История: Академик Императорской Академии наук И.‑А. Гильденштедт и его исследования Кавказа во второй половине ХVIII века

Написал admin, 11 марта 2018
Вниманию читателя предлагается републикация статьи академика Императорской Академии наук И.‑А. Гильденштедта (1745-1781) «Географические и исторические известия о новой пограничной линии Российской империи, проведенной между реками Тереком и Азовским морем», опубликованной впервые в 1779 году в малотиражном научном издании Академии наук «Месяцеслов исторический и географический» и переизданной в 1790 году в издании той же Академии наук Собрание сочинений, выбранных из «Месяцесловов» на разные годы, сегодня практически недоступном исследователям. Академик И.‑А. Гильденштедт, обследовавший в 1770‑1773 гг. в составе экспедиции Императорской Академии наук Северный Кавказ и Грузию, на всем протяжении экспедиции вел путевые записи, но не успел опубликовать результаты своих кавказоведческих исследований — они были подготовлены к изданию и опубликованы его коллегами — академиками П.‑С. Палласом и Г.‑Ю. Клапротом. При жизни ученого увидела свет только статья, предлагаемая вниманию читателя. Она представляет особый интерес, поскольку, как справедливо подчеркивал такой авторитетный исследователь истории российского академического кавказоведения, как М. А. Полиевктов, Гильденштедт «…открывает собою новый отдел в истории русского научного Кавказоведения XVIII века, объектом которого делается весь Кавказ от Черного моря до Каспийского» (3, 123). Для современного читателя в статье И.‑А. Гильденштедта, конечно же, представляет интерес не история строительства «Новой пограничной линии Российской империи, проведенной между рекою Тереком и Азовским морем», не характеристика «новозаложенных пограничных мест» — крепостей Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Александровской и Ставропольской, а приводимые Гильденштедтом «о пограничных народах некоторые между ими собранные известия» — об адыгах, абхазах, карачаевцах и балкарцах, ногайцах. Эти сведения — при всех их особенностях, неточности и даже некоторой фантастичности и сегодня представляют несомненный интерес как одно из ранних свидетельств европейца, находящегося на русской службе и впервые посетившего такой неведомый для него регион, как Кавказ.

История: Кинематограф народов Северного Кавказа в 1960-е — 1980-е гг.: историко-политические аспекты развития

Написал admin, 6 декабря 2017
Кинематограф народов Северного Кавказа в 1960-е — 1980-е гг.: историко-политические аспекты развитияВ статье на основе воспоминаний современников и архивных источников рассматривается история развития кинематографа в республиках Северного Кавказа в 1960‑е — 1980‑е гг. Подчеркивается, что создание телевизионного документального и игрового кино в регионе во многом было результатом национальной культурной политики. Вместе с тем, отмечается существенное влияние на становление киноискусства практики культурного патернализма, получившей распространение в среде местной политической элиты в изучаемый период, и значительный вклад руководителя Гостелерадио Северо-Осетинской АССР А. Т. Агузарова в создание региональной базы кинопроизводства на Северном Кавказе. Региональное киноискусство развивалось в рамках государственной программы «социального заказа». Деятели кино решали конкретные задачи пропаганды советского образа жизни, воспитания людей в духе преданности социалистическим идеалам, патриотизма и интернационализма. Необходимость соблюдения идеологических, цензурных требований существенно ограничивала свободу творческого поиска, нередко приводила к схематизму, плакатности сюжетов и образов. Но в целом транслируемые северокавказским кинематографом гуманистические идеалы добра, справедливости, мирного сосуществования народов перекликались с настроениями большинства многонационального населения региона и находили отклик в сердцах обычных людей.

История: История возникновения городов Дагестана (XX век)

Написал admin, 6 декабря 2017
История возникновения городов Дагестана (XX век)Статья посвящена истории возникновения городов Дагестана в XX веке. Отмечено, что 6 из 10 городов Дагестана, а именно Хасавюрт, Дагестанские Огни, Кизилюрт, Каспийск, Избербаш и Южно-Сухокумск приобрели данный статус в советское время. В статье уделено внимание каждому из указанных городов, они рассмотрены со времени их возникновения, показан их рост и развитие, период приобретения статуса города. Отмечено, что появлению городов из рабочих поселков способствовало для одних — строительство крупных промышленных предприятий — завода № 182 («Двигательстрой»), стекольного завода «Дагестанские Огни», для других — обнаружение нефти и газа, строительство ГЭС и т.д. Все это благоприятствовало увеличению населения городов, повышению благосостоянию горожан, изменению образа жизни многих дагестанцев, а также развитию транспортной и социально-культурной инфраструктуры городов и республики. Обращено внимание на то, что крупные предприятия, построенные в Дагестане в XX в. и оказавшие непосредственное влияние на развитие и формирование городов, в тоже время заложили основу для кризиса в функционировании городов в конце XX — начале XXI в.

История: Лидерство у горцев Кавказа в XIX в.: абхазский вариант

Написал admin, 26 ноября 2017
Возрождение в настоящее время различных элементов традиционной политической культуры кавказских горцев заставляет обратиться к эпохе, когда эта культура существовала в ее оригинальном состоянии — до и в процессе вхождения Кавказа в Россию в XIX в. Одним из важнейших ее аспектов является лидерство, ярко проявлявшееся в абхазском обществе. У кавказских горцев персональный авторитет являлся сочетанием репутации и связей и определял успех и влияние личности. Титул, сословная принадлежность, богатство являлись подчиненными факторами, соответственно, политическая иерархия не совпадала с социальной. Персональные качества и репутация лидера лежали в основе его власти. Власть как таковая воспринималась горцами как одно из свойств личности. Власть лидера основывалась на численности его добровольных приверженцев, которые поддерживали отношения взаимовыгодного сотрудничества со своим лидером. Поскольку личность лидера была неотделима от сообщества его последователей, лидерство было, скорее, феноменом не личностным, а корпоративным. В основе абхазской культуры лежало стремление не подавить социальную активность людей, а регулировать ее таким образом, чтобы рост влияния лидера, его богатства и известности могли бы рассматриваться как достижения его группы. Более того, команда лидера не только поддерживала его, но и существенно ограничивала его амбиции. Традиции самоуправления в горском обществе не допускали политических лидеров к участию в экономической и духовной жизни общества. Эти функции выполняли лидеры особого типа — старейшины, которые были ведущей силой в неполитических областях общественной жизни. Они являлись посредниками между субъектами и объектами политических отношений, исполняя роль стороннего наблюдателя, дающего морально-правовую оценку происходящим событиям.

История: В. Н. Татищев и Екатерина II: первые шаги в изучении средневековых памятников Северного Кавказа

Написал admin, 26 ноября 2017
В. Н. Татищев и Екатерина II: первые шаги в изучении средневековых памятников Северного КавказаВ статье рассматривается документ 1768 года с автографом Екатерины Великой, повествующий об анонимном посещении (1742 г.) целого ряда средневековых памятников Северного Кавказа. На основании сведений историка начала ХХ в. Н.Ф. Катанова, справедливо указавшего на существование в документе трех случаев, когда императрица ведет свое повествование «от мужского лица», в статье проверяется его предположение о том, что эта информация была «списана императрицей» из какого-то источника. Сравнение упоминания золотоордынского Маджара, легенды об атамане А. Шадре и других данных позволяет предположить, что содержащиеся в документе сведения могли быть заимствованы у В.Н. Татищева. Сегодня это мнение подкреплено и находкой почти идентичного текста в «Истории Российской» Татищева. Сопоставление текстов документа императрицы и отрывка из сочинения российского историка вполне объясняет причины повествования Екатериной «от мужского лица». При этом очевидной становится и необходимость дальнейшего (в перспективе) анализа данных о том, когда и по каким причинам посещался Кизляр, Татартуп, «Юлат» и другие памятники региона.
В отечественном кавказоведении к рассматриваемым ниже историческим сведениям — отрывку из документа Екатерины II и сведениям В. Н. Татищева — проявлялось определенное внимание, но данные на этот счет ныне нуждаются в уточнении, систематизации и комментариях.

История: Мемориальное пространство Великой Отечественной войны как источник исторической памяти: 4-ая Воздушная Армия

Написал admin, 26 ноября 2017
Мемориальное пространство Великой Отечественной войны как источник исторической памяти: 4-ая Воздушная АрмияПредлагаемая статья представляет собой самостоятельный фрагмент общего анализа республиканского мемориального пространства Великой Отечественной войны, как актуальной нравственной, историко-культурологической и образовательно-воспитательной проблемы. Статья посвящена 4-ой Воздушной Армии (ВА) в составе Северной группы войск Закавказского фронта, оборонявшей Кавказ с северного направления летом-осенью 1942 г. Ее целью является анализ одного из фрагментов боевого пути, пройденного 4-ой ВА в годы Великой Отечественной войны и характеристика мест дислокации 4-ой ВА на территории Северной Осетии, как объектов, формирующих мемориальное пространство Великой Отечественной войны. Статья не претендует на всеобъемлющий анализ данной проблематики. Предлагаемый ракурс исследования не в последнюю очередь объясняется возможностями познавательного и эмоционального воздействия мемориального пространства вообще и Великой Отечественной войны в частности на формирование гражданского сознания и эстетических приоритетов, что в условиях господствующей массовой культуры и утраты прежних ценностных ориентиров, снижения общего образовательного уровня и отсутствия интереса к общественным наукам, прежде всего к истории, достаточно сложно переоценить. Содержание предлагаемой работы выстроено на двух структурно-временных срезах. В рамках первого в краткой форме представлена история формирования 4-ой ВА и хроника ее участия в боевых действиях на Терском оборонительном рубеже и ближних подступах к г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ). В задачи второго входит идентификация, по возможности, объектов наземной дислокации 4-ой ВА на территории республики и характеристика современного республиканского мемориального пространства, посвященного 4-ой ВА. Выбор проблематики, как исследования в целом, так и непосредственно предлагаемого фрагмента обусловлен отсутствием работ, выполненных в данном аспекте. Поскольку речь идет об авиации, в статье также рассматриваются и мемориальные объекты, посвященные летчикам-землякам, воевавшим на разных фронтах Великой Отечественной войны. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы республиканскими ведомственными структурами и администрациями местного самоуправления, в чьи обязанности входит учет и охрана мемориальных объектов; в образовательно – воспитательном процессе высшей и средней школ; при составлении историко-культурологических маршрутов, путеводителей и карт по республике. Исследование проведено на материалах Центрального архива Министерства Обороны РФ, полевых экспедиций автора, частично использованы архивные материалы, хранящиеся в РГБУ «Наследие».

История: Хаджи-Мурад Доного - о том, как революция постучалась в Дагестан

Написал admin, 16 марта 2017
Хаджи-Мурад Доного - о том, как революция постучалась в ДагестанПо прошествии ста лет после февральской революции о событиях вековой давности в горном регионе большинство дагестанцев, как и жителей других республик Северного Кавказа, знают лишь через призму Советского образования. По мнению историков, восстанавливать события и открывать личности, которые были забыты, затеряны - еще предстоит.

Как отреагировало население на весть, пришедшую из столицы Российской империи о свержении царя, какой была обстановка в Дагестане, и под чьим руководством он вошел в новую эпоху, рассказал "Кавказ.Реалии" доктор исторических наук, профессор Хаджи-Мурад Доного.

История: Барятинский - покоритель Кавказа

Написал admin, 16 марта 2017
Барятинский - покоритель Кавказа
Князь Барятинский был в числе немногих, кто пытался гарантировать хоть какие-то порядки после колонизации Чечни

На днях в России вспоминали князя Александра Ивановича Барятинского. Со дня его смерти 10 марта 1879 г. прошло 138 лет. В российской историографии имя Барятинского связано с героизмом на фронтах и Рюриком, к которому он якобы имел отношение.
Барятинский родился в 1815 года году в имении Ивановское Курской губернии. Имел возможность заняться науками или политикой (происхождение позволяло), но выбрал военную карьеру.
​Первый раз на Кавказ его отправил лично император Николай I в 1835 году. Тогда он в составе Кабардинского егерского полка принимал участие в боевых действиях против закубанских черкесов.
Еще через двадцать лет (в 1856 году) Барятинский приехал уже в качестве наместника русского императора Александра II на Кавказе и главнокомандующего Отдельным Кавказским Корпусом (позже преобразован в армию).

История: Мусса Хаким (М. Г. Домба) и его письма к Хаджи-Мурату Мугуеву

Написал admin, 25 января 2017
Вводятся в научный и литературно-критический оборот письма Муссы Хакима (Моисея Григорьевича Домба) к Хаджи-Мурату Магометовичу Мугуеву, содержащие интересные замечания о литературном процессе и культурной атмосфере в Северной Осетии середины прошлого века, критические суждения о творчестве современных писателей (в том числе о романе Х.‑М. М. Мугуева «Буйный Терек»), факты и обстоятельства, относящиеся к военно-политической истории и этнографии народов Кавказа и т.д. Документы интересны и как собственно эпистолярное наследие врача и поэта, историка и краеведа; они представляют собой самобытное литературное явление и аутентичное свидетельство эпохи. Важно и то, что письма проливают некоторый свет на личную жизнь Муссы Хакима, в свое время одного из самых уважаемых граждан города Владикавказ, а сегодня едва ли не преданного забвению.

История: Северокавказские села округа Токат глазами французского иезуита: княжеская свадьба и версия «Сагъæстæ» Темирболата Мамсурова

Написал admin, 25 января 2017
Статья иезуитского миссионера в Османской империи Антуана Пуадебара, опубликованная в оригинале в 1907 г., содержит наблюдения и свидетельства, касающиеся северокавказской, в особенности осетинской, общины токатского региона Центральной Анатолии. Наиболее ценным представляется текст осетинской песни, очевидным образом перекликающийся с «Сагъæстæ» («Думами») Темирболата Мамсурова. Сравнение двух стихов выявляет как многочисленные совпадения, так и безусловные расхождения между ними при в целом заметно меньшей сюжетной полноте вновь публикуемого варианта. Небезынтересно свидетельство Пуадебара о создании этого произведения лицом по имени Мурад-бей, которое, по нашему мнению, тождественно Т. Мамсурову. Кроме того, заслуживают внимания описанный в статье обряд бракосочетания представителя аристократического семейства, несущий в себе немало элементов, характерных для эталонной традиционной свадьбы, а также целый ряд других социокультурных деталей: от музыкальных и хореографических пристрастий местных жителей до специфики межсословных отношений внутри северокавказских иммигрантских групп. Данный материал на сегодняшний день является одним из наиболее значимых и содержательных письменных источников, проливающих свет на прошлое осетинской диаспоры на Ближнем Востоке.
← Назад    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 22    Вперед →

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Июль 2018 (1)
Июнь 2018 (10)
Май 2018 (2)
Март 2018 (5)
Февраль 2018 (5)
Январь 2018 (1)
  Осетия - Алания