История: Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.

Опубликовал admin, 19 сентября 2010
В. Д. Дзидзоев
д.и.н, профессор, главный научный сотрудник СОИГСИ им. В.И.Абаева (г. Владикавказ)

В настоящем докладе кратко изложена лишь часть историографии Кавказа, касающаяся сложных проблем древней, средневековой и современной истории. Внимание было сосредоточено на спорных проблемах, которые по-разному интерпретируются историками и другими специалистами в Грузии, Абхазии, Южной Осетии и Российской Федерации. Многие ошибочные версии представляют собой проявление паранауки - псевдонаучные концепции, противоречащие принципам и правилам научно-исследовательской работы, апробированным научным парадигмам.

Обращает на себя внимание многочисленность исторических проблем, по которым «ведутся настоящие бои» историками и псевдоисториками, к которым подключились писатели, публицисты, кинорежиссеры и т.д. Опасность здесь заключается не только в том, что в определенных случаях субъективность авторов исследований создает большие научные проблемы. Анализ межнациональных отношений и этнополитических процессов на Кавказе в постсоветский период убеждает в том, что исторические сочинения в определенных случаях могут нести в себе опасность, если в экстремальных случаях межнационального противостояния, этнополитического кризиса, они используются различного рода разрушителями государственных устоев нашей страны, лидерами великодержавного шовинизма, национализма, политического экстремизма и сепаратизма. Специалисты, создающие исторические сочинения, уподобляются врачам, от правильного диагноза которых во многом зависит судьба больных. Анализ исторических сочинений на Кавказе подтверждает такой вывод. Параисторические «научные труды» с «оригинальным видением» истории древности и средневековья, являются своеобразной базой для различного рода национальных и религиозных движений, этнонационализма и несут в себе большую опасность в сфере межнациональных отношений, этнополитических процессов на Кавказе. Фальсификация истории, субъективизм авторов исторических трудов, как правило, приводят к серьезным проблемам во взаимоотношениях народов, что отчетливо проявляется на примере бывшей Грузинской ССР. Субъективизм грузинских исследователей способствовал формированию комплекса «национальной неполноценности» абхазов и южных осетин, а также былого величия и мнимого превосходства грузин над другими народами бывшей Грузинской ССР. Часть грузинских историков, пропагандировавшая с конца 80-х годов XX в. сомнительную идею «величия грузин» и еще более сомнительную версию «второсортности» абхазов и южных осетин, на мой взгляд, должна нести ответственность за фактический распад Грузии (в границах бывшей Грузинской ССР).

Фальсификация истории, попытки идеализировать одни народы и обкрадывать историю и культуру других могут привести к серьезным противоречиям в межнациональных отношениях. На Кавказе, к сожалению, много специалистов, «исследования» которых способствуют разжиганию межнациональных страстей, возрождению идеологии шовинизма, национализма, расизма и фашизма. Такие «исследования» представляют большую опасность и для «великих народов», которых они возносят, и для других народов, не желающих больше оставаться «второсортными» в содружестве больших и малочисленных народов Кавказа.


Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Этнокультурное взаимодействие русского и абхазского населения Республики Абхазия: опыт эмпирического анализа
  • К некоторым проблемам российско-кавказских государственно-правовых отношений
  • Историки-кавказоведы в поисках истины в русско-чеченских взаимоотношениях
  • Взаимоотношения Осетии и Чечено-Ингушетии (Республики Ингушетия) и их интерпретация: мифы, политические спекуляции и поиски исторической объективности
  • Грузия и Южная Осетия: этапы противостояния и их интерпретация в Тбилиси и Цхинвале
  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса)
  • История Северного Кавказа: новые исследовательские подходы
  • В Чечне пройдет юбилейный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказа»
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2018 (2)
    Ноябрь 2018 (7)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
      Осетия - Алания