История: История Абхазии с древнейших времен до V века н.э.

Опубликовал Gabaraty, 27 ноября 2007
Примерно 5 тысяч лет назад произошло разделение праабхазских и праадыгских племен и их языков. Некоторые исследователи (О.Джапаридзе, В.Ардзинба, Г.Меликашвили, И.Дьяконов, Ш.Инал-ипа и др.) считают, что уже в 4-3 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Малой Азии и на юго-западе Закавказья существовали хеттско(хаттско)–абхазо-адыгские племена как достаточно однородный этнический массив. Уже значительно позднее сюда вклинились картвельские племена. Они оттеснили хаттов на юг, а абхазов с адыгами на северо-запад – на Кубань, западное Закавказье (территории современной Абхазии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, прибрежные районы Краснодарского края до Геленджика-Анапы).

Картвельские племена также не были чем-то единым, шел процесс разделения по самым разным признакам – в частности на основании анализа мегрельского языка можно с уверенностью сказать, что мингрельцы или мегрелы отделились от картвелов еще в 8 веке до н.э. Топонимика таких названий как Сочи. Туапсе, Джубга, Аше, Хоста, Мацеста и т.д. прямо указывает на абхазско-адыгские источники происхождения этих названий. Можно проследить такие-же по происхождению названия в приморской части Малой Азии и юго-западного Закавказья. В 1 веке нашей эры на территории современной Абхазии проживали абазги и апсилы. В те времена на Кавказе появлялись и исчезали княжества, царства. Среди таких исчезнувших, растворившихся царств можно назвать абхазские Санигию, Абасгию, Апсилию, мингрельскую Колхиду, Эгриси (кстати названную так по названию манралов-мегрелов-эгров) или Лазику. В это время Лазика была форпостом Рима, позже Византии на Кавказе.

В 5 веке Лазика или (как называли иверы) Эгрийское царство расширилась за счет Апсилии и Сванетии. Но уже к началу 6 века от Лазики отделились и Апсилия и Сванетия. В 6 веке на территории современной Абхазии сложились такие образования как Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия. По древним преданиям Закавказье посетили пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати - святой Андрей, святой Матфий, святой Варфоломей, святой Иуда Фаддей, называемый Левием, и один от семидесяти святой Фаддей.

Святой Андрей Первозванный, считающийся общим апостолом земли Русской, обходя причерноморские земли, проповедал в Абхазии, особенно долго в Севастополисе нынешнем Сухуме). Здесь он похоронил своего спутника святого Симона Кананита. Далее его путь лежал к Азовскому морю. Нынешней же Грузии он коснулся только в западной ее части, что подтверждают и местные летописи, а в Великой Армении и Албании не был вовсе.

Святой Матфей проповедовал также в Абхазии. Это видно из свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522 г.г.), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873 г.), которые говорят, что Матфей, причисленный к двенадцати апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии. Под Эфиопией в данном случае подразумевается территория Колхиды и Абхазии. Это более определенно видно из свидетельств Софрония (ок. 390 г.) и Экумения (X в.), они пишут, что святой Матфий проповедал и погребен в той Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, находящиеся в Колхиде и Абхазии.

Уже в 4 веке в Пицунде была греческая кафедра, основание которой связывают с христианским подвижником Орентием, сосланным в Абхазию, а в 6 веке при византийском императоре Юстиниане I абазги, апсилы и другие народы, населяющие территорию современной Абхазии, приняли христианство.

Похожие новости:

  • Абхазская церковь отказывается возвращаться под управление Патриархии Грузии
  • История Абхазии XIII-XVIII вв
  • История Абхазии V - X вв.
  • Грузия обвинила Россию во вводе войск в Абхазию
  • Сергей Багапш призвал диаспору Турции активно внедряться в экономику Абхазии
  • В Абхазии открылось посольство Южной Осетии
  • Власти Абхазии обнародовали фотоматериалы о зверствах спецназа Грузии
  • МИД Абхазии: Грузия не может помешать Олимпиаде в Сочи
  • #1 написал mausar
    Когда: 7 апреля 2010 14:55
    Мои скромные исследования доказали то, что древнее Абхазское государство существовало в 8 веке до н.э. В это время еще не было ни Грузии, ни Армении. К поразительным результатам приводит сопоставление и анализ исследований ученых по расшифровке клинописных текстов, обнаруженных в ванском районе (Хорохорская запись Аргишта 1). В клинописных текстах, выбитых на скале по указанию царя Биайнили (Урарту) Аргишта 1 в 776 году до н.э., недвусмысленно повествуется о походе против скифов через Кавказские горы. Запись рассказывает потомкам о завоеваниях Биайнийского царя Аргишти на пространстве до Северного Кавказа. Текст клинописи перевел по копии Лэйарда известный урартолог, ныне покойный грузинский исследователь биайнийского языка А.Г. Меликиашвили:
    «Пошел я через ворота страны против страны Ашкалаши. 105 крепостей я разрушил, 453 города сжег. Три страны я оттуда отторгнул, (их) население присоединил к моей стране: страну Када, страну Ашкалаши, страну города Шашилу...»
    Страна Када, о которой упоминается в Хорхорской записи, на мой взгляд, находилась в западном Закавказье в Кадорском ущелье. До сих пор сохранились развалины древней крепости Када в районе горы Ахыста у реки Кадор и населенного пункта Цебельда в Абхазии.

    Магомадов Арслан mausar@mail.ru
    Зарегестрирован: -- | ICQ: |
    | | | |

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2019 (3)
    Октябрь 2019 (7)
    Сентябрь 2019 (2)
    Июнь 2019 (6)
    Май 2019 (1)
    Апрель 2019 (3)
      Осетия - Алания