История: К исторической гидронимии Северного Кавказа: река Уг-ру

Опубликовал admin, 22 января 2010
Г. 3. Анчабадзе
д.и.н, профессор, ректор Университета Кавказоведения (г.Тбилиси)

К исторической гидронимии Северного Кавказа: река Уг-руСохранившиеся письменные памятники по истории Хазарского каганата составлены в основном иноземцами. К немногочисленным документам хазарского происхождения относится известное письмо кагана Иосифа к везиру кордовского халифа, еврею Хасдаю Ибн-Шафруту. Письмо было написано около середины X века (между 954 и 961 гг.) в ответ на запрос кордовского сановника, просившего хазарского царя сообщить ему сведения о Хазарин, и о том, как попали туда евреи и каким образом произошло обращение хазар в иудейскую веру. Ответное письмо кагана Иосифа дошло до нашего времени в двух редакциях - краткой и пространной. Как установлено, оба они восходят в своей основе к одному первоначальному тексту, но, несомненно, претерпели изменения в процессе позднейших переписок. При этом основное ядро документа лучше сохранилось в тексте пространной редакции ответа хазарского кагана.

Письмо Иосифа хорошо известно специалистам истории средневековой Восточной Европы и Северного Кавказа. Одна из значимых частей этого документа - описание географических пределов Хазарии. В частности, по данным Иосифа его владения простирались на восток на 20 фарсахов до Гурганского (Каспийского) моря, на запад на 30 (в краткой редакции 40) фарсахов до реки Бузан, на север, на 20 фарсахов (в краткой редакции - 30) до той же реки Бузан и до «склона нашей реки [Итиля-Волги] к морю Гурганскому», на юг - на 30 фарсахов до реки Уг-ру(1).

Историки, толкующие эти данные, соотносят указанные гидронимы с различными реками Восточной Европы и Северного Кавказа, с целью установить примерные границы Хазарии, хотя, надо полагать, что сообщение Иосифа о размерах его каганата не столько действительное состояние в середине X века, сколько притязания хазар, основанные на прошлом величии их империи(2).

Цель настоящего сообщения - идентификация реки Уг-ру, являвшейся, согласно посланию Иосифа, южной границей его владений (следует отметить, что Уг-ру упоминается только в пространной редакции письма). Установление этого рубежа позволит хотя бы примерно очертить пределы хазарского продвижения на юг, в направлении Северного Кавказа.

В российской историографии нет единого мнения по этому вопросу. Споры вызывает, во-первых, само определение величины фарсаха - эта обыкновенная линейная мера длины подобно восточному фарсаху, составлявшего, примерно, 6-7 км (расстояние, которое покрывает всадник за час езды)(3), или же понятие «день пути», менявшееся в зависимости от условий передвижения; во-вторых, спорна локализация места, откуда Иосиф отсчитывает расстояния. Понятно, что это была не произвольно взятая точка, а некий политический центр страны. Но какой? Зимняя ставка кагана - город Итиль, расположенный на берегах Волги, недалеко от современной Астрахани, или место его летней кочевки?

По мнению М.И.Артамонова, размеры в направлении четырех сторон света Иосиф показывает от города Итиль(4). При этом он оспаривает суждения Б.А.Рыбакова, локализирующего точку отсчета в хазарском письме южнее Сарпинских озер(5), т. е. примерно в центре современной Калмыкии.

К окрестностям большого озера Сарпа, как к точке отсчета расстояний до границ Хазарии, склоняется и С.А.Плетнева. Она полагает, что озеро Сарпа - громадная старица Волги - являлась центром кочевок хазарского кагана, его доменом, куда Иосиф со своим двором выезжал весной(6).

Таким образом, разногласия по поводу нахождения точки привязки в письме Иосифа, а также в длине фарсаха, приводят разных авторов к различным выводам о нахождении реки Уг-ру. Не вдаваясь в подробности отметим, что Б.А.Рыбаков и С.А.Плетнева соотносят Уг-ру с рекой Маныч(7). По мнению же М.И.Артамонова - Уг-ру одна из рек Северо-Восточного Кавказа: может быть, Сулак, но, скорее всего, - Терек(8).

Теперь наша точка зрения. Мы думаем, что река Уг-ру, которую Иосиф называет южной границей своих владений, эта - река Кубань. В своей нижней части, текущей в широтном направлении, она вполне подходит для такого рубежа. Тем более, что, видимо, одним из пограничных пунктов своего царства Иосиф называет город С-м-к-р-ц (Самкерц), или Таматарха (Тмутаракань), расположенный на восточном берегу Керченского пролива, у станицы Таманской.

Теперь это место находится западнее главного устья Кубани, впадающей в Азовское море, но в средние века Кубань впадала в Черное море в районе урочища Бугаз и, таким образом, Самкерц (и, в целом, Таманский полуостров) оказывался на правой стороне от устья Кубани. Видимо, на Тамани и Кубанском правобережье находились области с оседлым населением (климаты), подвластные Хазарскому каганату. Вероятно, эту территорию имеет в виду Константин Багрянородный, когда пишет о хазарских климатах, граничащих с Аланией(9). Возможно также, что в средневековой Грузии хазарские владения на Кубани были известны под названием Малой Хазарии, так как сама река Кубань в летописном своде «Картлис Цховреба» носит название - Река Малой Хазарии(10).

Таким образом, имеется ряд косвенных доводов, позволяющих соотнести реку Уг-ру, которая в письме кагана Иосифа значится как южная граница Хазарии, с рекой Кубань. Однако для того, чтобы считать эту точку зрения доказанной - косвенных доводов мало. Прямое доказательство тождества Уг-ру и Кубани находим в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей». Там говорится о реке Укрух, отделяющей округ Таматархи от Зихии(11). Несомненно, что «Уг-ру» и «Укрух» одно и то же название. Хорошо зная расположение Таматархи (в письме Иосифа: С-м-к-р-ц) на Таманском полуострове и Зихии (от Тамани до Никопсиса) несложно представить, что рекой, разделяющей эти области, могла быть только Кубань.

Следовательно, река Уг-ру, упоминающаяся в пространной редакции письма хазарского кагана Иосифа, это - река Кубань.


Примечания:

1 Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. С. 103.

2 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 386.

3 Джапаридзе Г. И. Очерки по истории грузинской метрологии (IX-XIX вв.). Тбилиси, 1973. С. 145 (на груз. яз.).

4 Артамонов М. И. Указ. соч. С. 388

5 Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Советская Археология, XVIII. М, 1953. С. 141.

6 Плетнева С. А. Хазары. М., 1986. С. 49-50

7 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 141; П л е т н е в а С. А. Указ. соч. С. 50

8 Артамонов М. И. Указ. соч. С. 390

9 Константин Багрянородный. Об управлении империей // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 273

10 Картлис Цховреба. Т. I. Изд. С.Г.Каухчишвили. Тбилиси, 1955. С. 5, 177 (на груз. яз.).

11 Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 302.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • АЛАНЫ
  • Социально-экономическое положение адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. Территория.
  • Угры и асы в Южной Руси
  • Асы и Русь в Азовском регионе
  • Касоги/касахи/кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа
  • О названии Кварели
  • Кремль все больше склоняется к жесткому решению в отношении Грузии
  • Кремль начал избавляться от грузинского лобби
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex Лечение зубов, стоматология оболонь. Пр-т. Героев Сталинграда, 22 тел. (044)451-61-47; 451-71-36!

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2018 (1)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
      Осетия - Алания