализ качественно новых нарративов демонстрирует, что дискурсы убыхского «вымирания» и «возрождения» гармонично сосуществуют в пределах виртуальности и регулярно актуализируются активистами ревитализационного движения. Наряду с более привычными (публикации в СМИ, документальные фильмы, телевизионные репортажи) популярность получают качественно иные инструменты мобилизации этничности — хэштеги, никнеймы, тематические «группы» в социальных сетях и т.д. Выявленные характеристики подтверждаются материалами экспедиции к потомкам убыхов в современной Турции (осень 2015 г.) и полевыми этнографическими исследованиями в Причерноморской Шапсугии и соседней Абхазии (лето-осень 2018 г.), посвященными изучению отдельных семейств, претендующих на убыхское происхождение. Описываемые тактики и стратегии очевидно дают понять, как на наших глазах разворачивается изобретение убыхской идентичности и насколько неустойчиво мнение об окончательной гибели сообщества.

История: Кинопутешествие Николая Лебедева в «Страну Нахчо»

Написал admin, 19 апреля 2019
Кинопутешествие Николая Лебедева в «Страну Нахчо»В статье на примере классического документального фильма «Страна Нахчо (Чечня)» (1929) первопроходца советского этнографического кино Николая Алексеевича Лебедева анализируется кинохроника как исторический источник. В фокусе исследования оказываются киноматериалы, снятые группой «Совкино» в ходе научной-кинематографической экспедиции на Кавказ в 1929 г. и показывающие традиции чеченской этнической общности, а также их трансформацию при социализме. Анализируя данные периодической печати, биографические заметки режиссера и опубликованные свидетельства современников, автор статьи прослеживает развитие данного кинопроекта в связи с параллельными процессами в национальной политике и общественной идеологии СССР на рубеже 1920‑1930‑х гг. В силу специфики немого кино итоговый фильм «Страна Нахчо» представляет собой своеобразный кино-текст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. Поэтому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка — «перевод» в текстовый формат. На основе анализа кино-текста в статье исследуется потенциал кино как формы многокомпонентного визуально-антропологического произведения, отображающего на экране культуру снимаемого и снимающего, отражающего силуэты культуры и идеологии своего времени. В связи с рассмотрением фильма в социально-историческом контексте делается вывод о феномене антропологического фильма как эффективной формы исследовательского познания, позволяющей зафиксировать и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст.

История: Процессы естественного воспроизводства населения традиционного балкарского общества (на материалах XVIII — начала ХХ в.)

Написал admin, 14 апреля 2019
Актуальность историко-демографических исследований во многом обусловлена сложностью современных мировых и региональных демографических процессов, оказывающих большое влияние на устойчивое развитие как национальных государств, так и отдельных этносов. Цель данной статьи — основываясь на анализе материалов демографической статистики, этнографических и сравнительно-исторических исследований, трудов по экологии и биологии высокогорных популяций, показать специфику модели демографического поведения в традиционном балкарском обществе. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые историческая демография Балкарии рассматривается в русле концепции этнической адаптации, понимаемой нами как процесс и результат взаимодействия фактора природно-географической среды (этноландшафта), созданного в ее рамках хозяйственно-культурного типа (системы жизнеобеспечения) и народонаселения (этноса) с его демографическими параметрами (уровни рождаемости, смертности и брачности, семейная организация, возрастно-половая структура, здоровье населения). Динамика и уровень демографических показателей вместе с созданной балкарцами системой жизнеобеспечения, рассматриваются нами как критерии адаптированности этноса к своей, во многом экстремальной, природно-географической среде проживания. В результате проведенного междисциплинарного исследования делается следующий вывод: модель демографического поведения традиционного балкарского общества есть результат длительного процесса адаптации к условиям высокогорья, задающего свои особенные параметры и ограничения репродуктивного и брачного поведения населения, послужившие основой устойчивого существования небольшого по численности этноса в условиях экстремальной природной среды.

История: Историческая библиография второй степени Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи

Написал admin, 21 февраля 2019
Историческая библиография второй степени Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и АдыгеиИстория библиографии – научная дисциплина, изучающая процессы возникновения, становления и развития библиографии, как особого вида деятельности, а также эволюцию ее форм и видов, жанров, связи с другими областями знания. История библиографии призвана установить время и причины возникновения различных явлений в области библиографии, показать ход их развития, оценить современную ситуацию, определить роль и место ее среди других областей знания, определить влияние на развитие общества. Библиография не просто свод указателей литературы, справочных списков, обзоров, хотя они являются ее элементами, но и органическая часть культуры. Различные формы библиографической литературы, сложившиеся в процессе исторической эволюции, опосредованно отражают духовные запросы общества, доминанты разных культурных этапов, их психологическую атмосферу, дают обильный материал для суждений об общественных интересах и вкусах. Библиографический текст представляет собой значимый исторический источник, который является объектом изучения не только библиографов, но и социологов, книговедов и т.д. Историко-краеведческая библиография, формировавшаяся в процессе выявления, описания, учета и систематизации исторической литературы, опубликованных источников, а также изданий, обобщающих библиографических трудов и пособий по местной истории, со временем превратилась в самостоятельную область научно-библиографической деятельности, в результате которой появились специальные справочно-библиографические труды и пособия, к числу которых относятся и метабиблиографические указатели. В данной статье рассматриваются основные этапы становления и развития библиографии второй степени Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования.

История: На пути к новой хозяйственной культуре (О статье Г.В. Баева «Народное продовольствие в Терской области»)

Написал admin, 21 февраля 2019
Гаппо БаевСтатья посвящена анализу работы видного общественного деятеля и публициста дореволюционной Осетии, просветителя Г.В. (Гаппо) Баева «Народное продовольствие в Терской области». Этот труд является одним из лучших в его экономической публицистике. Он обосновывает необходимость становления новой хозяйственной культуры в крае как важнейшую проблему. Частью этой проблемы являлась организация продовольственной системы в Терской области, учитывающая климат в регионе, его экономику, менталитет его народов. Баев рассматривает историю продовольственного вопроса в России, разработку продовольственного законодательства, основные модели продовольственного обеспечения в российской деревне, сложившиеся к началу ХХ в. Констатирует отсутствие страховых зерновых запасов у всех народов области (за исключением казаков). С учетом этих обстоятельств автор предлагает модель продовольственного обеспечения в области, опирающуюся на собственный хозяйственный опыт – формирование хлебозапасной системы в осетинском селе Ольгинское. Эта модель могла стать основой смешанной натурально-денежной системы народного продовольствия в крае. Хлебозапасную систему публицист рассматривает как натуральный кредитный институт, способный приносить доходы сельскому населению, стать основой самофинансирования и самоинвестирования горской деревни. В преамбуле новой хозяйственной культуры должны лежать идеи сбережения и накопления, формирование общественных фондов и капиталов, являвшихся основой процветания ведущих экономик тогдашней Европы. Проведенный анализ статьи Баева дает возможность заключить, что она является ярким примером постановки в общественном сознании горских народов Северного Кавказа проблемы реформации традиционной хозяйственной культуры, модернизации экономики и формирования современного хозяйственного менталитета.

История: Поселение и адаптация северокавказских иммигрантов на плато Узунъяйла в османский период

Написал admin, 20 февраля 2019
В статье на основе главным образом турецких архивных источников рассматриваются особенности процесса поселения и адаптации северокавказских иммигрантов на расположенном в Центральной Анатолии плато Узунъяйла (ныне округ Пынарбаши провинции Кайсери). Данная обширная малонаселенная местность стала одним из первых османских регионов, открытых Портой для переселенческой колонизации. Несмотря на спорность правового статуса этой территории и претензии на нее со стороны местного кочевого племени афшаров, власти в течение 1860-1862 гг. и позднее направили туда значительное число иммигрантских групп, результатом чего стало формирование примерно 15-тысячного черкесского (в основном адыго-абазинского) этнического анклава, включавшего в себя несколько десятков вновь созданных сел. В отличие от обычной колонизационной практики османской администрации в Анатолии, в рамках данного проекта было допущено компактное поселение иммигрантов по «племенному» принципу, что способствовало их более успешной социальной и экономической адаптации в новых условиях. Более эффективной, чем в других регионах, представляется и организация там государственной материальной помощи поселенцам. В свою очередь массовое размещение северокавказцев на Узунъяйле существенно облегчило османскому руководству задачу вытеснения оттуда и принудительного перевода на оседлость афшаров. В имевших место конфликтах между иммигрантами и кочевниками власти последовательно поддерживали черкесов, а после завершения процесса колонизации выделили указанный регион в отдельный округ, черпавший свои управленческие кадры преимущественно из собственной среды. Сравнительное хозяйственное благополучие и фактическая социокультурная автономность черкесов Узунъяйлы сделали их в османский период не только наиболее многочисленной, но и наиболее жизнеспособной кавказской общиной в стране.

История: Кавказ в трудах европейских авторов XVIII века (2/2)

Написал admin, 20 февраля 2019
Кавказ в трудах европейских авторов XVIII века (2/2)Автор ставил перед собой троякую задачу. Во-первых, определить реальный информационный потенциал европейских сочинений XVIII века как источника исторических знаний о Кавказе. Во-вторых, привлечь внимание исследователей к изучению соотношения между источниковедческой и историографической ценностью этой литературы в контексте процесса зарождения научного кавказоведения. В-третьих, выявить роль приходящих политико-идеологических факторов, обусловленных геополитическими интересами западных государств и их специфическим (так сказать, ориенталистским) восприятием Востока вообще и Кавказа в частности. Авторские выводы требуют дальнейшей проверки с целью подтверждения одних идей, корректировки других и критического переосмысления третьих.

История: Футурологические концепции северокавказской эмиграции 1920–1930-х гг.

Написал admin, 20 января 2019
Футурологические концепции северокавказской эмиграции 1920–1930-х гг.Общественно-политическое наследие российского зарубежья 1920–1930-х гг. включает комплекс воззрений о сущности большевистского режима в России и различные варианты прогнозов политического и социально-экономического развития страны. Аналогичное направление существовало и в публицистике северокавказской послереволюционной эмиграции. Ее идеологический и партийный спектр был достаточно пестрым — от меньшевиков и эсеров до монархистов, стремившихся к восстановлению «единой и неделимой» Российской империи. Однако доминантой общественно-политической жизни северокавказского зарубежья в Европе межвоенного периода была идея федеративного кавказского государства, базировавшаяся на представлениях об общности истории, обычаев, духовного уклада народов Северного Кавказа, а также экономико-географической целостности данного региона. «Как прежде, так и теперь, горцы, говорящие на разных языках, в грозные для них исторические моменты не раз являли пример единства и преданности родине и верность свою идее общекавказской солидарности», — говорилось в редакционной статье журнала «Вольные горцы» в марте 1927 г.

История: Политическая модель выживания Грузии

Написал admin, 18 января 2019
Политическая модель выживания Грузии«Прежнего населения — черкесов и абхазов — уже нет. Обстоятельства вынудили их покинуть свою страну. Так о чем же думает наш народ, почему до сих пор не догадался двинуться в эту страну? Разве Кавказ не наш край? Весь Кавказ является нашей землей, нашей страной. Поселимся ли в стране черкесов, хоть в Дагестане, везде наша Родина».
Георгий Царетели, газ. «Дроеба». Тифлис, 1873. № 399.

После 2008 года стали раздаваться крики, упрекающие Россию, что из-за своей неумной и близорукой политики она потеряла свою самую надежную союзницу на Кавказе — Грузию. Такие голоса слышны как из России, так и из Грузии. Говорят, что Грузия исторически всегда стояла на страже российских интересов, с Екатерининских времен являлась оплотом России на Кавказе, что грузины всегда были верными союзниками русских, да и вообще нашими самыми близкими друзьями. Думаю, вы слышали: «Если бы Путин нам вэрнул Абхазию и Самачабло, если бы разрэшил вино — то его фотографии висэли бы в каждом грузинском доме и отношения наших народов были бы как раньшэ!»

История: Колонизация Абхазии в Грузинской ССР

Написал admin, 2 января 2019
В работе исследуется переселенческая политика Грузинской ССР в сталинский период на примере организованного переселения колхозников из западных районов Грузии в Гудаутский район Абхазии. Оригинальное название: «Демографическая колонизация как инструмент политики национальной гомогенизации в Грузинской ССР (на примере Гудаутского района Абхазии)».
Двадцатилетний межпереписной период 1939–1959 гг. ознаменовался значительными изменениями в этнической структуре населения Абхазии, в частности резким увеличением абсолютной численности грузинского населения. Если в 1939 г. численность грузин в Абхазии составляла 91 976 чел., то в 1959 г. — уже 158 221 чел. Определяющей причиной столь резких перемен были миграционные процессы, протекавшие в Абхазии в 1930 – начале 1950-х годов, прежде всего, плановое переселение в Абхазию крестьян из регионов Западной Грузии.
Главными целями переселенческой политики грузинского республиканского руководства в 1930–1950-е годы были демографическая колонизация Абхазии и ассимиляция абхазского этноса. Однако официальная печать того времени пыталась представить ситуацию в диаметрально противоположном свете. В юбилейном издании, посвященном 20-летию установления советской власти в Абхазии, сообщалось: «Сейчас в Абхазскую АССР из малоземельных районов переселяются лучшие ударники социалистических полей Грузии, переселяются новые люди, стремящиеся на новом месте дать наибольшую пользу социалистической Родине… С радостью и любовью встречает местное население переселенцев сейчас, встречает своих братьев по классу, крепя великую сталинскую дружбу народов. Приезд переселенцев сейчас — это большой праздник для трудящихся Советской Абхазии».
← Назад    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 25    Вперед →

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (5)
Февраль 2019 (8)
Январь 2019 (4)
Декабрь 2018 (7)
  Осетия - Алания