История: К истории образования карачаевского аула Хасаут (Ысхауат): к постановке проблемы

Написал admin, 16 января 2011
К истории образования карачаевского аула Хасаут (Ысхауат): к постановке проблемыВ данной статье мы попытаемся проанализировать проблему возникновения «нового» карачаевского аула Хасаут в 1865-66 гг., расположенного у истоков реки Хасаут (данная река образуется от слияния pp. Къайынлы-тюбю-суу и Бурмабут-суу у подножья плато Бурмабут). Данная проблема не стала объектом научного исследования до настоящего времени. Восполнить пробел стало возможным при помощи архивных документов, выявленных в ЦГА КБР. Кроме того, мы пользовались методами полевых изысканий, посредством опроса информантов и визуального наблюдения на месте. Для достижения цели мы не ставили задачу «кто древнее», а попытались прояснить некоторые моменты географической локализации и хронологических рамок проживания карачаевцев в бассейне рек Малка, Хасаут и Кенделен, и последующего их объединения в результате разукрупнения кабардинских аулов в один аул под общим названием — Хасаут. Название аула «Хасаут» видоизмененное русской администрацией «Стауат-Схаут» в переводе с карачаевского означающего «стойбище для скота».

История: Россия и народы Северного Кавказа в международных отношениях конца XVIII - начала XIX в.

Написал admin, 6 января 2011
Народы Северного Кавказа были связаны с Россией и русским народом многовековыми узами, уходящими в древность, в средние века. На протяжении столетии они поддерживали с Россией торговые, культурные и политические отношения. В условиях постоянных нападении извне, политической раздробленности, феодальных и племенных междоусобии народы и владетели Северного Кавказа вынуждены были искать защиты и покровительства, что содействовало развитию их внешних связей с Россией.

История: Терское казачество во второй половине XVIII—первой половине XIX в.: состав, динамика численности, расселение

Написал admin, 6 января 2011
Во второй половине XVIII века в связи с активизацией политики Российской империи на Северном Кавказе усиливается русская колонизация региона. Завоевательная политика царизма на Северном Кавказе во второй половине XVIII — первой половине XIX в. определила военно-казачий тип колонизации. Российское правительство рассматривало как одну из основных задач создание здесь многочисленного и сильного кавказского казачества. Так, в документах того времени отмечалось, что «единственно надежным средством для прочного утверждения нашего владычества на Кавказе есть занятие горного и предгорного пространства нашим вооруженным казачьим населением». Гражданская колонизация проходила в это время как составная и подчиненная часть этой политики.

История: Социальные и управленческие аспекты градостроения на Кавказских Минеральных Водах в конце XIX – начале XX вв.

Написал admin, 27 декабря 2010
В 70-е гг. XIX в. военная и политическая обстановка на Кавказе стабилизировалась. Это должно было способствовать и развитию градостроительного процесса на курортах Кавказских Минеральных Вод. Начало этому положила реформа городского самоуправления.
Отметим, что реформа городского самоуправления затрагивала прежде всего интересы развивающегося купечества и промышленников, и это могло быть стимулирующим фактором для развития градостроения и участия в благоустройстве всех курортных групп. Городское само управление становится неотъемлемым и значительным субъектом культурной политики как в России, так и на КМВ.

История: Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на Кавказе

Написал admin, 22 декабря 2010
Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на КавказеПравославные российские миссии на Кавказе — Осетинская духовная комиссия и Общество восстановления православного христианства на Кавказе ставили перед собой задачу строительства православных храмов.
Осетинская духовная комиссия основала только в Осетии более 30 церквей, среди них церковь во имя пророка Илии в Даргавском приходе (1846 г.), во имя св. жен Мироносиц в Лацинсском приходе (1858 г.), во имя св. Иона Предтечи Кадгаронского прихода (1853 г.), Николаевская Даргкохского прихода (1859 г.), Ильинская Суадагского прихода (1823), Георгиевская Ардонско-го прихода (1858 г.), во имя св. Феодора Тирона Зарамагского прихода (1869 г.); Рождество-Богородичная Закского прихода (1858 г.); Владимирская Садонского прихода (1854 г.); Успенская Зругского прихода (1860 г.); во имя архистратига Михаила в Тибском приходе (1855 г.), Рождество-Богородичная Вольнохристианского прихода (1858 г.); Георгиевская Галиатского прихода (1859 г.).

История: Кавказская Скифия

Написал admin, 22 декабря 2010
Кавказская СкифияАрхеологические и нарративные источники свидетельствуют об оседании части скифов на Кавказе. Известно, например, что в Закавказье, в районе впадения Иори, Алазани и Гянджачая в Куру, существовала историческая область Sakasēna, название которой в переводе с древнеиранского (в данном случае, видимо, мидийского), означает «место обитания саков», *sakā-šayana-. По свидетельству Геродота (VII, 64), саки – это те же скифы, ибо персы всех скифов зовут саками. Исходя из данного отождествления, отдельные историки пытаются соотнести Сакасену со «скифским царством» царя Партатуа, что, однако же, не находит поддержки у другой части специалистов [Грантовский 1998: 183; Погребова 2003: 136]. Как бы то ни было, наличие скифского элемента в пограничной зоне современных Грузии, Армении и Азербайджана не вызывает сомнений.

История: Черкесы в планах польской эмиграции и их английских и турецких покровителей (30-е гг. XIX в.)

Написал admin, 16 декабря 2010
В 30-х гг. XIX в. англичане начинают устанавливать контакты с польской политической эмиграцией. Англия видела в польских эмигрантах своих союзников чьи силы планировалось использовать против русской политики на Ближнем Востоке. Особенно тесные связи англичанам удалось завязать с князем Адамом Чарторийским, известным своими антирусскими настроениями.
В 1832 г. в Лондоне было создано Литературное общество друзей Польши «по образцу Литературного общества, основанного в том же году в Париже консервативным дворянско-монархическим крылом польской эмиграции во главе с Адамом Чарторыским». В Париже, резиденцией Чарторыйского и центром эмигрантских кругов стал «Отель Ламбер». В состав этого общества друзей Польши входили «с одной стороны сторонники Чарторыского, а с другой — благосклонно настроенные к Польше английские аристократы. С момента своего возникновения, — писал К. Маркс, — это общество было слепым орудием в руках Пальмерстона, который направлял и контролировал его деятельность...». В 1834 г. Чарторыйский был объявлен своими сторонниками королем Речи Посполитой «де-факто». В этот период он вместе с эмигрировавшей польской аристократией пытался реализовать программу восстановления независимости Польши в границах 1772 г. Свои надежды они связывали на поддержку западноевропейских держав и прежде всего Англии и Франции, которые искали удобного случая «поставить русских в затруднительное положение».

История: К некоторым проблемам российско-кавказских государственно-правовых отношений

Написал admin, 11 декабря 2010
К некоторым проблемам российско-кавказских государственно-правовых отношенийКавказ издавна играет стратегическую роль в решении экономических и политических противоречий между народами и странами Европы, Азии, Африки, а со второй половины XX века и Америки. Именно здесь, особо зримо, проявляется, так называемое, цивилизационное противостояние между Западом и Востоком, экономическими интересами различных стран и альянсов, мировыми религиозными конфессиями, Оно обострилось в условиях глобального экономического кризиса и политической нестабильности в регионе. Вызывает обеспокоенность и обстановка на Северном Кавказе, о чем говорится в ежегодном Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию нашей страны.

История: Доклад на заседании Общественной Палаты РСО-Алания д.и.н., профессора Руслана Бзарова по вопросу "О религиозной жизни и гражданском обществе в современной Осетии"

Написал admin, 4 декабря 2010
Доклад на заседании Общественной Палаты РСО-Алания д.и.н., профессора Руслана Бзарова по вопросу "О религиозной жизни и гражданском обществе в современной Осетии"Религиозная ситуация – это совокупность всех изменяющихся структурных элементов религиозной жизни: в том числе уровень религиозного сознания, степень влияния религии на общество, отношение различных социальных групп и общества в целом к разным религиям и конфессиям, характер межрелигиозного диалога, особенности государственно-конфессиональных отношений и многое другое.
Определяющая черта религиозной ситуации в современной России – свобода вероисповедания. Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации – это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Северной Осетии сегодня действуют общины последователей не менее чем полутора десятков различных конфессий. В их числе как привычные для республики православные, мусульмане (сунниты и шииты), евангельские христиане (баптисты), христиане григорианского толка, иудеи, католики, так и относительно новые религиозные течения — общество сознания Кришны, бахаи, свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и другие. При этом адепты большинства названных конфессий еще и делятся на различные течения.

История: Политико-правовое положение мусульман России (XVI — начало XX в.)

Написал admin, 3 декабря 2010
Интерес к теме определяется значением исторического опыта взаимодействия государственной власти с мусульманами и ролью ислама в современной общественно — политической жизни страны. Он, несомненно, оказывает влияние на религиозную ситуацию, этнокультурные и этносоциальные процессы, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России. В связи с этим исследование воздействия российских властных институтов и структур на исламский социокультурный комплекс приобретает особое значение. Ведь ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Октябрь 2019 (7)
Сентябрь 2019 (2)
Июнь 2019 (6)
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (5)
  Осетия - Алания