История: Проблема рыцарства в средневековой Европе

Опубликовал admin, 30 января 2015
Макиева Е.Г.
аспирант СОГУ

Проблема рыцарства в средневековой ЕвропеПонятия «турнир» и «рыцарский поединок» часто путают. Рыцарский поединок - это бой двух конных рыцарей, а турнир - бой с участием нескольких групп конных воинов. Само понятие «турнир» возникло в то время, когда рыцари в тренировочных целях по очереди бросали копье в специальный столб с мишенью.

Сегодня трудно точно выяснить, когда и с какой целью проводились первые турниры. Без сомнения, они имели непосредственное отношение к военным играм, являвшимся подготовкой к настоящей войне. В них принимали участие воины всех рангов. После падения Римской империи в Центральной и Восточной Европе кавалерию редко использовали в бою. Франкские правители стали уделять ей должное внимание только в VIII веке. Средневековый турнир в том виде, в котором мы его знаем, появился не ранее середины X века.

Турниры стали проводиться и в Европе. Вильям Ньюбургский. писавший в 1197 году, утверждает, что турниры впервые стали проводиться в Англии во время правления короля Стефана (1135-1154 гг.)1. В XII веке популярность турниров невероятно возросла. Первые упоминания о турнирах можно найти в отчетах о настоящих военных действиях. Интересно отметить, что участившиеся упоминания о турнирах по времени совпадают с повсеместным распространением кавалерийской атаки и особого способа захвата копья - зажатым под мышкой наперевес. Это говорит о том, что турниры становились важной частью подготовки рыцарей к реальной войне.

В течение XII века турнир оставался крайне опасными для жизни предприятием. Под словом «арена» в то время подразумевалось не огороженное поле, на котором устраивались турнирные бои, а ограниченные веревками или деревянными перекладинами участки открытой местности, на которых собирался народ, приходивший посмотреть на яркое зрелище. В отдалении находились площадки для отдыха. Турнирное поле боя обычно располагалось между двумя городами или деревнями. Участвовавшие в турнирах рыцари придерживались определенных правил. Огромный размер турнирного поля не давал судьям охватить взглядом все происходившие на нем событиями. Рыцари во время таких состязаний часто получали ранения и даже могли быть убиты, так как на турнирах использовалось настоящее боевое оружие. По крайней мере, в документах той эпохи еще не встречаются упоминания о применении специальных затупленных копий. Через две недели после прибытия рыцари делились на две команды согласно национальному или территориальному признаку. Норманны часто объединялись с англичанами против французов. Рыцари, приезжавшие поодиночке, присоединялись к одной из команд или создавали свою собственную. В ночь перед турниром рыцари спали мало: они приводили в порядок снаряжение, лошадиную сбрую, прокатывали кольчуги в бочках с песком, полируя их.

В начале мероприятия имело место торжественное шествие рыцарей. В процессе турнирного боя группа рыцарей могла атаковать одного, а конный рыцарь - вступить в бой со сбитым с коня и вынужденным воевать пешим противником. Это не считалось нарушением кодекса рыцарской чести. Для крупных лордов участие в турнирах было делом чести, другие рыцари надеялись захватить богатую добычу.

Порой было выгодно подождать, пока команда противника ослабнет от ударов (наносимых, как правило, по шлему). В этом случае легче было захватить лидера, как и других рыцарей без больших потерь в своей команде. По завершении конного боя пленников, сидевших верхом на своих конях. отдавали под надзор сквайров, затем освобождали под честное слове», которое часто нарушалось. Бой продолжался до наступления сумерек, после чего рыцари собирались на совет для того, чтобы решить, кто заслужил главный приз. Рыцарь, возглавлявший команду, определял сумму выкупа за товарищей по оружию, распоряжался захваченным снаряжением и решал дальнейшую судьбу пленников. За рыцарей, захваченных противником в турнирном бою требовали меньший выкуп, чем за военнопленных во время настоящей войны.

К концу XII века свиты уменьшились в размерах. Рыцари по-прежнему использовали дротики и арбалетные стрелы. В турнирных боях принимали участие отряды пехотинцев. Исследователи предполагают, что молодежь принимала участие во взятии бутафорского замка.
Обычай посещения турниров вскоре был принят германским императором и его приближенными. Английские короли с осторожностью и некоторой подозрительностью относились к идее организации турниров, под прикрытием которых могли собираться вооруженные зачинщики мятежа.

Существовал свод турнирных законов и это говорит о том, что к концу XIII века в Англии уже были установлены основные правила, следование которым считалось обязательным для всех рыцарей, принимавших участие в состязаниях. Эти правила были составлены королем по настоятельным просьбам баронов. Любой рыцарь или сквайр, нарушивший правила, терял лошадь и доспехи, а также мог быть заключен в тюрьму на три года. Дворянин, виновный в несоблюдении королевских законов, представал перед судом чести, имевшем право отнять у него лошадь, доспехи и свободу.

Чтобы исключить возможность силовых действий со стороны зрителей, устав запрещал им присутствовать на турнире в доспехах и при оружии.

В XIII веке появился новый вид копья. Так называемое «копье мира» было затупленным или имело железный наконечник с тремя остриями, позволявший рассредоточивать силу удара на три точки. Затупленное копье и меч считались «оружием благородных рыцарей». Боевое копье имело обычный острый конец. Состязание считалось законченным- если один из участников получал ранение или погибал. При желании бой мог быть остановлен в середине. К тому же некоторые поединки устаивались исключительно с целью демонстрации личной храбрости и мастерства во владении оружием. Введением -«лупленного оружия на турнирах был сделай шаг к относительной безопасности. Городские турниры, такие как состязание 1281 года в Магдебурге, активно посещались знатью. Первая попытка упорядочить проведение турниров, предпринятая в XII I веке. выразилась в издании закона, ограничивавшего присутствие нежелательных лиц. Этот закон был очень строг к тем, кто не мог привести достаточно веских доказательств в подтверждение своего рыцарского происхождения
Ульрих фон Лихтенштейн, описывавший турниры, проводившиеся в Германии в первой половине XIII века, с удовлетворением отмечал, что на одном из турниров, где ему удалось побывать, совсем не было рыцарей низкого звания и сомнительного происхождения. В состязании участвовали лишь настоящие высокородные рыцари.2

В летописях содержится очень мало сведений о присутствии дам на турнирах XII века. В произведении Джефри Монмаута «Сказание о британском короле», написанном в 1140 году, говорится, что дамы ободряли мужчин, сражавшихся у подножия трибун 3. В «Ланцелоте», написанном Кретьеном де Труа в начале XIII века, говорится о том, что дамы стали постоянными гостьями турниров 4. Знатные лица, оказывавшие поддержку авторам рыцарских романов, всячески покровительствовали турнирам, привнося романтический настрой в суровый мир воинов. Возрождение идеалов возвышенной любви, впервые распространившихся во Франции в XII веке; появление многочисленных рыцарских романов (среди которых самым популярным была «Повесть о рыцарях короля Артура») создали такую атмосферу, в которой большое значение придавалось соблюдению правил этикета и рыцарского поведения. Неудивительно, что в XIII веке поединки стали необычайно популярными. Росло осознание того, что защитник дамы должен относиться к ней с особым почтением, как это описывалось в рыцарских романах. Дамы часто делали своим рыцарям небольшие подарки на память, считавшиеся знаками особого расположения. Таким подарком могла быть, например, вуаль, которую рыцарь повязывал вокруг шлема или с гордостью носил на копье. Заключительный поединок турнира все чаще стали посвящать дамам.

Дух изысканности и возвышенной любви пронизывал торжественные приемы, игры и театральные представления.

В отличие от Генриха III, воинственный Эдвард III собирался разрешить проведение турниров. Принятию этого решения способствовал тот факт, что подобные мероприятия теперь регулировались строгими правилами. Сразу после заседания «Круглого стола», состоявшегося в Виндзоре в 1344 году, он издал указ. разрешавший проведение ежегодных турниров в Линкольне как в мирное время, так и во время войны.

Королевские турниры, устраиваемые в честь свадьбы принца или его коронации, проходили по всей Европе. Рыцарей, желавших принять участие в таком турнире, сопровождал надежный эскорт, так как путь пролегал через чужеземные страны. Поединки проводились теперь по более строгим правилам. Во время поединка на арене противники сходились трижды. Каждый имел право нанести три удара мечом, топором или кинжалом. К концу века количество разрешенных правилами ударов увеличилось. Теперь разрешалось пять ударов.

Летописец Фруассар описывает порядок проведения турнира в Энтенкс, на котором председательствовали герцог и герцогиня Ланкастеры вместе с королем и королевой Португалии. "Сэра Джона Холланда вызвал на поединок французский рыцарь, стремившийся завоевать любовь своей дамы сердца. Арена - большая огороженная площадка в пределах города - была посыпана песком. Для знатных гостей были отведены специальные места, с которых они могли наблюдать за поединком. Драться договорились боевым оружием. Участники поединка стояли на расстоянии полета стрелы друг от друга. Сблизившись по сигналу, они нанесли друг другу удар по забралу. Французский рыцарь сломал свое копье. В это время соперник сбил с него шлем, так как он держался на одном-единственном шнурке. Когда это случилось еще раз, а сэр Джон так и не сломал ни одного копья, англичане стали выражать недовольство. Руководители турнира сказали им. что сэр Джон тоже мог оставить шлем незакрепленным, если он того хотел. Похоже, такое слабое крепление боевых доспехов было в обычае у испанцев и португальцев. Оставшаяся часть поединка прошла без неожиданностей и ранений. Победителем был объявлен французский рыцарь".

Турнир все меньше служил целям подготовки к реальным военным действиям. Конным рыцарям во время группового сражения по-прежнему разрешалось использовать меч и булаву.. Довольно большие затраты на снаряжение и коня не давали многим молодым людям попытать счастья и показать свою доблесть на турнире. Требование доказать рыцарское происхождение, становившиеся день ото дня все строже, также ограничивало количество участников. Красивое празднество обставлялось все большим количеством формальностей.


Примечания:

1 Вильям Ньюбургский. История Англии (Перевод Рыкова Д.Н. по изданию The Church Historians of England, volume IV, part II; translated by Joseph Stevenson (London: Seeley's, 1861).) Книга I, гл. 1-13, с. 5-10

2 Bibliotheca Augustana - электронная библиотека Ульриха Харша на сайте Университета прикладных наук г. Аугсбурга.

3 Джефри Монмаут. Сказание о британском короле. – М., 1952, с. 50.

4 Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. - М., 1976, с. 114.


Библиография

1.Вильям Ньюбургский. История Англии (Перевод Рыкова Д.Н. по изданию The Church Historians of England, volume IV, part II; translated by Joseph Stevenson (London: Seeley's, 1861).) Книга I, гл. 1-13,

2. Bibliotheca Augustana - электронная библиотека Ульриха Харша на сайте Университета прикладных наук г. Аугсбурга.

3. Джефри Монмаут. Сказание о британском короле. – М., 1952

4. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. - М., 1976

5. Фруассар Жан. Хроники. 1325-1340. – СПб 2008.


Макиева Е. Г. Проблема рыцарства в средневековой Европе // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Похожие новости:

  • К вопросу о зарождении средневековой цивилизации Запада
  • «Железный конь», готовься к заезду!
  • Спортивная игра покер
  • В Томске представители восьми национальностей забьют гол расизму, сыграв дружеский турнир по футболу
  • Жуткая правда о Европе
  • Асланбек Хуштов
  • В Махачкале стартовал всероссийский турнир по самбо
  • Победы осетинских каратистов
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Июль 2018 (1)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
      Осетия - Алания