История: Аланы-осетины в советской историографии

Написал admin, 1 октября 2019
Аланы-осетины в советской историографииВ статье анализируются основные достижения научного алановедения советского периода, рассматриваются фундаментальные изыскательские направления, сложившиеся либо продолжавшиеся в это время. Наиболее приоритетными становятся вопросы происхождения алан и условий их выхода на историческую арену. Безусловно, главные гипотезы были обозначены ранее, но именно советские исследователи – историки, лингвисты, археологи и др. – сформулировали основные подходы и наиболее жизнеспособные концепции. И, конечно же, новый импульс отечественное алановедение получило в связи с усилением интереса ученых к скифо-славянской проблематике. В статье последовательно и обстоятельно систематизируются выдвинутые в рассматриваемый период версии истории алан с учетом двух классификационных групп, в рамках которых и развивались изыскания советских ученых – автохтонистской и миграционной. Помимо этого, в обзоре нашли свое отражение и достаточно казуистические предположения, отрицающие этническое содержание самого термина «аланы». В анализе историографии аланской проблематики в советский период учитывается хронологический принцип формирования концептуальных взглядов, а в случае, когда это необходимо – и их научной критики. То немалое значение, которое играли аланы в средневековой истории юго-востока СССР, предопределило появление широкого ряда исследований, затрагивающих общие и частные вопросы истории алан на Северном Кавказе, а также их культурной и генетической преемственности с «живыми» этносами этого региона. Указанное направление изначально связано с этногенезом осетин. В статье представлен анализ разработок и этого вопроса в трудах ученых. Советская наука с ее внушительной историографической традицией внесла значительный вклад в полуторавековую историю развития отечественной и мировой аланистики.

История: Кавказские воспоминания Мусса-Бия Туганова

Написал admin, 1 октября 2019
Важной особенностью мемуаров является повествование о событиях, в которых автор принимал непосредственное участие. Предлагаемая работа посвящена исследованию воспоминаний кавказского эмигранта Мусса-Бия Джанхотовича Туганова, прожившего сложную жизнь, полную трагедий и лишений. Родившись в семье осетинского аристократа, офицера русской императорской армии, Мусса-Бий провел детство в родной Осетии, несколько лет в качестве хъана (воспитанника) находился в семье аталыков (воспитателей), затем, получив начальное домашнее образование, окончил мужскую классическую гимназию во Владикавказе. Как и его отец, начал свою служебную карьеру в российской армии. Участвовал в Первой мировой войне и гражданской войне в России в составе деникинской Добровольческой армии. Не успев эмигрировать, был арестован органами советской власти, чудом избежав расстрела, отправлен в трудовой лагерь под Псковом. Сумев сбежать из лагеря, через Латвию попал в Германию, позже перебрался в Швецию, где умер в 1950 г. и похоронен в пригороде Стокгольма. Мемуары М. Дж. Туганова охватывают всю жизнь автора, в них отражены различные ее периоды. Имеет место некоторая субъективность, которая объясняется преломлением описываемых автором событий через призму его восприятия. Ценность предлагаемых читателю воспоминаний Туганова заключается в детальном описании осетинских национальных традиций и обычаев, сопровождаемом произведениями народного фольклора. Автор повествует о трагических событиях в России и на Кавказе начала ХХ в. Данное произведение, переведенное на русский язык и впервые вводимое в научный оборот, является ценным историческим источником для исследователей дореволюционной Осетии и России.

История: Русификация Северного Кавказа в контексте интеграционной политики Российской империи во второй половине XIX – начале XX в.

Написал admin, 30 сентября 2019
В статье рассматривается проблема русификации народов Северного Кавказа в процессе их интеграции в российское государственное пространство во второй половине XIX – начале XX вв. В центре внимания оказывается интеграционная политика Российской империи, направленная на формирование единой социально-культурной, экономической, политической общероссийской идентичности и утверждение российской государственности в северокавказском регионе. На основе изучения ряда работ разных авторов предпринимается краткий анализ содержания понятия «русификация», определяются основные факторы, векторы и показатели эффективности русификаторской деятельности властей. Определено, что важнейшим механизмом на пути русификации северокавказских горцев стала колонизация, которую Российская империя расценивала как наиболее эффективный способ утверждения своего присутствия в крае. Процесс заселения северокавказской территории казачеством и переселенцами из внутренних губерний России выступил не только условием, но и важным фактором русификации региона. Регулируя наполнение Северного Кавказа «русским элементом», государство строило большие ожидания относительно русифицирующего влияния поселенцев, способных оказать культурное и идеологическое воздействие на местное население. Предполагалось, что, вступая во взаимодействие с русскими мигрантами, народы Северного Кавказа смогут увидеть для себя определенную практическую ценность такого взаимодействия и проявят интерес к «русской культуре» и «русской модели» общественного устройства с единым государственным центром. Установлено, что мощный русифицирующий потенциал содержали русский язык, образовательные и культурные учреждения, формирующие благоприятную для аккультурации северокавказского населения своеобразную культурно-историческую среду. Проведенное исследование позволило заключить, что интеграционная политика Российской империи, основанная на идее русификации, способствовала мощному цивилизационному импульсу в развитии экономической, социально-политической и культурной сферах жизнедеятельности северокавказских народов и ускорила их успешное интегрирование в полиэтничный российский социум.

История: К вопросу о роли колонизации в политике «русификации» Северного Кавказа (вторая половина XIX — начало XX в.)

Написал admin, 4 июня 2019
Одним из направлений политики «русификации» на Северном Кавказе являлась колонизация здешних территорий, социальный смысл которой имел несколько важных измерений. Меняя социально-демографический фон региона, новопоселенцы из центральной России несли с собой и мощный культуртрегерский потенциал, оказавший заметное влияние на его социально-экономическое развитие. С другой стороны, особое внимание правительства к русским переселенцам усугубляло всегда острый для местного населения «земельный вопрос», превратившийся со временем в фактор повышенной конфликтогенности.

История: Возвращение российских позиций в послевоенной Черкесии 1856 года

Написал admin, 4 июня 2019
В статье рассматриваются сложные обстоятельства возвращения России к активной политике в Черкесии по окончании Крымской войны 1853‑1856 гг. Автор подробно анализирует деятельность Сефер-бея, направленную на противодействие процессам утверждения российских позиций в послевоенной Черкесии, а также на сохранение протурецких настроений среди ее населения. Отмечено, что с этого времени начинается новый этап русско-черкесского противостояния.

История: Конфессиональные аспекты российской политики на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX в.

Написал admin, 4 июня 2019
В статье с привлечением фактов, ранее не вводившихся в научный оборот, анализируются конфессиональные аспекты российской политики на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX в. Религия рассматривается автором как один из факторов интеграции. В этом контексте выделяется роль не только православия, но и мусульманства.

История: Преобразования системы административного управления в Терской области в 1883‑1905 гг.

Написал admin, 4 июня 2019
Преобразования системы административного управления в Терской области в 1883‑1905 гг.В статье рассматриваются преобразования системы и структуры административного управления в Терской области в 1883‑1905 гг. В данном контексте неоспоримо значение центра Терской области — Владикавказа. Его развитие в качестве города регионального уровня пришлось на период активного проведения государственных реформ на Северном Кавказе. Создававшаяся инфраструктура отвечала возможностям и потребностям городского общества, а ее деятельность волей-неволей основывалась на общих интересах представителей различных национальностей и этнических групп. Атмосфера, царившая в городе, во многом формировала единство взглядов людей из разной социальной среды на реальную действительность, взаимообогащала их опытом мирного сотрудничества, вырабатывала стереотипы неформального общения, приучала к терпимости и законопослушанию.

История: «#убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности

Написал admin, 2 мая 2019
«#убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичностиСтатья посвящена детальному рассмотрению стратегий конструирования убыхской идентичности в медиапространстве. Проникнув во все сферы жизни общества, медиа не только успешно заместили традиционные способы общения, но и расширили коммуникативные возможности человека и способы его личного позиционирования. На этом фоне ощутимее звучит идея о стирании границ между онлайн и офлайн, что позволяет выстраивать максимально креативные поведенческие стратегии как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. В более узком смысле эти стратегии затронули также проблему этнической репрезентации. Довольно актуальными они оказались и для убыхского сообщества, которому постоянно приписывают статус «вымершего» народа или окончательно утратившего собственный неповторимый язык. Анализ качественно новых нарративов демонстрирует, что дискурсы убыхского «вымирания» и «возрождения» гармонично сосуществуют в пределах виртуальности и регулярно актуализируются активистами ревитализационного движения. Наряду с более привычными (публикации в СМИ, документальные фильмы, телевизионные репортажи) популярность получают качественно иные инструменты мобилизации этничности — хэштеги, никнеймы, тематические «группы» в социальных сетях и т.д. Выявленные характеристики подтверждаются материалами экспедиции к потомкам убыхов в современной Турции (осень 2015 г.) и полевыми этнографическими исследованиями в Причерноморской Шапсугии и соседней Абхазии (лето-осень 2018 г.), посвященными изучению отдельных семейств, претендующих на убыхское происхождение. Описываемые тактики и стратегии очевидно дают понять, как на наших глазах разворачивается изобретение убыхской идентичности и насколько неустойчиво мнение об окончательной гибели сообщества.

История: Кинопутешествие Николая Лебедева в «Страну Нахчо»

Написал admin, 19 апреля 2019
Кинопутешествие Николая Лебедева в «Страну Нахчо»В статье на примере классического документального фильма «Страна Нахчо (Чечня)» (1929) первопроходца советского этнографического кино Николая Алексеевича Лебедева анализируется кинохроника как исторический источник. В фокусе исследования оказываются киноматериалы, снятые группой «Совкино» в ходе научной-кинематографической экспедиции на Кавказ в 1929 г. и показывающие традиции чеченской этнической общности, а также их трансформацию при социализме. Анализируя данные периодической печати, биографические заметки режиссера и опубликованные свидетельства современников, автор статьи прослеживает развитие данного кинопроекта в связи с параллельными процессами в национальной политике и общественной идеологии СССР на рубеже 1920‑1930‑х гг. В силу специфики немого кино итоговый фильм «Страна Нахчо» представляет собой своеобразный кино-текст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. Поэтому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка — «перевод» в текстовый формат. На основе анализа кино-текста в статье исследуется потенциал кино как формы многокомпонентного визуально-антропологического произведения, отображающего на экране культуру снимаемого и снимающего, отражающего силуэты культуры и идеологии своего времени. В связи с рассмотрением фильма в социально-историческом контексте делается вывод о феномене антропологического фильма как эффективной формы исследовательского познания, позволяющей зафиксировать и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст.

История: Процессы естественного воспроизводства населения традиционного балкарского общества (на материалах XVIII — начала ХХ в.)

Написал admin, 14 апреля 2019
Актуальность историко-демографических исследований во многом обусловлена сложностью современных мировых и региональных демографических процессов, оказывающих большое влияние на устойчивое развитие как национальных государств, так и отдельных этносов. Цель данной статьи — основываясь на анализе материалов демографической статистики, этнографических и сравнительно-исторических исследований, трудов по экологии и биологии высокогорных популяций, показать специфику модели демографического поведения в традиционном балкарском обществе. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые историческая демография Балкарии рассматривается в русле концепции этнической адаптации, понимаемой нами как процесс и результат взаимодействия фактора природно-географической среды (этноландшафта), созданного в ее рамках хозяйственно-культурного типа (системы жизнеобеспечения) и народонаселения (этноса) с его демографическими параметрами (уровни рождаемости, смертности и брачности, семейная организация, возрастно-половая структура, здоровье населения). Динамика и уровень демографических показателей вместе с созданной балкарцами системой жизнеобеспечения, рассматриваются нами как критерии адаптированности этноса к своей, во многом экстремальной, природно-географической среде проживания. В результате проведенного междисциплинарного исследования делается следующий вывод: модель демографического поведения традиционного балкарского общества есть результат длительного процесса адаптации к условиям высокогорья, задающего свои особенные параметры и ограничения репродуктивного и брачного поведения населения, послужившие основой устойчивого существования небольшого по численности этноса в условиях экстремальной природной среды.
← Назад    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 25    Вперед →

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Октябрь 2019 (6)
Сентябрь 2019 (2)
Июнь 2019 (6)
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (5)
  Осетия - Алания