История: Россия и исторические судьбы осетинского народа

Опубликовал admin, 24 сентября 2012
Л.А.Чибиров

Россия и исторические судьбы осетинского народаВ июньские дни революции 1848 г во Франции, в разгар уличных боев в Париже и одержанной повстанцами победы, корреспондент немецкой газеты писал своей матери: «О, милая мама! Ты не можешь себе представить, что творится на улицах Парижа. Французы ликуют, обнимают друг друга, плачут от радости. Читай французские газеты. Их стоит теперь читать»1.

Эти восторженные строки из письма немецкого журналиста пришли мне на память в исторические для осетинского народа дни 25 и 26 августа 2008 г. Затаив дыхание, миллионы телезрителей слушали репортажи из залов заседаний Государственной Думы и Совета Федерации. Они были подытожены замечательным по духу и слогу обращением Президента России Д.А.Медведева о подписании им указов о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Не трудно представить, что творилось в те дни в сердцах и душах осетинского народа, особенно южан, которые на миг забыв о последствиях трагических трех дней августа, ликовали от счастья, плакали и обнимали друг друга

13 июля нынешнего года, вернувшись из первой поездки в Южную Осетию, на встрече с военными моряками в Сочи, президент Медведев подчеркнул, как был тронут исключительно теплой встречей в Цхинвале. По его словам, в глазах встречавших его людей «светилась неподдельная благодарность, слезы за ту помощь, поддержку, которые были оказаны в ходе проведения той самой операции».2

Человек я не сентиментальный, но никакие события жизни так не взволновали мое сердце, как эти августовские дни с тремя восьмерками. В те дни время от времени задавал себе вопрос: не во сне ли все это происходит?

Осмысливая это чудо-событие в историческом ракурсе, перед глазами встает многовековая борьба за свободу и лучшую жизнь осетинского народа, который, по объективным причинам, не имел возможности строить свою жизнь по собственному разумению.

Начиная с середины XVIII века, в самые критические, судьбоносные периоды истории, осетинскому народу руку помощи и поддержки постоянно подавала страна, имя которой — Россия.

В течение двух столетий алано-осетинский народ вел неравную и тяжелую борьбу с монголо-татарами, неся громадные людские и территориальные потери. В самом конце XIV в., в 1400 г., Тимур нанес последний, непоправимый удар Алании, вследствие чего, как свидетельствуют средневековые источники, в ней больше не осталось «поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Эта пустыня, в которой нет владельцев — ни аланов, ни пришельцев».3 Так сошло с исторической карты мира некогда сильное алано- осетинское государство.

В итоге длительных войн многочисленное аланское население (по некоторым источникам к началу XIII века их насчитывалось до 2 млн. человек), частью было истреблено, частью переселилось на Дальний Восток, в Европу, Византию, остальные же ушли в горы. В результате этническая территория алано-осетинского народа в разы сократилась, ограничилась одной лишь горной зоной Центрального Кавказа. Здесь они расселились по ущельям, мало общались друг с другом, вели замкнутый образ жизни. Такая разобщенность отрицательно сказалась на экономическом и культурном развитии народа.

В результате вынужденного переселения в горах накопилось чрезмерно большое количество населения. Чтобы иметь более определенное представление о большой плотности населения горной Осетии, приведем всего два примера. По данным 1742 г. осетин «по исчислению обоих полов насчитывалось более 200 тысяч человек4 В итоге периодических массовых миграций на северных склонах Центрального Кавказа произошла чрезмерная концентрация населения. На сравнительно небольшой территории скопилась огромная масса мигрантов, хотя до конца XVIII в. часть избыточного населения переходила через перевалы на южные склоны, в бассейны рек Большой и Малой Лиахви, Ксани. Джоджора. Не имея более своей государственности, осетины жили в горах вольными обществами. Даже после выселения части жителей на плоскость, в 1880 г. в с. Нар и примыкавших к нему Джинатском, Зругском и Лиадонском ущельях насчитывалось 25 населенных пунктов с 294 дворами и с населением 1823 человека.5

Сегодня в указанных ущельях нет больше жителей; за исключением двух-трех дворов в с. Нар.

Непривыкшему жить в горах населению пришлось очень тяжело. Как минимум триста лет (XV-XVII вв.) осетины жили замкнутыми обществами; суровая борьба за жизнь составляла главный смысл их существования (урожая хватало лишь на 2-3 месяца). Земля была непомерна дорога: порою за кусочек ее даже родные братья вступали в кровавые схватки. Цена на землю, на которой помещался лежачий бык, приравнивалась к стоимости этого быка. Горы не могли прокормить даже десятую часть непрошеных гостей — равнинных мигрантов. О крайне тяжелых условиях жизни в горах свидетельствует и обычай умерщвления младенцев женского пола после их рождения — чтобы спасти от голодной смерти других членов семьи. Все эти обстоятельства обострили до предела социальные и политические противоречия в осетинских горных обществах. К ним следует прибавить борьбу за привилегии, межфеодальные распри, истребление целых фамилий и др. До середины XIX века сохранилась перенаселенность горного края.

К неудовлетворительному социально-экономическому положению края со второй половины XVIII в. прибавился еще один страшный недуг — эпидемические заболевания (холера, корь, оспа, дифтерит, тиф, скарлатина, туберкулез), которые безжалостно «косили» людей.

«В Даргавском обществе. — говорится в одной корреспонденции 1893 г., — полтора месяца свирепствует повальная эпидемия — скарлатина. Умирают младенцы, мрут дети всех возрастов, юноши и взрослые, не щадит она даже пожилых людей. В селении Даргавском смертность в среднем в течение августа достигла 6-8 человек в день. Вымирают не только детишки, но и целые семьи».6 Такие тревожные сводки шли и из других горных ущелий. Социально-экономические неурядицы и последствия эпидемии привели к резкому сокращению численности населения. По одним данным, на вторую половину XVIII века в горах Северной Осетии осталось 25 тыс.7, по другим — 34 тыс. человек.

С конца XVIII — по 20-е годы. XIX в. на Северном Кавказе свирепствовала «моровая язва», последствия которой для Осетии оказались еще более пагубными. По данным 1824 г. мизерная численность населения гор сократилась еще наполовину, составив 16 тысяч человек... Это ли не демографическая катастрофа? В Осетии сложилась парадоксальная картина, когда строили больше могильников, чем домов8. В Дигорском и Куртатинском ущельях есть селения, в которых кладбища по своей площади превосходят аулы. Вот до такой критической точки дошла жизнь осетин в теснинах Центрального Кавказа.

Положение горцев-осетин осложнялось еще и тем, что бывшую плоскость Аланской державы к XV — нач. XVI вв. полностью заняли кабардинцы, построившие укрепленные пункты прямо у выходов из осетинских горных ущелий9 и тем самым запершие их обитателей в ущельях. Кабардинские князья претендовали на экономическое и политическое господство над северными осетинами, а грузинские — над южными.

Таким образом, проблемы социально-политического характера, последствия периодических эпидемии и другие негативные явления к XVIII веку довели жизнь осетин в горах до критической точки и поставили перед лучшими представителями осетинского народа проблему определения его исторической судьбы.

В сложившихся условиях единственно правильным решением было присоединение к России. Только вхождением в орбиту русской государственности можно было выйти из вековой изоляции, покончить со своеволием феодальной знати, спастись от нищеты и гнета, от внешней агрессии.

И Россия была заинтересована в присоединении Осетии, как с экономической точки зрения (в Осетии были разведены богатые рудные запасы), так и с геополитической (по ее территории проходила магистраль, соединяющая Россию с Закавказьем).

В Осетии было сформировано и направлено в Петербург специальное посольство (1749— 1752 гг.). Оно обратилось к правительству с просьбой о присоединении Осетии к России, заявив что «весь осетинский народ желает быть в подданстве его Императорского Величества»10. Визит осетинских послов завершился положительным результатом, хотя фактическое присоединение Осетии произошло после окончания очередной русско-турецкой войны и заключения Куйчук-Кайнаджирского мирного договора в 1774 г.

Акт присоединения Осетии к России был встречен с неподдельной радостью всем осетинским народом. Примеров, иллюстрирующих сказанное мною, предостаточно. Ограничимся одним. Как писал в начале XIX в. один из русских военачальников «при первом появлении в сей стране российских войск под командованием графа Тотлебена народ встретил их как своих избавителей11. В том же духе высказался и известный военный историк Н.Дубровин: «Из всех горских народов наиболее оказывают привязанность к России и даже склонности к закону христианства осетины».12

С этого времени развитие общественно-политической и культурной жизни Осетии неразрывно связано с историей русского государства, русского народа.

Присоединение к России оказалось спасительным кругом для Осетии. Во-первых, осетины получили возможность переселения на северо-кавказскую равнину. Жизнь в несравненно лучших условиях существенно сказалась на динамике роста населения; численность осетин к настоящему времени выросла до 600 тыс.

Присоединение к России послужило большим толчком для социально-экономического развития края, которое особенно ускорилось со второй половины XIX в., когда в Осетии начали развиваться капиталистические отношения.

С присоединением к России связан и существенный прорыв в области образования и культуры; началось национальное возрождение осетинского народа. Мы начали изучать свою историю и культуру, появилась первая печатная книга на осетинском языке, зарождается осетинская литература. Мыслимо ли представить осетинскую культуру без величественной фигуры Коста Хетагурова. По большому счету его подарила нам Россия.

Коста бы не было у нас, если бы с помощью России осетины-горцы не получили возможность переселиться из своих горных трущоб на равнинные земли. Талант Коста получил развитие благодаря возможности переселиться на равнину, которую получила его семья, а также возможности получить образование в Ставропольской гимназии и Санкт-Петербургской Академии художеств, под влиянием передовой культуры русского народа. Вся дореволюционная осетинская интеллигенция, с которой связано начало духовного возрождения народа, сформировалась на базе российского народного образования и российской культуры.

Установление советской власти обернулось большими осложнениями для Осетии. Северная Осетия очутилась в эпицентре гражданской войны, испытала и пережила все трудности, и сложности военного времени. Однако она получила статус автономной области, преобразованной в 1936 году в автономную республику в составе СССР. Что касается Южной Осетии, то она подверглась страшному погрому со стороны меньшевистской Грузии. И лишь победа советской России помогла южанам создать свою автономную область и восстановить разрушенное народное хозяйство.

Автономии в разных административных границах были противоестественным состоянием. Но пришлось мириться, к тому же, в едином социалистическом государстве аппетиты титульных наций были ограничены советским законодательством.

Отсутствие дороги было естественной преградой разобщавшей единый народ, мешавшей осуществлению вековечной мечты к объединению.

Вопрос о строительстве перевальной дороги начал обсуждаться на страницах кавказской прессы со второй пол. XIX в. Когда в 20-30-е годы XX в. заговорили о практическом начале ее строительства, радости осетин не было предела. Мечтали об этой дороге все в Осетии, особенно южане. На трассе будущей магистрали в горном селении Ванел жил крестьянин Гедеван Гаглоев. Мечту об этой дороге горец близко принял к душе. Когда приезжали изыскатели и проектировщики, он принимал их, как собственных дорогих гостей и устраивал в их честь нартовские пиры. Но человек не вечен. Пришел и час Гедевана. Перед смертью он позвал трех своих сыновей и обратился к ним с уникальной просьбой. «Как видите, дни мои сочтены, мне не суждено дожить до открытия дороги через перевал. Но верю не сегодня, так завтра тоннель будет прорыт. И когда это случится, приходите на мою могилу и хором крикните: Гедеван! Дорога прорыта! Хоть на том свете я услышу об этой своей мечте». Эти трогательные слова привел в своем выступлении на закавказском совещании по строительству перевальной дороги большевик Разден Козаев. Сегодня мечта Гедевана сбылась, снято важнейшее препятствие к объединению разделенного осетинского народа.

Дороги этой не было еще во время первой трагедии осетинского народа, в 1920 г. С какими величайшими мучениями и людскими потерями южные осетины в тот год переходили через заснеженные перевалы Центрального Кавказа на север при изгнании их меньшевиками и возвращаясь через них на свою сожженную родину.

Развал Советского Союза в начале 90-х годов вновь поставил наш народ на грань новых потрясений. Усилиями Горбачева и других развалилась великая держава, отрицательные последствия которой ощущаются во всем мире. Что же касается ельцинской щедрости по раздаче автономии, то она привела к масштабным потрясениям на всем постсоветском пространстве. Последствия этой близорукой, безответственной политики пагубным образом сказались на Северной Осетии, пережившей ингушскую агрессию в конце 1992 г. Еще более трагичной она оказалась для народа Южной Осетии, который в течении двух десятилетий вел национально-освободительную борьбу за независимость. Грузино-югоосетинское вооруженное противостояние в 1989- 1992 гг. стоило Южной Осетии 2 тыс. человек убитыми, более 3,5 тыс. раненными, более 120 пропавшими без вести. На территории Северной Осетии и юга Российской Федерации зарегистрировано свыше 100 тыс. беженцев из Южной Осетии и Грузии. Сумма материального ущерба составляет 516 млрд. рублей в ценах 2005 г.13. Вслед за первым геноцидом 1920 года последовал вышеупомянутый второй геноцид конца 80-х-нач. 90-х годов, кратковременная война 2004 г. и не имевшие аналогов в мировой истории по бесчеловечной жестокости августовские события 2008 г в Цхинвал и его окрестностях.

К политике России по отношению к Кавказу после развала СССР, в частности к Осетии, много вопросов и обоснованных претензий. Тем не менее, вводом Миротворческих сил в июле 1992 г. было прекращено грузино-осетинское вооруженное противостояние. Кроме того, в эти тяжелейшие годы оккупации и дефицита продовольствия, хотя гуманитарная помощь поступала из-за рубежа, тем не менее, южные осетины выжили и выстояли исключительно благодаря помощи и поддержки России. Чего стоила переброска через перевал линии электропередачи и обеспечение юга энергией, осуществленная Россией. Кроме того, были одноразовые финансовые вливания, помощь продовольствием и т.д. Мы не должны забывать все эти спасательные для нас жесты поддержки в справедливой борьбе.

Анализируя драматические события конца 80 — нач. 90-х годов, задаешься вопросом: могла бы уцелеть Южная Осетия, не будь перевальной дороги? Ведь грузино-осетинское вооруженное противостояние 1989-92 гг. было более масштабным и более продолжительным. Кроме Юго-Осетинской автономной области с 70-тысячным осетинским населением, этнической чисткой была охвачена вся Грузия, где проживало в два раза больше осетин, чем в Южной Осетии. Не будь Транскама, среди десятков тысяч беженцев потери превосходили бы в разы. И сил обороны у Республики и у миротворцев вряд ли было достаточно, чтобы обуздать агрессора. Да и в правительстве России не было четкой кавказской политики. Одним словом, Транскам, построенный Советской Россией, вновь оказался спасательным кругом для нашего народа; не зря его окрестили «дорогой жизни».

Кульминационной точкой самодурства и преступной политики грузинской правящей элиты были августовские дни 2008 г. Ситуация складывалась таким образом, что запоздай Россия на ввод вооруженных сил в Южную Осетию на считанные часы (не десятилетия, не месяцы или дни, а именно часы), южные осетины распрощались бы со своей родиной навсегда. Так что и в начале III тыс., своим спасением, существованием в этом мире, осетинский народ целиком и полностью обязан вновь, в который раз в нашей истории, России и это должен знать и помнить каждый из нас.

Августовские дни 2008 г. войдут в анналы истории Южной Осетии как событие эпохальной значимости. Впервые в своей истории осетины за Кавказским хребтом обрели независимость, узаконили свою государственность, которая де-факто существовала два десятилетия без малого. Все это стало реальностью исключительно благодаря усилиям и решительным действиям руководства Российской Федерации во главе с президентом Медведевым. Россия не имела другого выбора, кроме как отразить нападение агрессора для спасения человеческих жизней. — говорил Дм. Медведев. «Мне предстояло принять трудное решение. Приняв во внимание свободно выраженную волю осетинского и абхазского народов, а также, основываясь на принципах Устава ООН и других установлений международного права, я подписал указ, гласящий что Российская Федерация признает независимость Южной Осетии и Абхазии.14 Во время своего кратковременного визита в Цхинвал 13 июля Медведев вновь признал принятые в августовские дни решения правильными. Последующее развитие международных событий доказало их правоту (6.2009, от 22 июля)

Международное сообщество было поражено великолепно проведенной военной операцией и безупречно грамотными действиями России на дипломатическом поле. Это обстоятельство позволяет в определенной степени сказать, что 26 августа, вместе с рождением независимых республик Южной Осетии и Абхазии, родилась новая возрожденная, могущественная Россия, отношение к которой кардинально меняется в мире. Как писал в «Известиях» Сергей Лесков «После долгих унижений, когда некогда великая держава так дистрофийный скиталец, играла под чужую дудку, Россия приобрела желание говорить своим голосом»(6. 2008, от 28 августа). Произошел своеобразный скачок от России промежуточного состояния, в котором она пребывала при разрушителях СССР Горбачева и Ельцине, до нового мощного государственно-национального измерения, достигнутого при президенте Медведеве и национальном лидере Путине. В определенной степени можно сказать: выходу из подполья и демонстрации этой мощи помогли трагические события в Южной Осетии. Они в одночасье возвели на пьедестал почета и Россию и его мудрого, решительного и последовательного президента. Миропорядка, провозглашенного Бушем-старшим в последние дни жизни Советского Союза в 1991 г, более не существует.15

В ходе пятидневной войны в Цхинвале в августе 2008 г. иностранные журналисты зная уже о намерении Медведева предоставить суверенитет Абхазии и Южной Осетии, дотошно интересовались: будет ли Южная Осетия независимым государством или же Россия собирается восстановить границы СССР?

Вековой мечтой южных осетин было воссоединение с северными братьями и сестрами в составе России. Это мнение народ ярко выразил на двух референдумах. Об единстве страны мечтает каждый здравомыслящий осетин.

Навязанная грузинскими неофашистами война заставила южных осетин провозгласить свою республику. В ходе военных действий, продолжавшихся перманентно два десятилетия, Республика возмужала, окрепла, выдержала испытание и доказала способность к самостоятельному существованию. И сегодня общественность Осетии задается вопросом — что правильнее, воссоединение с Россией или строительство независимого государства?

Разумеется, стремление к объединению страны вполне естественно; какой разделенный народ не желает объединения, тем более наш народ, который един в полном смысле слова (язык, обычаи, традиции, праздники, родство, смежная территория, общие духовные ценности).

Однако, называя вещи своими именами, после 8 августа 2008 г. произошло фактическое слияние двух Осетии — де-факто Осетия объединилась. В юридическом оформлении воссоединения осетинского народа не вижу резона, ибо практически сняты все препоны для интеграции и единения. Кто и что мешает сегодня сотрудничеству в экономической и культурной сферах севера и юга Осетии, кто препятствует сегодня слиянию творческих союзов, проведению единой национальной политики?

Между тем, реалии последних десятилетий делают более целесообразным строить независимое государство. Рожденная в огне войны с гамсахурдиевскими бандами, Республика Южная Осетия из года в год мужала, укреплялась и де-факто доказала свою жизнеспособность. На сегодня здесь выдержавшие испытание временем властные структуры, демократические институты правления, выборная система и т. д.

Строительство независимого осетинского государства на юге Кавказа имеет неоспоримые преимущества. Чем плохо, если семь столетий спустя на политической карте мира вновь появится Осетинское государство? Чем плохо если среди содружества наций, объединенных ООН будет развеваться и флаг Осетинского государства? Чем плохо, если на олимпийских играх осетинские спортсмены будут выступать единой командой?

Мечты эти прекрасные, но для претворения их в жизнь нужно строить республику, оправдать оказанное Россией доверие. Необходимо создание организующего и консолидирующего центра, который был бы способен объединить и сплотить все здоровые силы нации, призвать к духовному единству все слои общества. Мы должны использовать представленный нам историей шанс для строительства собственной государственности.

Разумеется, у республики в новом амплуа в первое время будут проблемы экономического и кадрового характера. Но они преодолимы, главное — миновала внешняя угроза и рядом с нами испытанный временем наш северный великий друг — Россия.

Таким образом сделанный выше исторический обзор русско-осетинских отношений за последние два с половиной столетия не оставляет и тени сомнения о великой роли России в судьбе осетинского народа. В критические судьбоносные периоды нашей истории без поддержки России над Осетией и осетинами бы маячил гамлетовский вопрос: быть или не быть в этом мире.

Разумеется, оплатить долг России мы не в состоянии, но в одном, главном, совесть осетинского народа чиста. Наш народ свято помнит и исполняет завет предков: с благодарностью в душе служил в прошлом, и продолжает служить ныне России, сохраняет и преумножает традиции дружбы и взаимопонимания с русским народом. На протяжении столетий осетинский народ был искренним в своих взаимоотношениях, благодарным в душе, верой и правдой служил в прошлом и ныне России и россиянам. Знаем, ценим, будем помнить во веки веков!


Примечания

1. История XIX века М., 1938. Т.5. С. 135.

2. Антипова И. Выстраданное, но правильное решение // Известия, 2009, 22/6.

3. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях, M.-JL, 1936. С. 72.

4. Русско-осетинские отношения // Сб. документов 1. Орджоникидзе, 1970. С. 30.

5. В горной Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах (ППКОО). Сост. проф. Л.А.Чибиров. Кн. 4. Цхинвал, 1989.

6. Кавказец. Владикавказ // ППКОО. Кн. 4. С. 152.

7. Гольдштейн А. Башни в горах, М., 1977. С. 283.

8. История Северо-Осетинской АССР. Т.1. Орджоникидзе, 1987. С. 169.

9. Кавказец Владикавказ // ППКОО. Кн.4. С. 43-44.

10. Кавказец Владикавказ // ППКОО. Кн.4 С. 189.

11. Акты кавказской археографической комиссии. Т. VII. Тифлис, 1878. С. 359-360.

12. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.П. СПб., 1886. С. 252

13. Шестой съезд осетинского народа. Вл., 2009. С. 124.

14. Антипова И. Выстраданное, но правильное решение // Известия, 2009, 22/6.

15. Южная Осетия в зарубежных средствах массовой информации // Дарьял, 2008, №5. I С. 152.


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 7 - 12.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Грузия и Южная Осетия: этапы противостояния и их интерпретация в Тбилиси и Цхинвале
  • В Южной Осетии начались траурные мероприятия по случаю второй годовщины грузино-осетинского конфликта
  • Кокойты: Южная Осетия не будет входить в состав России
  • Южная и Северная Осетии могут объединиться
  • Осетинские общественные объединения РФ просят Путина признать независимость Южной Осетии
  • Абхазия вслед за Южной Осетией попросит Россию, СНГ и ООН признать независимость
  • В Южной Осетии начался всемирный съезд осетинского народа
  • Южная Осетия - из глубины веков в будущее
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания