История: Убыхи

Опубликовал Gabaraty, 18 октября 2007
Убыхи (самоназв. пeх, дыухъы). Экзоэтноним убых из адыг. яз. По П. Услару, адыги их называли апгуэхъуэ. У. относились к адыго-абхазской группе автохтонов Кавказа. Они иногда характеризуются как один из субэтносов адыгов. Существует мнение и об их абазинском происхождении. Антропологически относятся к понтийскому типу европеоидной расы.

Убыхия XIX в. занимала бассейн р. Шахе, Сочи, Хоста. Однако нет точного географического описания этнической территории У.: на зап. она граничила с землями шапсугов; на востоке — с абазинами-джигетами (асадзуа, садзен); на сев.-вост. — с абадзехами.

В 1-й пол. XIX в. Убыхия представляла собой систему сел. об., управлявшихся как местной знатью, так и выборными старшинами. В нее входили три субгеополит. единицы: Вордане, Саше и собственно

Убых, каждая из которых делилась на независимые субэтнические группы. В состав Вордане входили Субешх, Хизе, Псахе и собственно Вордане; в Саше — Хоста и Саше (Соцва). Убыхи, Вордане и Саше были билингвами: население Вордане — адыгоязычным, а Саше — абазиноязычным. Самобытная часть этноса, говорившая только на убыхском языке, была расселена в Верх. Убыхии, которая являлась родиной известных военных деятелей Хаджи-Дагамука и Керендука (Джерендука) Берзеговых, привелигированной фамилии Дишан (Дечен) и др. Убых. яз. как самостоят. лингвистическая система существовал до сер. XX в., так и не став письменным. К утрате им коммуникативной функции и обретению статуса мертвого языка к концу века привел ассимиляционный процесс, разрушивший полностью этнокультуру народа. Билингвизм У., имевший место как частное явление еще на Кавказе, после депортаци и в Турцию приобретает необратимый характер и приводит к постепенной утрате родного языка.

В демограф. статистике нет абсолютной цифры, соответствующей численности У.: она колеблется от 10 тыс. до 115 тыс. После завершения Кавказской войны с 1864 г. У. оказались полностью вытесненным в Турцию. На ист. родине не осталось ни одного населенного пункта, являющегося местом компактного расселения У. Оставшиеся в дисперсном состоянии среди адыгов и абхазов У. ассимилированы иноэтнической средой. Данных о численности диаспоры У. нет, т. к. они определяются под общим этнонимом черкесы. В Турции они были расселены в р-не г. Дюздже, Измит, Гeнен и др.

Внешняя торговля была ориентирована в основном на Турцию. Убыхия также выполняла роль посредника между Абадзехией и Турцией. Из Турции импортировались соль, ситцы, железо, оружие, порох, свинец. Убыхский экспорт — мед, воск, стро-евой лес (бук, орех, самшит) и др. Имела место торговля пленными и рабами.

Матер. культура наделена общекавказ. чертами: деревянные дома с тесовыми или соломенными крышами. Жилище знати отличалось не только богатством убранства, но и особенностями традиц. зодчества.

Соц. структура была представлена четырьмя сословиями: рабы, крепостные, свободные крестьяне и дворяне. К сословию «куашхъа» — дворяне в Убыхии относились Аблагуо, Берзек, Дзепш, Хамыш и др.

Хоз-во — смешанное. Ведущие отрасли — отгонное скотоводство и земледелие. У. славились лесо-садами, виноградарством. Сортовая и видовая структура садов отличалась разнообразием: семячковые, которые обеспечивали круглогодичное употребление свежих фруктов, орехоплодные, косточковые. Развивалось пасечное пчеловодство. Охота и рыболовство играли подсобную роль. Занимались шелководством, которое обеспечивало внутренние нужды. Земледелие — плужное, террасное. Сеяли кукурузу, просо, ячмень, пшеницу. Сажали лук, чеснок, горький перец и др. Широкую известность получили кузнечное и оружейное дело: шашки и ружья убых. работы высоко ценились на Сев.-Зап. Кавказе.

Внутренний обмен осуществлялся как между верх. и прибреж. У., так и с абадзехами.

У. — мусульмане суннитского толка; сохранились и политеистические взгляды. Был развит культ дерева. Бога Ахына, покровителя животных, считали своим прародителем. В верованиях У. прослеживается и христианская обрядность — поклонение кресту.

Гуманитарная культура У. представлена речевым, хореографическим и музыкальным фольклором. Однако не сохранилось ни одной убыхской песни, нет сведений о муз. инструментах. Мало фольклорных текстов домиграционного времени. Бесследно ушло в прошлое орнамент. искусство У.

Культура и быт У. — органическая часть общеадыго-абхазской трансэтничности.



Автор: Унарокова М.Ю. (Майкоп)


Литература:
Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863—1864 гг. Краснодар, 1927;
Фадеев А. Убыхи в освободит. движении на Зап. Кавказе // Ист. сб. Т. 4. М.;Л., 1935;
Званба С.Т. Этнограф. этюды. Сухуми, 1955;
Лавров Л.И. Этнограф. очерк убыхов // Уч. зап. Адыгейс. НИИ. Т. 8. Майкоп, 1968;
G. Dumezil. La langue des Ou Bykhs. P., 1931.


Похожие новости:

  • Набеговая система «демократических» племен Северо-Западного Кавказа
  • Хозяйственный строй «демократических племен» Северо-Западного Кавказа
  • «Адыгский» или «адыгейский»?
  • Социально-экономическое положение адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. Занятия.
  • Социально-экономическое положение адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. Территория.
  • Адыги и апсуа в русско-кавказской войне
  • Убыхи
  • Сергей Багапш призвал диаспору Турции активно внедряться в экономику Абхазии
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
    Март 2020 (1)
    Февраль 2020 (5)
    Январь 2020 (4)
      Осетия - Алания