История: К вопросу о роли колонизации в политике «русификации» Северного Кавказа (вторая половина XIX — начало XX в.)

Написал admin, 4 июня 2019
Одним из направлений политики «русификации» на Северном Кавказе являлась колонизация здешних территорий, социальный смысл которой имел несколько важных измерений. Меняя социально-демографический фон региона, новопоселенцы из центральной России несли с собой и мощный культуртрегерский потенциал, оказавший заметное влияние на его социально-экономическое развитие. С другой стороны, особое внимание правительства к русским переселенцам усугубляло всегда острый для местного населения «земельный вопрос», превратившийся со временем в фактор повышенной конфликтогенности.

История: Возвращение российских позиций в послевоенной Черкесии 1856 года

Написал admin, 4 июня 2019
В статье рассматриваются сложные обстоятельства возвращения России к активной политике в Черкесии по окончании Крымской войны 1853‑1856 гг. Автор подробно анализирует деятельность Сефер-бея, направленную на противодействие процессам утверждения российских позиций в послевоенной Черкесии, а также на сохранение протурецких настроений среди ее населения. Отмечено, что с этого времени начинается новый этап русско-черкесского противостояния.

История: Конфессиональные аспекты российской политики на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX в.

Написал admin, 4 июня 2019
В статье с привлечением фактов, ранее не вводившихся в научный оборот, анализируются конфессиональные аспекты российской политики на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX в. Религия рассматривается автором как один из факторов интеграции. В этом контексте выделяется роль не только православия, но и мусульманства.

История: Преобразования системы административного управления в Терской области в 1883‑1905 гг.

Написал admin, 4 июня 2019
Преобразования системы административного управления в Терской области в 1883‑1905 гг.В статье рассматриваются преобразования системы и структуры административного управления в Терской области в 1883‑1905 гг. В данном контексте неоспоримо значение центра Терской области — Владикавказа. Его развитие в качестве города регионального уровня пришлось на период активного проведения государственных реформ на Северном Кавказе. Создававшаяся инфраструктура отвечала возможностям и потребностям городского общества, а ее деятельность волей-неволей основывалась на общих интересах представителей различных национальностей и этнических групп. Атмосфера, царившая в городе, во многом формировала единство взглядов людей из разной социальной среды на реальную действительность, взаимообогащала их опытом мирного сотрудничества, вырабатывала стереотипы неформального общения, приучала к терпимости и законопослушанию.

История: «#убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности

Написал admin, 2 мая 2019
«#убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичностиСтатья посвящена детальному рассмотрению стратегий конструирования убыхской идентичности в медиапространстве. Проникнув во все сферы жизни общества, медиа не только успешно заместили традиционные способы общения, но и расширили коммуникативные возможности человека и способы его личного позиционирования. На этом фоне ощутимее звучит идея о стирании границ между онлайн и офлайн, что позволяет выстраивать максимально креативные поведенческие стратегии как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. В более узком смысле эти стратегии затронули также проблему этнической репрезентации. Довольно актуальными они оказались и для убыхского сообщества, которому постоянно приписывают статус «вымершего» народа или окончательно утратившего собственный неповторимый язык. Анализ качественно новых нарративов демонстрирует, что дискурсы убыхского «вымирания» и «возрождения» гармонично сосуществуют в пределах виртуальности и регулярно актуализируются активистами ревитализационного движения. Наряду с более привычными (публикации в СМИ, документальные фильмы, телевизионные репортажи) популярность получают качественно иные инструменты мобилизации этничности — хэштеги, никнеймы, тематические «группы» в социальных сетях и т.д. Выявленные характеристики подтверждаются материалами экспедиции к потомкам убыхов в современной Турции (осень 2015 г.) и полевыми этнографическими исследованиями в Причерноморской Шапсугии и соседней Абхазии (лето-осень 2018 г.), посвященными изучению отдельных семейств, претендующих на убыхское происхождение. Описываемые тактики и стратегии очевидно дают понять, как на наших глазах разворачивается изобретение убыхской идентичности и насколько неустойчиво мнение об окончательной гибели сообщества.

История: Кинопутешествие Николая Лебедева в «Страну Нахчо»

Написал admin, 19 апреля 2019
Кинопутешествие Николая Лебедева в «Страну Нахчо»В статье на примере классического документального фильма «Страна Нахчо (Чечня)» (1929) первопроходца советского этнографического кино Николая Алексеевича Лебедева анализируется кинохроника как исторический источник. В фокусе исследования оказываются киноматериалы, снятые группой «Совкино» в ходе научной-кинематографической экспедиции на Кавказ в 1929 г. и показывающие традиции чеченской этнической общности, а также их трансформацию при социализме. Анализируя данные периодической печати, биографические заметки режиссера и опубликованные свидетельства современников, автор статьи прослеживает развитие данного кинопроекта в связи с параллельными процессами в национальной политике и общественной идеологии СССР на рубеже 1920‑1930‑х гг. В силу специфики немого кино итоговый фильм «Страна Нахчо» представляет собой своеобразный кино-текст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. Поэтому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка — «перевод» в текстовый формат. На основе анализа кино-текста в статье исследуется потенциал кино как формы многокомпонентного визуально-антропологического произведения, отображающего на экране культуру снимаемого и снимающего, отражающего силуэты культуры и идеологии своего времени. В связи с рассмотрением фильма в социально-историческом контексте делается вывод о феномене антропологического фильма как эффективной формы исследовательского познания, позволяющей зафиксировать и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст.

История: Процессы естественного воспроизводства населения традиционного балкарского общества (на материалах XVIII — начала ХХ в.)

Написал admin, 14 апреля 2019
Актуальность историко-демографических исследований во многом обусловлена сложностью современных мировых и региональных демографических процессов, оказывающих большое влияние на устойчивое развитие как национальных государств, так и отдельных этносов. Цель данной статьи — основываясь на анализе материалов демографической статистики, этнографических и сравнительно-исторических исследований, трудов по экологии и биологии высокогорных популяций, показать специфику модели демографического поведения в традиционном балкарском обществе. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые историческая демография Балкарии рассматривается в русле концепции этнической адаптации, понимаемой нами как процесс и результат взаимодействия фактора природно-географической среды (этноландшафта), созданного в ее рамках хозяйственно-культурного типа (системы жизнеобеспечения) и народонаселения (этноса) с его демографическими параметрами (уровни рождаемости, смертности и брачности, семейная организация, возрастно-половая структура, здоровье населения). Динамика и уровень демографических показателей вместе с созданной балкарцами системой жизнеобеспечения, рассматриваются нами как критерии адаптированности этноса к своей, во многом экстремальной, природно-географической среде проживания. В результате проведенного междисциплинарного исследования делается следующий вывод: модель демографического поведения традиционного балкарского общества есть результат длительного процесса адаптации к условиям высокогорья, задающего свои особенные параметры и ограничения репродуктивного и брачного поведения населения, послужившие основой устойчивого существования небольшого по численности этноса в условиях экстремальной природной среды.

История: Историческая библиография второй степени Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи

Написал admin, 21 февраля 2019
Историческая библиография второй степени Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и АдыгеиИстория библиографии – научная дисциплина, изучающая процессы возникновения, становления и развития библиографии, как особого вида деятельности, а также эволюцию ее форм и видов, жанров, связи с другими областями знания. История библиографии призвана установить время и причины возникновения различных явлений в области библиографии, показать ход их развития, оценить современную ситуацию, определить роль и место ее среди других областей знания, определить влияние на развитие общества. Библиография не просто свод указателей литературы, справочных списков, обзоров, хотя они являются ее элементами, но и органическая часть культуры. Различные формы библиографической литературы, сложившиеся в процессе исторической эволюции, опосредованно отражают духовные запросы общества, доминанты разных культурных этапов, их психологическую атмосферу, дают обильный материал для суждений об общественных интересах и вкусах. Библиографический текст представляет собой значимый исторический источник, который является объектом изучения не только библиографов, но и социологов, книговедов и т.д. Историко-краеведческая библиография, формировавшаяся в процессе выявления, описания, учета и систематизации исторической литературы, опубликованных источников, а также изданий, обобщающих библиографических трудов и пособий по местной истории, со временем превратилась в самостоятельную область научно-библиографической деятельности, в результате которой появились специальные справочно-библиографические труды и пособия, к числу которых относятся и метабиблиографические указатели. В данной статье рассматриваются основные этапы становления и развития библиографии второй степени Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования.

История: На пути к новой хозяйственной культуре (О статье Г.В. Баева «Народное продовольствие в Терской области»)

Написал admin, 21 февраля 2019
Гаппо БаевСтатья посвящена анализу работы видного общественного деятеля и публициста дореволюционной Осетии, просветителя Г.В. (Гаппо) Баева «Народное продовольствие в Терской области». Этот труд является одним из лучших в его экономической публицистике. Он обосновывает необходимость становления новой хозяйственной культуры в крае как важнейшую проблему. Частью этой проблемы являлась организация продовольственной системы в Терской области, учитывающая климат в регионе, его экономику, менталитет его народов. Баев рассматривает историю продовольственного вопроса в России, разработку продовольственного законодательства, основные модели продовольственного обеспечения в российской деревне, сложившиеся к началу ХХ в. Констатирует отсутствие страховых зерновых запасов у всех народов области (за исключением казаков). С учетом этих обстоятельств автор предлагает модель продовольственного обеспечения в области, опирающуюся на собственный хозяйственный опыт – формирование хлебозапасной системы в осетинском селе Ольгинское. Эта модель могла стать основой смешанной натурально-денежной системы народного продовольствия в крае. Хлебозапасную систему публицист рассматривает как натуральный кредитный институт, способный приносить доходы сельскому населению, стать основой самофинансирования и самоинвестирования горской деревни. В преамбуле новой хозяйственной культуры должны лежать идеи сбережения и накопления, формирование общественных фондов и капиталов, являвшихся основой процветания ведущих экономик тогдашней Европы. Проведенный анализ статьи Баева дает возможность заключить, что она является ярким примером постановки в общественном сознании горских народов Северного Кавказа проблемы реформации традиционной хозяйственной культуры, модернизации экономики и формирования современного хозяйственного менталитета.

История: Поселение и адаптация северокавказских иммигрантов на плато Узунъяйла в османский период

Написал admin, 20 февраля 2019
В статье на основе главным образом турецких архивных источников рассматриваются особенности процесса поселения и адаптации северокавказских иммигрантов на расположенном в Центральной Анатолии плато Узунъяйла (ныне округ Пынарбаши провинции Кайсери). Данная обширная малонаселенная местность стала одним из первых османских регионов, открытых Портой для переселенческой колонизации. Несмотря на спорность правового статуса этой территории и претензии на нее со стороны местного кочевого племени афшаров, власти в течение 1860-1862 гг. и позднее направили туда значительное число иммигрантских групп, результатом чего стало формирование примерно 15-тысячного черкесского (в основном адыго-абазинского) этнического анклава, включавшего в себя несколько десятков вновь созданных сел. В отличие от обычной колонизационной практики османской администрации в Анатолии, в рамках данного проекта было допущено компактное поселение иммигрантов по «племенному» принципу, что способствовало их более успешной социальной и экономической адаптации в новых условиях. Более эффективной, чем в других регионах, представляется и организация там государственной материальной помощи поселенцам. В свою очередь массовое размещение северокавказцев на Узунъяйле существенно облегчило османскому руководству задачу вытеснения оттуда и принудительного перевода на оседлость афшаров. В имевших место конфликтах между иммигрантами и кочевниками власти последовательно поддерживали черкесов, а после завершения процесса колонизации выделили указанный регион в отдельный округ, черпавший свои управленческие кадры преимущественно из собственной среды. Сравнительное хозяйственное благополучие и фактическая социокультурная автономность черкесов Узунъяйлы сделали их в османский период не только наиболее многочисленной, но и наиболее жизнеспособной кавказской общиной в стране.
← Назад    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 25    Вперед →

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Июнь 2019 (6)
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (5)
Февраль 2019 (8)
Январь 2019 (4)
  Осетия - Алания