История: Русская православная церковь в Северной Осетии в 20-е гг. ΧΧ в.

Опубликовал admin, 28 ноября 2014
Ф.А. Алиева
соискатель кафедры новейшей истории и политики России СОГУ

Русская православная церковь в Северной Осетии в 20-е гг. ΧΧ в.Октябрьская революция 1917 года – явилась переломным событием, как в истории Российского государства, так и в истории русского православия, т. е. церкви.

Среди всех религиозных организаций русская православная церковь, являвшаяся составной частью государственного аппарата, занимала особое место. Выступления против религии и церкви рассматривались как религиозные преступления. В «Уложении о наказаниях» были специальные статьи, жестоко каравшие за «преступления против веры». В паспортах была графа «вероисповедание» 1.

Огромную роль русская православная церковь играла в духовной жизни страны и в системе образования. Церковно-приходские школы находились в прямом подчинении у церкви. В остальных учебных заведениях (гимназиях, училищах и др.) существовала должность законоучителя, преподавался «закон божий», день начинался и заканчивался молитвой.

Являясь частью государственного аппарата и будучи одним из крупнейших в стране собственников, русская православная церковь верой и правдой служила царскому режиму.

Но что произошло? Почему авторитет православной церкви и, особенно духовенства упал так низко накануне победы большевиков?

В стране была крайне тяжелая ситуация. Война, которая затянулась на долгие годы, голод, разруха создавали необъяснимую ситуацию для народа. И именно церковь должна была взять на себя роль проповедника. Крестьянству и солдатам никто не объяснил доступным языком о причинах создавшейся в стране ситуации. Архиепископ Нимкон писал по этому поводу: «Настоящая война есть война Сатаны против Христа и Господа, война адовых врат против церкви Христовой, война предтеч антихристовых против служителей Христовых»2. Другой церковный автор вещал по этому поводу: «Не за землю, не за политическое преобладание воюют народы – это лишь предлог, видимость; а воюют одни за Христа и его божественную литургию, а другие против Христа и против литургии. Подлинный мотив современной войны – это борьба света с тьмой, любви и правды божией со злом и неправдой, борьба самого Христа с Велиаром»3.

В ходе войны солдаты и военнослужащие все больше убеждались в том, что их заставляют воевать не за свои интересы. Бестолковое управление страной и бездарное командование боевыми действиями приведут не только государство к военному поражению, но и весь народ – к неслыханным и небывалым бедствиям. Широко распространялись революционные настроения среди рабочих и крестьян. Дело неминуемо шло к революции. Правительство и церковь стремились именно войной отвлечь народ от революционной борьбы. Поэтому вместе с военными настроениями, росли и антицерковные.

В Осетии на тот момент насчитывалось 11 церквей, 1 Кафедрально-Михайловский собор и несколько часовен. Церковь играла заметную роль в общественной жизни Владикавказа. Но следует отметить разный уровень религиозности у населения. Среди жителей Владикавказа было много «теплохладных» к вере и церкви, совершенно не посещавших храмов. Наряду с «теплохладными», были также и «воинственно настроенные» горожане. В отчете о состоянии Владикавказской епархии говорится следующее: «Уважение к духовенству во Владикавказе мало. По отношению к священникам и дьяконам здесь установилось какое-то пренебрежительное и брезгливое отношение. Священнику во Владикавказе нет другого названия как «поп». Здесь широко распространен возмутительный и в высшей степени отвратительный обычай плевать при встречи с духовным лицом»4. В тоже время среди прихожан было немало расположенных к духовенству, уважающих духовный сан. Намечавшийся раскол в рядах «бывших верующих» ярко проявился в годы появления первых декретов Советской Республики. «Колеблющиеся» сразу вступили на путь антирелигиозной пропаганды.

15 августа 1917 года в Москве открылся Всероссийский поместный собор православной церкви, имевший целью восстановление патриаршества и избрание патриарха. Стремление к восстановлению патриаршества говорило о резко возросших клерикальных тенденциях в русской православной церкви, которые увеличились по мере того, как слабела государственная власть.

В условиях, когда был, свергнут царизм, церковь вошла в революцию не только без внутренней инфраструктуры, но и обезглавленной, так как именно царь был главой церкви с 1721 года. Отрекшись от престола, Николай II не позаботился о создании альтернативных структур управления, обрекши страну и церковь на произвол. Но, тем не менее, церковь, обладавшая исторически сложившейся прочной организацией и внутренней дисциплиной, получила возможность выступить как самостоятельная политическая сила, добиваясь выхода из подчинения государству.

Собор долго не мог остановить свой выбор ни на одной из кандидатур на должность патриарха. Но как только свершилась октябрьская революция, участники собора, прекратив дискуссии, избрали патриархом митрополита Тихона (В.И.Булавина.), известного контрреволюционера и черносотенца. Такой выбор был не случайным. Он красноречиво свидетельствовал о политической ориентации, которой собиралась придерживаться русская православная церковь.

В декабре 1917 года Собор принял постановление о правовом положении церкви в России. Объявляя, что православная церковь занимает первенствующее среди других исповеданий положение в России. Собор требовал предоставления привилегий по сравнению с другими религиозными организациями и признания юридической силы всех церковных постановлений. А также чтобы глава Российского государства, министр исповеданий, министр народного просвещения и ряд других должностных лиц в правительстве были обязательно православными. Церковные праздники и церковный календарь были объявлены государственными.

2 ноября 1917 года была обнародована «Декларация прав народов России». Церковь отторгалась из сфер гражданской и государственной жизни, отменялись все религиозные привилегии и ограничения. 11 декабря 1917 г. очередным решением новой власти дело образования и воспитания было из духовного ведомства передано в Наркомпрос. По этому постановлению и духовные учебные заведения передали в ведение наркомата, который их попросту закрыл. В тот же день СНК обсудил вопрос «О мерах по ускорению отделения церкви от государства». Была создана соответствующая комиссия в составе П.И.Стучки (нарком юстиции), А.В.Луначарского (нарком просвещения), П.А.Красикова (член следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией) и священника М.В.Галкина (впоследствии расстрига, сотрудник VIII отдела НКЮ). Уже 18 декабря издается Декрет о гражданском браке и гражданской метрикации: церковный брак объявляется частным делом граждан.

30 ноября 1917 г. по предложению А.М.Коллонтай СНК под председательством Ленина рассмотрел вопрос об изъятии у русской православной церкви монастырей и передачи их в ведение Народного комиссариата призрения. Тогда конкретное решение принято не было. Но уже 4 января 1918 г. на заседании СНК (отсутствовали только Сталин и Троцкий) Коллонтай проводит решение о реквизиции Александровско-Невской лавры в Петрограде для нужд своего наркомата.

В ответ на это решение в январе 1918 г. патриарх Тихон в своем послании предал анафеме Советскую власть и призвал верующих на борьбу с ней.

14 января 1918 г. последовало постановление об упразднении придворного духовенства, реквизиции имущества и помещений придворных церквей за подписью наркома имуществ Республики Ю.Флаксерман. Монастыри превращались в склады, конторы, тюрьмы, концлагеря. Вскоре они были переданы в ведомство НКВД. СНК предоставил наркоматам право закрытия церквей при госучреждениях.

Позиция русской православной церкви по отношению к Советской власти не составляла исключения. Руководство всех религиозных организаций выступило против новой власти.

23 января 1918 г. был опубликован Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах; подписанный председателем СНК Лениным, наркомами Подвойским, Трутовским, Шлихтером, Прошьяном, Менжинским, Шляпниковым, Петровским, управделами СНК Бонч-Бруевичем. Согласно декрету церковь была отделена от государства, школа – от церкви, были уничтожены все формы союза государства и церкви». Церковь лишалась прав юридического лица, и ее имущество объявлялось «народным достоянием».

Государство заявляло о не вмешательстве во внутренние дела церкви. С этого момента борьба религиозных организаций против Советской власти оказалась неразрывно связанной с борьбой против декрета.

Патриарх и синод рекомендовали духовенству и церковному причту на местах, не вступать ни в какие объяснения с представителями Советской власти, не отдавать им метрических книг (книга актов гражданского состояния), призывать верующих к сопротивлению новой власти.

В борьбе против декрета объединились, забыв о своих разногласиях, священнослужители всех культов.

В период гражданской войны и иностранной интервенции Совдепы зачислили церковь в «стан контрреволюции». «В войсках были специальные подразделения, состоявшие из попов и монахов»5. На территориях занятыми белогвардейцами и интервентами, духовенство вело антисоветскую обработку населения, благословляло белогвардейское воинство на борьбу с большевиками и само принимало участие в вооруженной борьбе против Советской власти. Православное духовенство активно сотрудничало с Юденичем, Колчаком, Врангелем и другими генералами.

Начинается преследование клира: дела «группы попа Восторгова», протоирея Осокина, убийство архимандрита Евгения, арест личного секретаря патриарха Тихона, профессора Кузнецова (последний был обвинен в «интеллектуальном убийстве агентов советской власти»), наконец, самого патриарха-это немногие из десятков событий, указывающие на разгоравшуюся «борьбу с религией»6.

Советская власть ведет борьбу с религией, проводятся аресты и гонения против церковнослужителей. В Северной Осетии периодическая печать была наводнена заметками и воззваниями «за новое социалистическое общество без религии, попов и пьяных праздников. Церкви и молитвенные дома - под культурные учреждения!»7. Было решено закрыть церковь имени Святого Великомучеика Георгия Победоносца8 и передать помещения под культурные нужды. Такая же участь постигла Осетинскую9 и Троицко-Братскую церкви 10. Здание последней передали под клуб студенчеству. Особо следует отметить дело о закрытии Покровской церкви и монастыря при ней 11. Так же была закрыта Иверская церковь-часовня, расположеная на центральном базаре. Основным доводом властей было: «1) церковь-часовня обслуживает исключительно случайную публику, преимущественно старух, нищих; 2) посещаемость - 2-3 человека в день, а зачастую богослужение отправляется без молящихся» 12. Закрытие церквей было далеко не единственным проявлением антирелигиозной деятельности большевиков. Хотя государство и отрицало политику преследования духовенства: «Духовенство, как таковое, в СССР никогда не преследовалось. Привлекались к служебной и административной ответственности только те служители культа, кто под видом церковной, религиозной деятельности занимался контрреволюцией, выступал против народа» 13, но исторические факты свидетельствуют об обратном.

20-егоды принесли еще большие испытания и трудности церкви. Политика «военного коммунизма» сменилась на более либеральные экономические и политические преобразования, но только не в религии.

В начале 20-х годов ряд районов страны постигло бедствие – неурожай. Для России голод не был явлением необычным, уровень сельского хозяйства был низок. Особенно угрожающие размеры он принял в Поволжье. Как следствие произошло падение уровня жизни. В работе С.А. Хубуловой и Е.М. Трусовой «Некоторые аспекты деятельности русской православной церкви г. Владикавказа в 20-е гг. ХХ в.» приводятся следующие данные. С ноября 1921 по февраль 1922 года цены на продовольственные товары выросли на 110%, а с февраля по март 1922 года – еще на 100%. Последствия голода были крайне тяжелыми. В зоне голода оказались 24 субъекта страны, где проживало 60% ее населения. Люди покидали свои дома и спасались бегством, прорываясь в более благополучные районы, в том числе и на Северный Кавказ и в Северную Осетию. От сложившейся ситуации во многом зависела и дальнейшая судьба советской власти. В июле 1921 года была создана комиссия помощи голодающим – Помгол, которая оказывала всяческую помощь беженцам. От голода и болезней погибло свыше 6 млн. человек 14.

Новой властью было принято решение, что для спасения голодающих нужно обменять на хлеб церковные ценности, и издало в феврале 1922 г. декрет об их изъятии. Это стало настоящим ударом по чувствам христиан Владикавказа. Жители Северной Осетии получили послание пастырей города Владикавказа: «Наши церкви лишаются некоторых предметов, но зато нам будет большим утешением, что за них будет куплен хлеб для голодающих»15 и живо откликнулись на этот призыв. Верующие стали нести продукты и личное имущество в храмы для голодающих и чтобы отвести удар от церквей.

В ответ на действия большевиков патриарх Тихон, стремясь разжечь религиозный фанатизм и спровоцировать конфликты, запретил духовенству и мирянам под страхом лишения сана и отлучения от церкви сдавать церковные ценности на том основании, что якобы религиозные правила запрещают использование священных предметов не для богослужебных целей.

В то же самое время патриарх Тихон разослал секретную инструкцию, в которой писал: «…важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей»16.

В результате этого в некоторых городах произошли кровавые столкновения. Церковные ценности были изъяты, а патриарх Тихон был арестован.

Очередной гримасой истории стал атеизм. Атеисты, борясь с религией, обожествляли его. Антирелигиозная пропаганда являлась составной частью воспитания человека в советском государстве. Такую пропаганду вели коммунистическая партия, профсоюзы, комсомол и т.д. Существенное место отводилось деятельности добровольных обществ, таких как Союза воинствующих безбожников (1925 – 1941 гг.). 19 сентября 1927 г. появилось письмо Правительства СССР № 351 «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества» на основании которого было прекращено публичное пользование молитвенными помещениями. Одной из первых в Северной Осетии пострадала церковь на Шалдонском кладбище 17. Она была закрыта в апреле 1929 г., а здание ее было передано Исполкому Орджоникидзевского Горсовета. 20 января 1929 г. во Владикавказе проходила демонстрация «5 тысяч человек выступили на Пролетарский проспект. Впереди боевые колонны союза безбожников с антирелигиозными лозунгами»18. В декабре 1929 г. был опубликован протокол заседания Президиума Владгорсовета №36, подтверждающий закрытие церквей в столице Северной Осетии и указывавший основные причины их закрытия. По причине малой посещаемости. Несмотря на то, что среди трудового народа было много верующих, которые пытались оказывать сопротивление преследованию служителей культа.

Религия и духовная культура неразрывны, а социализм ушел в прошлое стал вехой в истории России. Время все расставило по своим местам.

Актуальность объективного исследования действительной роли религии и церкви в истории Северной Осетии и истории страны обуславливается помимо прочего тем, что в последнее время в потоке фальсификации истории России возникла новая волна интереса к православию, которое исторически стало основой русской национальной культуры.

Историки, социологи, политологи Северной Осетии так же не остались в стороне, а заново изучают, исследуют и анализируют проблематику религии советского периода 1917-29 гг. Сопоставляя традиционность осетинской культуры и православие. Определяя роль последнего в жизни осетинского крестьянства и народа в целом.

Сегодня Северная Осетия как и вся Россия предстает перед нами с золочеными куполами и множеством церквей, с крестными ходами, с толпами богомольцев, с монастырями, с колокольным звоном и церковными песнопениями. Народ «возвращается» в лоно церкви.


Примечания
1 Эзрин. Г.И. Государство и религия. С.104.

2 Крывелев И.А. История религий. Т.2. С.376.

3 Церковные ведомости. 1915. №16.

4 Всемирная война 1914-1915 гг. и Гроб Господень. Одесса. 1915.С9.

5 Мэнхэттен. А. Ватикан. С.77.

6 Крывелев И.А. История религий. Т.2. С.376.

7 Черная книга («Штурм небес»). Сб. док-тов.

8 Настольная книга атеиста/ Под. Ред. С.Д. Сказкина. С.427.

9 С.А. Хубулова. Е.М. Трусова. «Некоторые аспекты деятельности русской православной церкви г. Владикавказа в 20-е гг. ХХ в.» Сборник научных трудов. Владикавказ. 2003. С. 123.

10 «У чебник для рабочих антирелигиозных кружков». Изд-во «Безбожник», 1930. С. 324.

11 Там же. С. 324.

12 Там же. С. 324.

13 Шахнович М.И. Реакционная сущность иудаизма. М.-Л. 1960. С. 193.

14 Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. С. 334.

15 Рассел Б. История западноевропейской философии. Т. 2. С. 300.

16 «Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви». М., 1971. С. 470.

17 Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры., С.46

18 ЦГА РСО-А. Ф. 143. Оп. 1. Д. 308. Л.Л. 509-510.

19 Власть труда. 1929. 26 января. Л. 3.

20 ЦГА РСО-А. Ф. 47. Оп. 1. Д. 1047. Л.Л. 5-6.

21 ЦГА РСО-А. Ф. 56. Оп. 2. Д. 4. Ч. 1. Л.Л. 131-155.

23 На месте церкви (ул. Кирова/ Акад. В.Ф. Миллера) был построен жилой дом для сотрудников МВД.

24 ЦГА РСО-А. Ф. 47. Оп. 1. Д. 1047 Л.Л. 5-6.

25 ЦГА РСО-А. Ф. 56. Оп. 2. Д. 4. Ч. 1. Л.Л. 131. 155. § 266.

26 Горская правда. 1922. 6 мая.

27 Там же. С. 324.

28 Там же. С. 324.

29 ЦГА РСО-А. Ф. 629. Оп. 2. Д. 31. Л. 156. Владимирская церковь (1879г.) находилась на месте, где ныне разбит Комсомольский парк (ул. Шмулевича).

30 Союз безбожников был образован в 1924 г. во Владикавказе.


Алиева Ф.А. Русская православная церковь в Северной Осетии в 20-е гг. ΧΧ в.// Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Похожие новости:

  • Уровень стадности как показатель здоровья общества или обзор рынка предоставления религиозных услуг Армении
  • Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на Кавказе
  • В Карачаево-Черкесии вспоминают жертв репрессий против казачества
  • Высшее духовенство Армении обеспокоено посягательством на армянские храмы в Грузии
  • Абхазская церковь отказывается возвращаться под управление Патриархии Грузии
  • Монархический проект правительства и духовенства Грузии
  • Католикос Всех Армян отбыл в США с патриаршим визитом
  • Письмо в Регистрационную службу
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания