История: Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе

Опубликовал admin, 7 июля 2015
Сланов А. А., г. Владикавказ

      После присоединения к России в Осетии разворачивается активная миссионерская деятельность с целью возвращения этого региона в лоно православной церкви. Эта деятельность была начата Осетинской духовной комиссией (первой, а затем второй), и ее результаты на сегодняшний день трактуются крайне неоднозначно. Так сведения о постройке церквей в Южной Осетии в первой половине XIX в. (начиная с 1817 года) Осетинской духовной комиссией крайне туманны [1. Т. II. С.546 547]. Каменных строений в отмеченных в отчетах комиссии селах не выявлено, но возможно они были деревянными, пришедшими в негодность уже через несколько лет.
      Крупномасштабное церковное строительство здесь начинается лишь со второй половины XIX в. и связано с Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе. Это Общество, сменившее упраздненную в 1867 г. Вторую Осетинскую духовную комиссию, просуществовало до 1917 г. [2. С.245 246]. В ее ведомство входило и школьное дело.
      На тот момент территория южной Осетии делилась Y-образной долиной ее основной реки Большой Лиахвы и ее притоков на 5 исторических обществ:
      — Северо-западное — Кударгом;
      — Северо-восточное — Урс-Туалта;
      — Центральное — Дзаугом;
      — Юго-западное — Корнис;
      — Юго-восточное — Чысангом

Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе


      
В каждом из вышеперечисленных районов церковное строительство имело ряд особенностей.
      1. Дзаугом. Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе в Дзаугоме были устроены церкви (приходы): в Джаве (Богородицы), в Мсхлебе (св. Георгия, 1870 г.), в Джриа (св. Георгия, возобновлена в 1885 г.), в Цру (св. Георгия, 1870 г.) и в Гудисе (Архангела Гавриила). Благочиние находилось в Джаве.
      Обществом Восстановленив Православного Христианства на Кавказе в 1870 г. на территории Джавского района в высокогорьях Южной Осетии было построено 8 однотипных церквей в сс. Едис, Згубир, Рук, Тли, Ванел (Урс-Туалтæ), Мсхлеб, Цру (Дзаугом) Майрæмыкау (Чеселт) [3. Т. III. Сс.14, 18, 32, 38, 52, 87, 93, 139]. Все они, как правило, были возведены на месте старых церквей.
      Это крестово-купольные церкви с выступающей граненой абсидой и граненым (восьмигранным) барабаном купола с четырьмя окнами. С трех сторон в рукавах креста располагались двери и в ряде случаев сохранились порталы, а на церкви в с. Мсхлеб с западной стороны сохранилась и колокольня выстроенная кирпичом. Материалом для церкви служил рваный камень, булыга, сланец, конструктивные детали, выполнены квадрами туфа и ширими. Изнутри и в ряде случаев снаружи здание было оштукатурено.
      Позднее (в 1885 г.) начинают возводиться церкви другого типа, хотя, возможно, это было обусловлено большими размерами населенных пунктов, где строились возведенные в 1885 г. Так церкви в Джаве и Джриа однотипны и представляют собой большие зальные церкви с выступающей абсидой. Фасады здания расчленены пролетами высоких окон, а дверные проемы устроены в южной и западной стенах. Над западным фронтоном, либо снаружи стены располагается колокольня выложенная кирпичом. В основном здании помимо кирпича использован рваный камень и булыга [3. Т. III. Сс.10, 100].
      К этому времени в Южной Осетии сформировываются национальные кадры священнослужителей. Так священником в Джаве в конце XIX в. был Григорий Санакоев [1. Т. III. С.157]. Монах Джврисского монастыря сын Парсмана, Иван Двали, переписал житие архиепископа Василия Кесарийского [4. С.301].
      В 1826 г. в Джаве открывается церковно-приходская школа, к 1915 г. ставшая двухклассной. Еще одна подобная школа появляется в Мсхлебе, а одноклассная в Джриа [2. С.249]. В период с 1900 по 1915 гг. министерские школы появляются в сс. Хвце и Гуфта [2. С.249]. В 1866 г. в Джаве была основана и некоторое время функционировала первая женская школа в Южной Осетии [5. С.298; 2. С.248]. В 1916 г. в Джаве было открыто высше-начальное училище [6. С.156].
      2. Урс-Туалта. В Урс-Туалта было возведено три однотипных крестовокупольных церкви в наиболее многолюдных селах: Н. Рук (с.Архыбыл), Згубир (с.Ханикатыкау), Едыс. Примечательно, что все они были посвящены св. Георгию (посвящение Едысской церкви неизвестно) и имеют однотипную планировку. В Руке и Згубире церкви возведены в 1870 г., о Едысской церкви в отчетах Общества Восстановления Православного Христианства не упоминается, но еще 1826 г. отмечается церковно-приходская школа (т.е. школа при церкви) в с. Едыс (одна из четырех первых школ в Южной Осетии) [7. С.5]. Вместе с тем, на карте Древней Осетии Вахушти Багратиони в Руке отмечен древний храм — единственный в Магран Двалетии (т.е. в Урс-Туалта).
      Обществом Восстановление Православного Христианства на Кавказе в Цалагоме, были построены следующие церкви (приходы): с. Уанел — Феодора Тирона, 1870 г., с. Тли — св. Георгия, 1870 г. Не ясен вопрос с каменной церковью Богородицы в с. Дзомагъ, которая на 1889 г. была приписана к Рока-Дзамагскому приходу, однако не строилась, т.е., вероятно, использовалось старое здание.
      К 1915 г. одноклассная церковно-приходская школа имелась в с. Кусджыта [2. С.249], а одно время здесь даже работала и женская школа [2. С.248].
      3. Кударгом. Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе в Кударгоме была восстановлена церковь Мыкалгæбыр (Михаила и Гавриила) X XIV вв. в с. Кобет, а также построены новые — крестовокупольная Мады Майрæм (Успения Пресвятой Богородицы) в с. Майрамыкау (Чеселт) в 1870 г., прямоугольная в с. Часавал (Кударгом) и прямоугольная (?) в с. Карзман (Цон) в XX в. на развалинах древней церкви. В источниках упоминается, что церковь, построенная в Кударо в 1819 г. входила в Имеретскую епархию [2. С.245]. Речь видимо идет о церкви в с.Часавал. Также говорится об окончании в 1880 х годах строительства церки в Кударо [2. С.245], в которой можно видеть восстановленную в с. Кобет.
      В 1826 г. в Чеселте была открыта школа при церкви, одна из первых в Южной Осетии, в которой обучалось 4 ученика [2. С.246]. Учителем здесь был причетник Иосиф Ялгузидзе (двоюродный брат Ивана Ялгузидзе). На 1906 г. эта школа оставалась одноклассной. В 1895 г. в Часавали была открыта министерская школа, а к 1915 г. министерские школы были открыты также в Цоне и Джавистави (Сæридтатæ).
      4. Корнис. После присоединения к России, в Корнисском обществе, в период восстановления христианства, были открыты следующие приходские церкви: в с. Боролет (св. Георгия), с. Бекмар (Рождества Богородицы, 1870 г.) и с. Цунар (в 1887 г. восстановлен старый храм). На сегодняшний день возле с. Корнис (вероятно, имеется в виду с. Боролет) имеется зальная церковь св. Георгия (XIX в.) с выступающей абсидой [3. Т. II. С.111], а в с. Бекмар фиксируются остатки фундамента церкви Богородицы, по которым однако, нет возможности судить о ее первоначальной форме и даже не похоже, что речь идет о ней.
      Одна из первых в Южной Осетии церковно-приходских школ была открыта в 1826 г. в с. Бекмар, а к 1915 году одноклассная церковно-приходская школа появилась в с. Корнис [2. С.248]. Позднее появились министерские школы, которые открылись в с. Зар (в 1896 г.) и с. Цунар (1897 г.), а к 1915 г. такие школы появились в сс. Тбет, Квернет, Принеу.
      5. Чысангом. На 1852 г., согласно Осетинской духовной комиссии, Дзимырские села составляли приход Цинсопельской церкви;
      Гру — Глдуйской церкви;
      Чурта — Куцхоэтской церкви;
      Ардис — Асатурской церкви;
      Залда — Залдийской церкви;
      Ортев — Ортевской церкви;
      Цру, Гудис, Джер — Чвривской церкви;
      Кливана — Беставаант-сопельской церкви;
      Зонкар — Лекованской церкви;
      Гнух — Хачираант-карской церкви;
      Дисиджин, Похала — Сочинской церкви [1. Т. II. 1960. Сс.90 100].
      Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе в Чысангоме были открыты следующие церкви: в с. Калак (св. Георгия, 1870 г.), с. Завда (Залда) (Рождества Богородицы, 1870 г.), с. Ортеу (св. Георгия, 1818 г.), с. Ванат (Божьей Матери), с. Дманиси (Дменис) (Нерукотворного образа Спасителя), с. Шалаури (Троицкая, деревянная), с. Чрив (св. Георгия, 1870), с. Гер (Джер) (св. Георгия), с. Лекуан (св. Георгия, 1870 г., св. Троицы) и Сочинская (Богородицы, 1870 г.). Благочиние располагалось в с. Ортеу.
      В Чысангоме первая школа (министерская) открывается в 1884 г. в Ахалгори, а затем в 1891 г. — в Заккоре [2. С.249]. В 80 х гг. XIX в. в Ахалгори была открыта и некоторое время существовала женская школа (училище) [5. С.299; 2. С.248]. Из числа церковно-приходских в период с 1900 г. по 1915 г. школы появляются в с. Ванат — двухклассная в с.Ортеу — одноклассная [2. С.249], а также и в с. Джер [2. С.249]. Некоторое время в Ахалгори существовала и женская школа.
      С момента упразднения Общества Восстановления Христианства, распада Российской империи и обострением осетино-грузинского противостояния христианские постройки приходят в упадок. После установления Советской власти в Южную Осетию была направлена этнографическая экспедиция под руководством Г. Ф. Чурсина, который отмечал отсутствие здесь действующих церквей [8. С.75].

Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе
план церкви г. Дзау


Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе
план церкви с. Кобет


Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе
план церкви с. Мсхлеб


Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе
Церковь с. Кобет


Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе
Церковь с. Окона


Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе
Церковь с. Уанел



      Литература
      1. История Юго-Осетии. В документах и материалах / Сост. И. Н. Цховребов. — Сталинир, 1960. — Т. II. (1800 1864 гг.); 1961. — Т. III. (1864 1900 гг.).
      2. Очерки истории Юго-Осетинской автономной области. — Т. I. История южных осетин до образования ЮОАО. — Тбилиси,1985.
      3. Шида Картли. — Т. II. Архитектурное наследие Знаурского (Корнисского) района. Материалы экспедиции 1983-1984 гг. — Тбилиси, 2004; Т. III. Архитектурное наследие Джавского района. Материалы экспедиции 1985-1986 гг. — Тбилиси, 2004.
      4. Ванеев З. Н. К вопросу о двалах // Ванеев З. Н. Избранные работы по истории осетинского народа. — Цхинвали, 1989. — Т. I.
      5. Калоев Б. А. Осетины. — М., 1971.
      6. Алборов Ф. Ш. Народное образование, культура и здравоохранение Южной Осетии за 60 лет Советской власти // Южная Осетия в период строительства социализма. — Тбилиси, 1981.
      7. Отчет Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе за 1889 год. — Тифлис, 1890.
      8. Гаглоева З. Д. Этнографическая наука в Юго-Осетии за 60 лет // Южная Осетия в период строительства социализма. — Тбилиси, 1981.




Источник:
Сланов А. А. Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое Обществом Восстановления Православного Христианства на Кавказе // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Сланов Алан Акимович — с.н.с. Института истории и археологии РСО-А, доктор исторических наук (г. Владикавказ)

Похожие новости:

  • На страже ваших прав
  • Актерское мастерство - как стать мастером своего дело
  • Международные транспортные перевозки
  • Как выбрать подходящий мобильный телефон?
  • Важное событие в жизни каждого человека - свадьба
  • Туры в Мариацелль, Австрия
  • Туры в Ларнаку, Кипр
  • Первая в России Кавказская Молодежная организация появилась в Томске
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания