История: История возникновения городов Дагестана (XX век)

Опубликовал admin, 6 декабря 2017
Статья подготовлена в рамках программы фундаментальных научных исследований РАН по теме «Города Дагестана: историко-этнографическое исследование (XIX‑XX вв.)» (0209‑2015‑0001)

История возникновения городов Дагестана (XX век)Изучение истории городов, их возникновения, развития, рассмотрение различных аспектов деятельности вызывает интерес исследователей обращающихся к данным вопросам.

Рассматривая историю возникновения городов, а именно городов Дагестана, обратимся к тем из них, которые появились в XX веке. Прежде всего, следует отметить, что среди 10 городов Дагестана один из них имеет многовековую историю, являясь одним из древнейших городов Кавказа и России, а именно Дербент [1; 2]; другие возникли в XVIII, XIX веках на месте военных укреплений, постепенно расширяясь и приобретая большую значимость по отношению к другим населенным пунктам, получив статус городов. Так, старейший город Северного Кавказа — Кизляр — был основан в 1735 г. как русская крепость на Тереке [3, 43; 4, 27], Петровск (ныне Махачкала) приобрел статус города в 1857 г., а Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск) — в 1866 г. [5, 17, 21]

Остальные города Дагестана возникли в советское время. Среди них Хасавюрт, основанный в 1846 г. как военное укрепление, приобрел статус города лишь в XX в. В XIX в. он был центром Кумыкского округа на Левом крыле Кавказской линии (1827 1861 гг.) [6, 130] Необходимость возведения данного укрепления была обусловлена непрерывными нападениями горцев на новое поселение, созданное на месте будущего укрепления в период Кавказской войны. Изначально сюда было переселено 100 семей из Эндирея и Костека. «Объективная оценка военно-стратегического значения села», данная командующим Левым флангом Кавказской линии генералом Г. М. Фрейтагом, согласно Э. Г. Джахиевой, имела большое значение для дальнейшей истории Хасавюрта [7, 209].

«Будучи расположен в 18 19 ти верстах от Таш-Кичу (Новый Аксай), в 11 ти верстах от крепости Внезапная, на путях сообщения из Грозного в сторону Тарки, из Кизляра в Горный Дагестан, Хасав-юрт занимал выгодное военно-стратегическое положение на Кумыкской плоскости» [7, 209, 210], — сделала вывод Э. Г. Джахиева. Генерал Г. М. Фрейтаг ходатайствовал перед главнокомандующим войсками на Кавказе генерал-лейтенантом Гурко о дополнительном укреплении и усилении передовой чеченской линии на Кумыкской плоскости, на участке рек Ярык-сув, Яман-сув и Кара-сув. Переписка по данному вопросу велась в течение трех лет, и в 1846 г. начались строительные работы; в этом же году было предложено официально переименовать укрепление «Ярык-сув» в «Хасав-юрт».

Надежность нового укрепления оказалась недостаточной, что выявилось после нескольких нападений горцев. Военные власти, осознавая важное стратегическое значение укрепления, расположенного на главном пути из России в Закавказье, приняли решение о строительстве нового, более мощного укрепления, с основательной защитой, расположенного чуть ниже стоящей военной базы (ныне в районе Центрального рынка) [7, 209, 210; 8, 259, 260]. «В 1848 г. оно было построено. Это укрепление имело три кирпичные башни и бойницы по углам, обнесенные с 3 х сторон оградой толщиной в 1,5 м и высотой в 2,5 м, с четвертой стороны боевые башни упирались в высокий обрыв над рекой Ярыксу», — пишет А. Н. Кажлаев [8, 260].

Севернее, между первым и вторым укреплениями, стали возникать новые дома. Увеличение численности населения Хасавюрта последовало после разрешения правительства в 1856 г. нижним воинским чинам выписывать туда свои семьи на постоянное жительство [7, 210; 8, 260].

С 25 мая 1862 г. Хасавюрт стал центром Кумыкского округа Терской области, с 30 декабря 1869 г. по 1920 г. — центром Хасавюртовского округа Терской области [6, 130]. В 1867 г., в связи с упразднением военного укрепления и введением гражданского управления, Хасавюрт приобрел статус слободы. В этот период в Хасавюрте «были мечеть, церковь, 2 синагоги, общественная школа, около 300 общественных и частных зданий, 52 лавки, 6 харчевень и др. Слобода состояла из 7 горизонтальных и 11 вертикальных улиц с 3 площадями и 2 фонтанами» [7, 211].

Административное положение Хасавюрта в качестве центра округа определило и его статус как одного из «центров почтовой системы Кавказа». Через Хасавюрт проходили «почтовые тракты от Екатеринодара до Баку, Тифлиса, Грозного, царских укреплений в горной части Дагестана и Чечни. К этому времени здесь проживало около 1200 чел.» [7, 211].

Со временем слобода становится и экономическим центром региона. К 80 м гг. XIX в. здесь появились мануфактуры по переработке сельскохозяйственной продукции: кожевенные, винокуренные, мукомольные, пивоваренные, медоваренные, мыловаренные и др.

Открытие в 1893 г. железнодорожного сообщения Ростов — Петровск также способствовало развитию экономической жизни Хасавюрта. Вместе с тем крупные степные села — Аксай, Андрейаул, являвшиеся степными торговыми центрами, стали терять свое прежнее значение, уступая в этом Хасавюрту [7, 211; 8, 261]. Так, в 1881 г. на Успенскую ярмарку (осенью) в Хасавюрте было привезено товаров на сумму 60 тыс. руб. В 1904 г. торговый оборот слободы составил около 270 тыс. руб., а к 1909 г. достиг 1 млн. руб. в год [9, 178].

В слободе развивалось садоводство и овощеводство. «Землепользование в Хасавюрте после прокладки железной дороги приобрело капиталистический характер», — писал А. Н. Кажлаев, отмечая, что «издольная сдача земли в аренду почти полностью прекратилась и перешла в денежную» [8, 261].

Плодородные земли Хасавюрта привлекали большое число переселенцев, в основном крестьян из Могилевской, Тамбовской и других. центральных областей России. В 1914 г. число переселенцев в Хасавюрте составило 25,3 % от всего населения, а в 1917 г. русских переселенцев в Хасавюртовском округе было 25 тыс. чел. [8, 261]. С их приходом появились более совершенные формы обработки земли, организации хозяйств. Они покупали и брали в аренду земли у местных владельцев, а также приводили их в порядок, превращая в доходные участки ранее непригодные для обработки земли.

Развитию капиталистических отношений в хозяйстве Хасавюртовского округа способствовало открытие в 1914 г. потребительского общества в Хасавюрте и в Костеке. В тот же период в Хасавюрте возникло 11 кредитных товариществ, выдававших ссуды и занимавшихся иными операциями.

Общий спад в экономике страны в связи с первой мировой войной нарушил торговые связи Хасавюрта, оторвав его от традиционных пунктов снабжения и сбыта, подорвав сельскохозяйственное производство. Большой урон Хасавюрту нанесла гражданская война — в этот период здесь проходили жестокие бои. Хасавюрт не один раз переходил из рук в руки, и к концу войны он был полностью разрушен, сожжен и разграблен.

В 1920 г. Хасавюртовский округ был присоединен к Дагестану (ранее он входил в состав Терской области). «Несмотря на разруху, жизнь в Хасавюрте стала постепенно налаживаться», — отмечал Кажлаев. «Ремонтировались или заново отстраивались дома, оживала торговля, возрождалось сельскохозяйственное производство» [8, 262, 263].

С апреля 1920 г. по 1928 г. Хасавюрт являлся центром Хасавюртовского округа Дагестанской АССР, с 1928 по 1962 гг. — центром Хасавюртовского района, в 1963 1965 гг. — Хасавюртовского сельского района, с 1965 г. — вновь района Дагестанской АССР.

Постановлением ВЦИК от 10 августа 1931 г. слобода Хасавюрт была преобразована в город районного подчинения [10, 17; 6, 131, 132]. Таким образом, статус города Хасавюрт приобрел лишь в XX веке.

Другой город Дагестанские Огни — город-спутник Дербента, расположенный в 10 км от него. Дагестанские Огни является самым молодым городом Дагестана, получившим данный статус лишь в конце XX века. Его название идет от газовых костров, издревле горевших на поверхности земли [11, 89; 12, 16].

Трудно сказать о времени выхода этого газа на поверхность, как и невозможно его установить. Так, авторы монографии ««Дагестанские Огни» — первый высокомеханизированный стекольный завод России» отмечали: «У путешественников, посещавших Дербент с севера и юга и проходивших по этим местам в течение XVII XIX вв., никаких сведений по данному вопросу не приводится» [12, 16].

В 90-е гг. XIX в. предпринимателем Машковцевым была предпринята попытка строительства стекольного завода в Дагестане. Однако завод так и не был построен, несмотря на благоприятные для строительства условия: близость к морю, железной дороге, наличие высококачественного сырья (кварцевый песок).

В результате исследования нефтеносных районов Южного Дагестана русским ученым геологом Д. В. Голубятниковым в 1902, 1904 гг. было установлено наличие больших запасов горючих газов в районе железнодорожного разъезда Огни. В то время эти исследования практического применения не нашли. Лишь в 1914 г. владельцами стекольных заводов в Брянской области и на Северном Кавказе братьями А. и М. Малышевыми было начато строительство стекольного завода на основе исследований Голубятникова. «Земля, где ныне стоит стекольный завод, принадлежала дербентскому владельцу Агабеку Мамирзабекову. В 1914 г. Малышевы арендовали у него сроком на 10 лет около 12 гектаров земли для строительства завода В 1914 1916 гг. на стекольном заводе были построены две печи… В 1916 г. завод уже давал в месяц до 250 ящиков оконного стекла и более 300 тыс. бутылок», — отмечают авторы указанной монографии [12, 16, 17].

Завод не был запушен на полную мощность, этому помешала Февральская революция 1917 г., а в годы гражданской войны он был разрушен. Восстановление завода началось с установлением советской власти. В 1922 г. была выпущена первая продукция [11, 89].

18 января 1926 г. стекольный завод «Дагестанские Огни» вступил в строй. Еще в 1924 г. в ходе строительства стекольного завода «правительством республики были отпущены средства на строительство жилых зданий. В 1924 / 25 г. здесь было построено по проекту главного инженера завода В. Коржавина 3 барака» [13, 345]. В соответствии с постановление ЦИК ДАССР от 14.06.1927 г. при заводе «Дагестанские Огни» был образован поселок с тем же названием [6, 124].

В 1925 1927 гг. вокруг завода было построено несколько каменных двухэтажных домов с 12 и 16 квартирами в каждом для отдельных семей. В 1938 1940 гг. началось переселение рабочих и ИТР (инженерно-технических работников) на постоянное жительство в связи с улучшением обеспечения питьевой водой, снабжения продуктами питания, со строительством в широком масштабе двухэтажных жилых домов. Были построены школа, больница. «Капиталовложения в жилищное строительство росли с каждым годом» [13, 345].

Было уделено внимание и индивидуальному домостроительству в связи с отставанием жилищного строительства от роста населения поселка. Так, в 1932 г. в Дагестанских Огнях проживало 1550 чел., в 1933 г. — 1800 чел., а в 1934 г. — 2400 чел.

В 1938 г. поселковый Совет начал распланировку поселка, приступил к созданию тротуаров, мостовых, озеленению улиц. В годы Великой Отечественной войны работы по благоустройству поселка были прерваны. «К концу войны в 1945 г. поселок насчитывал 27 домов и бараков, принадлежавших заводоуправлению, с общей площадью 9061 кв. м и несколько десятков индивидуальных домов, расположенных в некотором отдалении от завода. Из общественных построек здесь были: здание заводоуправления, детских яслей, продовольственного магазина, столовой, больницы и бани» [13, 346].

Что касается деятельности завода в годы Великой Отечественной войны, то в этот период он перешел на выпуск бутылок с горючей смесью. За годы войны из Дагестанских Огней на фронт ушли более 300 жителей. «В послевоенные годы завод расширился. Он стал первым в Дагестане предприятием, освоившим выработку оконного стекла» [11, 89].

В послевоенные годы сильно разросся и сам поселок Дагестанские Огни. 23 октября 1949 г. было окончено строительство водопровода Кайтаг-Дагогни, на который было выделено более 3 млн. руб. Министерством промстройматриалов СССР, был произведен пуск воды по новой магистрали в поселке.

М. Ш. Гусейнов и С. К. Гусейнова, констатируя факт улучшения благоустройства поселка, писали: «Во второй половине 60-х годов были построены канализационная сеть, расширен водопровод. Большую работу проводили поселковый Совет и заводоуправление по мощению и асфальтированию улиц… В начале 60-х гг. в поселке Дагестанские Огни имелось несколько библиотек: во Дворце культуры стекольщиков в поселковом совете, техническая библиотека при заводе и в каждой из трех школ поселка» [13, 347, 348].

Жилищному строительству, здравоохранению, благоустройству поселка уделялось внимание и в последующие годы. Указом ПВС ДАССР от 12.11.1987 г. в состав поселка Дагестанские Огни вошел поселок Усадьба совхоза им. Ильича Зидьянского сельсовета. В 1991 г. поселок Дагестанские Огни получил статус города [6, 124].

В 1925 1926 гг. около железнодорожной станции Чирюрт был образован поселок за счет выделения из с. Новоалександровки Султан-Янги-Юртовского сельсовета Махачкалинского района поселка «Красное село» или «Красный поселок», который указом ВЦИК от 30.08.1926 г. был переименован в поселок Кизилюрт. В 1928 г. он был выделен в самостоятельный сельсовет, а указом ПВС ДАССР от 14.09.1960 г. сельсовет был преобразован в поссовет, туда же вошли ж.д. будки 844, 886, 888, водокачка, отделение КОРа (канал им. Октябрьской революции) и питомник.

Официально статус города Кизилюрт приобрел в 1963 г. (указ ПВС РСФСР от 01.02.1963 г.) [6, 126, 127]. В его состав вошли поселки Чирюрт, Кизилюрт и Бавтугай.

Согласно А. Н. Кажлаеву, «первое поселение в районе… Кизилюрта возникло в XVIII веке На месте выхода реки Сулак из горных ущелий на просторы Кумыкской степи было построено укрепление Кизилюрт, положившее начало будущему городу. Как и другим укреплениям, возникшим в те годы по берегам Сулака, Кизилюрту отводилась роль опорного пункта в защите южных границ Российской империи В 1886 г. … в район Нижнего Чирюрта переселились жители Самарской губернии» [8, 300]. Основным занятием местного населения и переселенцев было хлебопашество на землях, расположенных вдоль Сулака, овощеводство и животноводство.

В советское время началось развитие будущего города, было организовано товарищество по совместной обработке земли, для этих целей была выделена территория, прилегающая к железнодорожной станции Чирюрт. Первые небольшие дома, крытые соломой, были построены выходцами из Самарской губернии, они и образовали первую улицу нового селения. Количество таких домов в 1923 г. составило 22. В этот же период заработал канал им. Октябрьской революции (КОР), способствовавший возможности орошения значительной части прилегающей к нему территории, а также водоснабжению г. Махачкалы [8, 300; 11, 88].

Чирюрт — самый крупный поселок в составе Кизилюрта, он расположен на правом берегу р. Сулак, в основном здесь живут строители канала им. Октябрьской революции (КОР) [14, 29].

Расширению и развитию Кизилюрта способствовало строительство в годы послевоенных пятилеток одной из ступеней Сулакского каскада гидроэлектростанций — Чирюртовский ГЭС и ее спутника, общая мощность которого составила 80 тыс. кВт электроэнергии. «Вместе с ГЭС рядом с Чирюртом вырос красивый, благоустроенный поселок энергетиков Бавтугай» [8, 300, 301].

Поселок Сулак является поселком завода «Дагэлектроавтомат», возникшего в 1958 г. на базе бывшего кенафного производства. С 1961 г. завод «Дагэлектроавтомат» приступил к серийному выпуску электроавтоматов [14, 29; 8, 301]. Завод также способствовал становлению Кизилюрта как города. Немаловажное значение в этом отношении имели и автомобильная и железная дороги, проходящие через Кизилюрт и соединяющие Дагестан с другими регионами России и Азербайджаном [11, 88].

Еще один город Дагестана — Каспийск. История его возникновения относится к советскому времени, когда в начале 30-х годов XX в. для повышения обороноспособности страны стали создаваться промышленные объекты. «В 1931 году в ЦК ВКП (б) рассматривался вопрос о строительстве нового поселка и крупного завода по выпуску морского оружия» [15, 6]. «Ситуация требовала создания прогрессивных видов оружия, в том числе и морского», — писали М. М. Абачараев и Р. Н. Дагларов. «Эта нужда и привела специалистов Минобороны на пустынный берег Каспия. В январе 1932 года было принято решение правительства СССР и ДАССР о строительстве в Дагестане на Туралинской земле особого завода по производству морского оружия. С мая 1932 года туда прибыли первые геодезисты и строители. И закипела работа по созданию промышленного объекта и поселка для его тружеников» [15, 3].

Однако в первое время население поселка столкнулось с рядом трудностей: отсутствием воды, дизентерией, малярией и т.д. Первые противомалярийные станции в поселке строителей завода «Двигательстрой» были организованы в 1934 г. К этому же году поселок, расположенный в 18 км от Махачкалы, был соединен с последней железнодорожной веткой. Была также начата прокладка асфальтированного шоссе, соединяющего поселок с Махачкалой, укладка которого была продолжена до конца 1935 г. [8, 289; 15, 12]

В 1934 г. был образован поссовет «Двигательстрой» (постановление ЦИК ДАССР от 14.10.1934 г.) [15, 7; 6, 126].

В памяти первостроителей «Двигательстроя» остались дни посещения новостройки инициатором и куратором Двигательстроя Григорием Константиновичем (Серго) Орджоникидзе осенью 1934 г., а также то, что после его отъезда, как он и обещал, стройке были предоставлены грузовые машины (9 грузовых машин), улучшилось питание, на стройке появились специальные термосы для первых и вторых блюд, мясо стали выдавать через день, появились масло, консервы и т.д. [15, 13, 15]

Со временем поселок начал благоустраиваться, первые каменные дома, школы, магазины, амбулатория были построены недалеко от первых промышленных объектов [8, 289].

Отмечая этот факт, авторы книги «Мой город родной» писали: «На Туралинской земле с каждым годом росли новые, добротные дома, тянулись асфальтированные прямые улицы, на глазах у жителей поселок с каждым днем хорошел и преображался в объект городского типа. Недавно простиравшиеся «здесь песчаные дюны, гнилые болота, солончаки исчезли» [15, 26].

В 1947 г. (указ ПВС РСФСР от 17.09.1947 г.) рабочий поселок Двигательстрой получил статус города и был назван Каспийском. Его население составило 17280 чел. На территории города находилось 172 жилых дома с общей площадью 76 тыс. кв. м. В городе имелись административные, торговые, культурно-бытовые и медицинские здания, учебные заведения, все они занимали площадь около 28 тыс. кв. м [16, 64; 15, 131]. «В городе работали две средние и одна вечерняя школа, техникум, больница и 2 поликлиники, 4 детсада и столько же яслей, клуб, 5 библиотек, хлебозавод, артели по пошиву одежды. Город располагал стадионом с беговой дорожкой и спортивными площадками. И все это было на балансе завода. Вместо многотиражки «Двигатель» стала выходить городская газета «Каспийский рабочий» Через год и завод № 182 получил новое название п / я № 1, а много позже — «Дагдизель». Это было связано с тем, что завод освоил новый вид продукции дизельные двигатели…» [15, 131 132; 16, 64, 65]

С приобретением поселком Двигательстроем статуса города расширилось и жилищное строительство в Каспийске. Так, к 1950 г. жилая площадь в городе выросла на 2655 кв. м, частных домовладений в городе в апреле 1950 г. было 133. «Строительство домов велось как на личные средства горожан, так и за счет ссуд, кредитов. Рабочие завода «Дагдизель», составлявшие основную часть населения Каспийска, получали на строительство домов долгосрочные, на 10 лет, денежные ссуды» [17, 153].

Развитие Каспийска тесным образом было связано с развитием завода. Улучшались условия быта, культурного отдыха трудящихся. К концу 1965 г. в городе было 329 зданий жилищного и культурно-бытового назначения на балансе завода, 9 детсадов и яслей, больница, поликлиника, тубсанаторий [16, 91]. В 60-е гг. XX в. Каспийск занимал первое место по благоустройству [8, 290].

Избербаш — город, расположенный на берегу Каспийского моря, в 65 км к югу от Махачкалы. Слово «избербаш» по кумыкски означает «след на вершине». Изначально поселок Избербаш возник в местности, не подходящей для поселения из за климатических характеристик данной территории (заболоченности, наличия малярии). В народе это место было известно как «долина, проклятая Аллахом». В начале 20-х гг. XX в. учеными-геологами Д. В. Голубятниковым и И. О. Бродом были начаты поиски месторождений нефти. В этом районе было выявлено наличие нефти, но практическая ее добыча началась лишь с 1936 г. [11, 88; 8, 294, 295; 14, 31], «когда из разведочной скважины № 7 ударил мощный фонтан нефти с дебитом 250 т. в сутки. После этого здесь началась интенсивная добыча нефти, и вскоре на безлюдном берегу Каспийского моря появился поселок нефтяников Избербаш» [8, 295].

Образованный в 1934 г., Избербаш был официально утвержден в статусе поселка постановлением ЦИК ДАССР от 05.06.1934 г. «как поселок при нефтеразведке у ж.д. ст. Изберг» [6, 125].

Со временем здесь появлялись все новые и новые нефтяные вышки. В 1947 г. в Избербаше впервые в практике нефтяной промышленности СССР удалось получить нефть со дна моря, а в 1949 г. была «добыта нефть путем бурения с морской эстакады двуствольных скважин» [11, 88]. За это нефтяники Избербаша были удостоены Государственной премии. С развитием нефтяной отрасли рос и поселок, а «постановлением ПВС ДАССР от 18.05.49 г. и указом ПВС РСФСР от 01.06.50 г. рабочий поселок Избербаш был преобразован в город республиканского (АССР) подчинения [6, 125; 10, 15].

В связи с получением Избербашем статуса города в нем значительно расширилось жилищное строительство. Если в 1947 г. на жилищное строительство было затрачено 500 тыс. руб., то в 1950 г. ассигнования на данные нужды были увеличены до 8 млн. руб. С 1947 по 1950 гг. здесь было построено 59 одно- и двухквартирных домов, 15 многоквартирных домов и 139 домов в индивидуальном порядке. На 1 января 1960 г. в Избербаше из 1452 квартир 863 составляли двухкомнатные и 359 трехкомнатные. «Город был радиофицирован, все дома были газифицированы» [17, 153, 154].

С 60-х гг. нефтедобыча в Дагестане сосредоточилась в его северных районах. Добыча нефти в Избербаше стала значительно сокращаться, в связи с чем приостановилось дальнейшее развитие экономики города, а численность населения стала снижаться. Учитывая все эти обстоятельства, в годы семилетки в городе был построен и введен в действие крупный завод электротермического оборудования ДагЗЭТО. С 1959 г. он начал свою работу по выпуску до 200 видов продукции. «Появление этого предприятия приостановило дальнейшее снижение численности населения Избербаша, вызванного спадом нефтедобычи» [8, 295]. Так, в городе в 1949 г. проживало 11,4 тыс. чел., а на 1 января 1970 г. население города составило 17,2 тыс. чел. [8, 296].

Последний из рассматриваемых городов Дагестана — Южно-Сухокумск — расположен в северной части Республики Дагестан, на границе со Ставропольским краем и Республикой Калмыкия, в 296 км от Махачкалы. Он возник на месте открытых в этом районе больших запасов нефти и газа. В 1958 г. началось строительство поселка [8, 283; 11, 89; 14, 31].

Южно-Сухокумск как рабочий поселок и центр поссовета Южно-Сухокумского в Каранагайском районе был образован указом ПВС ДАССР от 16 марта 1963 г. Не раньше 10 сентября 1964 г. и не позднее 1 января 1965 г. он был передан в административное подчинение г. Кизляра [6, 131].

Бурное развитие нефтегазовой добычи в районе поселка привело к росту численности его населения. Поселок был довольно привлекательным с миграционной точки зрения, так как зарплаты в добывающей промышленности были высокими. Кроме того, в 80-е гг. XX в. поселок застраивался современными панельными домами, в которых рабочим предоставлялись комфортные квартиры. В 80-е гг. в Южно-Сухокумске имелись «очаги культуры», тогда же начал работать кинотеатр [18, 155; 19, 141, 142].

В 1988 г. поселок был отнесен к городам республиканского подчинения (Указ ПВС РСФСР от 10.03.1988 г.). Население Южно-Сухокумска в 1996 г. составило 9,1 тыс. чел. [11, 89; 6, 131; 26]

Снижение объемов добычи нефти Южно-Сухокумска на одно из первых мест в экономике выдвинуло торговлю. Этому благоприятствовало расположение города между Ставропольским краем и Кизляром, «а также то, что в зимний период через Южно-Сухокумск осуществляется товарное обеспечение отгонных животноводческих ферм» [11, 89].

Итак, Хасавюрт, Дагестанские Огни, Кизилюрт, Каспийск, Избербаш, Южно-Сухокумск приобрели статус городов в XX в. Если Хасавюрт — город «исторический», то остальные — «уроженцы» XX века. Для Каспийска и Дагестанских Огней градообразующим фактором стало строительство в 20—30-е гг. XX в. крупных промышленных предприятий: завода № 182 («Двигательстрой») и стекольного завода «Дагестанские Огни» [20, 359]. Развитие этих объектов благоприятствовало и увеличению населения городов, а также благоустройству и росту самих городов. Становлению Избербаша и Южно-Сухокумска способствовало обнаружение нефти и газа в этих районах: в первом — в 30-х гг., а во втором — в 50-х гг. XX в. На расширение и развитие Кизилюрта оказало влияние строительство ГЭС.

Таким образом, предприятия, на основе которых из рабочих поселков возникли города, оказали существенное влияние в формировании и развитии тех же городов. Они способствовали «росту городского населения, повышению благосостояния многих горожан, изменению образа жизни и статуса многих дагестанцев, развитию транспортной и социально-культурной инфраструктуры городов и республики. Наличие крупных предприятий существенно улучшало социально-бытовой уровень горожан», — отмечает Ю. М. Лысенко [20, 362]. Однако крупные предприятия, построенные в Дагестане в XX в. и оказавшие влияние на развитие и формирование городов, в то же время заложили «основу для кризиса в их функционировании в конце XX — начале XXI века» [20, 362].



     1. Гаджиев М. С. Древний город Дагестана: Опыт историко-топографического и социально-экономического анализа. М., 2002.
     2. Далгат Э. М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX — начале XX в. Махачкала, 2015.
     3. Гарунова Н. Н. Кизляр в XVIII — в первой половине XIX века: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития. Махачкала, 2004.
     4. Гарунова Н. Н. Очерки истории виноделия и коньячного производства на Кизлярщине в XVII‑XXI вв. Махачкала, 2009.
     5. Салихова Л. Б. Городское самоуправление в Дагестане во второй половине XIX — начале XX века. Махачкала, 2014.
     6. Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920‑2000 гг. Махачкала, 2008.
     7. Джахиева Э. Г. Из истории города Хасавюрт // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Материалы междунар. научной конф. Кас­пийск, 18‑19 сентября 2012 г. Махачкала, 2012. С. 209‑213.
     8. Кажлаев А. Н. Возникновение и экономическое развитие городов Дагестанской АССР. Махачкала, 1971.
     9. Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961.
     10. Республика Дагестан: Административное устройство, население, территория (60‑е годы XIX в. — 90‑е годы XX в.) (статистический справочник). Махачкала, 2001.
     11. Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. М., 2002.
     12. Гусейнов М. Ш., Бабаев А.‑М. Б., Гусейнова С. К. «Дагестанские Огни» — первый высокомеханизированный стекольный завод России. Махачкала, 2007.
     13. Гусейнов М. Ш., Гусейнова С. К. Социальное и культурное развитие города Дагестанские Огни в 1946‑1980 гг. // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Материалы междунар. научной конф. Каспийск, 18‑19 сентября 2012 г. Махачкала, 2012. С. 345‑349.
     14. Гордость Отчизны / Сост. М. Алиев, С. Касимов. Махачкала, б / г.
     15. Абачараев М. М., Дагларов Р. Н. Мой город родной: Публицистика / Под ред. Г. В. Кириленко. Махачкала, 2009.
     16. Ханин Л. А., Покорский Н. С. Рожденный у моря. История Каспийского орденов Ленина и Октябрьской Революции завода «Дагдизель». Махачкала, 1998.
     17. Мирзабеков М. Я., Ананьева Е. С., Юнаева В. Д. Культура дагестанского города XX в. Махачкала, 2007.
     18. Элаева А. М. «Внутренняя» и «внешняя» миграции в Северном регионе Дагестана в 60‑80‑е гг. ХХ в. // Влияние социокультурных, политико-правовых и экономических процессов на генезис гражданского общества в евразийском пространстве, на примере Северного Кавказа и города-героя Кизляра: Материалы всероссийской (с междунар. участием) научно-практической конф. (Кизляр, 2 октября 2015 г.). Махачкала, 2015. С. 154‑158.
     19. Кизляр орденоносный. Махачкала, 1995.
     20. Лысенко Ю. М. Проблемы развития малых и средних городов Дагестана в XX веке (на примере г. Кизляра) // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Материалы междунар. научной конф. Каспийск, 18‑19 сентября 2012 г. Махачкала, 2012. С. 359‑362.



Об авторе:
Далгат Эльмира Муртузалиевна — доктор исторических наук, зав. отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; elmira.dalgat@yandex.ru

Салихова Лейла Багаутдиновна — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; leila.salihova@yandex.ru




Источник:
Далгат Э.М., Салихова Л.Б. История возникновения городов Дагестана (XX век) // Известия СОИГСИ. 2017. Вып. 24(63). С. 49—58.

Похожие новости:

  • Общественная жизнь в городах Дагестанской области (вторая половина XIX — начало XX в.)
  • Петровск промышленный
  • Приметы модернизации: хозяйственно-экономическое развитие Северного Кавказа по материалам неофициальной части «Терских ведомостей» (60-70 е гг. XIX в.)
  • Демографические процессы и миграции в регионах России в 1990-х гг.
  • От «Военно-народного» управления к «Гражданскому»: административная практика России на Центральном Кавказе в конце 50-х – начале 70-гг. XIX в.
  • Кавказская Скифия
  • Взаимоотношения Грузии и Абхазии и их историческая интерпретация
  • Формирование мюридизма — идеологии Кавказской войны
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2017 (8)
    Ноябрь 2017 (5)
    Октябрь 2017 (3)
    Сентябрь 2017 (7)
    Август 2017 (3)
    Июль 2017 (1)
      Осетия - Алания