История: Лидерство у горцев Кавказа в XIX в.: абхазский вариант

Написал admin, 26 ноября 2017
Возрождение в настоящее время различных элементов традиционной политической культуры кавказских горцев заставляет обратиться к эпохе, когда эта культура существовала в ее оригинальном состоянии — до и в процессе вхождения Кавказа в Россию в XIX в. Одним из важнейших ее аспектов является лидерство, ярко проявлявшееся в абхазском обществе. У кавказских горцев персональный авторитет являлся сочетанием репутации и связей и определял успех и влияние личности. Титул, сословная принадлежность, богатство являлись подчиненными факторами, соответственно, политическая иерархия не совпадала с социальной. Персональные качества и репутация лидера лежали в основе его власти. Власть как таковая воспринималась горцами как одно из свойств личности. Власть лидера основывалась на численности его добровольных приверженцев, которые поддерживали отношения взаимовыгодного сотрудничества со своим лидером. Поскольку личность лидера была неотделима от сообщества его последователей, лидерство было, скорее, феноменом не личностным, а корпоративным. В основе абхазской культуры лежало стремление не подавить социальную активность людей, а регулировать ее таким образом, чтобы рост влияния лидера, его богатства и известности могли бы рассматриваться как достижения его группы. Более того, команда лидера не только поддерживала его, но и существенно ограничивала его амбиции. Традиции самоуправления в горском обществе не допускали политических лидеров к участию в экономической и духовной жизни общества. Эти функции выполняли лидеры особого типа — старейшины, которые были ведущей силой в неполитических областях общественной жизни. Они являлись посредниками между субъектами и объектами политических отношений, исполняя роль стороннего наблюдателя, дающего морально-правовую оценку происходящим событиям.

История: В. Н. Татищев и Екатерина II: первые шаги в изучении средневековых памятников Северного Кавказа

Написал admin, 26 ноября 2017
В. Н. Татищев и Екатерина II: первые шаги в изучении средневековых памятников Северного КавказаВ статье рассматривается документ 1768 года с автографом Екатерины Великой, повествующий об анонимном посещении (1742 г.) целого ряда средневековых памятников Северного Кавказа. На основании сведений историка начала ХХ в. Н.Ф. Катанова, справедливо указавшего на существование в документе трех случаев, когда императрица ведет свое повествование «от мужского лица», в статье проверяется его предположение о том, что эта информация была «списана императрицей» из какого-то источника. Сравнение упоминания золотоордынского Маджара, легенды об атамане А. Шадре и других данных позволяет предположить, что содержащиеся в документе сведения могли быть заимствованы у В.Н. Татищева. Сегодня это мнение подкреплено и находкой почти идентичного текста в «Истории Российской» Татищева. Сопоставление текстов документа императрицы и отрывка из сочинения российского историка вполне объясняет причины повествования Екатериной «от мужского лица». При этом очевидной становится и необходимость дальнейшего (в перспективе) анализа данных о том, когда и по каким причинам посещался Кизляр, Татартуп, «Юлат» и другие памятники региона.
В отечественном кавказоведении к рассматриваемым ниже историческим сведениям — отрывку из документа Екатерины II и сведениям В. Н. Татищева — проявлялось определенное внимание, но данные на этот счет ныне нуждаются в уточнении, систематизации и комментариях.

История: Мемориальное пространство Великой Отечественной войны как источник исторической памяти: 4-ая Воздушная Армия

Написал admin, 26 ноября 2017
Мемориальное пространство Великой Отечественной войны как источник исторической памяти: 4-ая Воздушная АрмияПредлагаемая статья представляет собой самостоятельный фрагмент общего анализа республиканского мемориального пространства Великой Отечественной войны, как актуальной нравственной, историко-культурологической и образовательно-воспитательной проблемы. Статья посвящена 4-ой Воздушной Армии (ВА) в составе Северной группы войск Закавказского фронта, оборонявшей Кавказ с северного направления летом-осенью 1942 г. Ее целью является анализ одного из фрагментов боевого пути, пройденного 4-ой ВА в годы Великой Отечественной войны и характеристика мест дислокации 4-ой ВА на территории Северной Осетии, как объектов, формирующих мемориальное пространство Великой Отечественной войны. Статья не претендует на всеобъемлющий анализ данной проблематики. Предлагаемый ракурс исследования не в последнюю очередь объясняется возможностями познавательного и эмоционального воздействия мемориального пространства вообще и Великой Отечественной войны в частности на формирование гражданского сознания и эстетических приоритетов, что в условиях господствующей массовой культуры и утраты прежних ценностных ориентиров, снижения общего образовательного уровня и отсутствия интереса к общественным наукам, прежде всего к истории, достаточно сложно переоценить. Содержание предлагаемой работы выстроено на двух структурно-временных срезах. В рамках первого в краткой форме представлена история формирования 4-ой ВА и хроника ее участия в боевых действиях на Терском оборонительном рубеже и ближних подступах к г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ). В задачи второго входит идентификация, по возможности, объектов наземной дислокации 4-ой ВА на территории республики и характеристика современного республиканского мемориального пространства, посвященного 4-ой ВА. Выбор проблематики, как исследования в целом, так и непосредственно предлагаемого фрагмента обусловлен отсутствием работ, выполненных в данном аспекте. Поскольку речь идет об авиации, в статье также рассматриваются и мемориальные объекты, посвященные летчикам-землякам, воевавшим на разных фронтах Великой Отечественной войны. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы республиканскими ведомственными структурами и администрациями местного самоуправления, в чьи обязанности входит учет и охрана мемориальных объектов; в образовательно – воспитательном процессе высшей и средней школ; при составлении историко-культурологических маршрутов, путеводителей и карт по республике. Исследование проведено на материалах Центрального архива Министерства Обороны РФ, полевых экспедиций автора, частично использованы архивные материалы, хранящиеся в РГБУ «Наследие».

История: Хаджи-Мурад Доного - о том, как революция постучалась в Дагестан

Написал admin, 16 марта 2017
Хаджи-Мурад Доного - о том, как революция постучалась в ДагестанПо прошествии ста лет после февральской революции о событиях вековой давности в горном регионе большинство дагестанцев, как и жителей других республик Северного Кавказа, знают лишь через призму Советского образования. По мнению историков, восстанавливать события и открывать личности, которые были забыты, затеряны - еще предстоит.

Как отреагировало население на весть, пришедшую из столицы Российской империи о свержении царя, какой была обстановка в Дагестане, и под чьим руководством он вошел в новую эпоху, рассказал "Кавказ.Реалии" доктор исторических наук, профессор Хаджи-Мурад Доного.

История: Барятинский - покоритель Кавказа

Написал admin, 16 марта 2017
Барятинский - покоритель Кавказа
Князь Барятинский был в числе немногих, кто пытался гарантировать хоть какие-то порядки после колонизации Чечни

На днях в России вспоминали князя Александра Ивановича Барятинского. Со дня его смерти 10 марта 1879 г. прошло 138 лет. В российской историографии имя Барятинского связано с героизмом на фронтах и Рюриком, к которому он якобы имел отношение.
Барятинский родился в 1815 года году в имении Ивановское Курской губернии. Имел возможность заняться науками или политикой (происхождение позволяло), но выбрал военную карьеру.
​Первый раз на Кавказ его отправил лично император Николай I в 1835 году. Тогда он в составе Кабардинского егерского полка принимал участие в боевых действиях против закубанских черкесов.
Еще через двадцать лет (в 1856 году) Барятинский приехал уже в качестве наместника русского императора Александра II на Кавказе и главнокомандующего Отдельным Кавказским Корпусом (позже преобразован в армию).

История: Мусса Хаким (М. Г. Домба) и его письма к Хаджи-Мурату Мугуеву

Написал admin, 25 января 2017
Вводятся в научный и литературно-критический оборот письма Муссы Хакима (Моисея Григорьевича Домба) к Хаджи-Мурату Магометовичу Мугуеву, содержащие интересные замечания о литературном процессе и культурной атмосфере в Северной Осетии середины прошлого века, критические суждения о творчестве современных писателей (в том числе о романе Х.‑М. М. Мугуева «Буйный Терек»), факты и обстоятельства, относящиеся к военно-политической истории и этнографии народов Кавказа и т.д. Документы интересны и как собственно эпистолярное наследие врача и поэта, историка и краеведа; они представляют собой самобытное литературное явление и аутентичное свидетельство эпохи. Важно и то, что письма проливают некоторый свет на личную жизнь Муссы Хакима, в свое время одного из самых уважаемых граждан города Владикавказ, а сегодня едва ли не преданного забвению.

История: Северокавказские села округа Токат глазами французского иезуита: княжеская свадьба и версия «Сагъæстæ» Темирболата Мамсурова

Написал admin, 25 января 2017
Статья иезуитского миссионера в Османской империи Антуана Пуадебара, опубликованная в оригинале в 1907 г., содержит наблюдения и свидетельства, касающиеся северокавказской, в особенности осетинской, общины токатского региона Центральной Анатолии. Наиболее ценным представляется текст осетинской песни, очевидным образом перекликающийся с «Сагъæстæ» («Думами») Темирболата Мамсурова. Сравнение двух стихов выявляет как многочисленные совпадения, так и безусловные расхождения между ними при в целом заметно меньшей сюжетной полноте вновь публикуемого варианта. Небезынтересно свидетельство Пуадебара о создании этого произведения лицом по имени Мурад-бей, которое, по нашему мнению, тождественно Т. Мамсурову. Кроме того, заслуживают внимания описанный в статье обряд бракосочетания представителя аристократического семейства, несущий в себе немало элементов, характерных для эталонной традиционной свадьбы, а также целый ряд других социокультурных деталей: от музыкальных и хореографических пристрастий местных жителей до специфики межсословных отношений внутри северокавказских иммигрантских групп. Данный материал на сегодняшний день является одним из наиболее значимых и содержательных письменных источников, проливающих свет на прошлое осетинской диаспоры на Ближнем Востоке.

История: Проблемы политико-административного управления на Северном Кавказе в начале XX в. (на примере Терской области)

Написал admin, 14 января 2017
За сравнительно короткий исторический период с начала 1860 по 1917 г. самодержавие несколько раз меняло направление и принципы политики на Северном Кавказе. Выявление и анализ предпосылок, причин и факторов, оказавших существенное влияние на колебание правительственной политики в регионе, является одной из приоритетных тем в изучении политической истории Кавказа в составе Российской империи в конце XIX — начале XX в. В статье проанализированы основные направления административно-политической деятельности правительства на Северном Кавказе. Автор анализирует политический курс кавказской администрации и взаимоотношения наместника с местной властью в Терской области.

История: Общественная жизнь в городах Дагестанской области (вторая половина XIX — начало XX в.)

Написал admin, 14 января 2017
Общественная жизнь в городах Дагестанской области (вторая половина XIX — начало XX в.)Статья посвящена общественной жизни городов Дагестанской области второй половины XIX — начала XX в. Рассмотрены такие вопросы, как развитие библиотек, театрального движения, музеев и т.д. Освещены мероприятия, проводившиеся в Петровске, Темир-Хан-Шуре, Дербенте. Отмечено, что библиотеки городов области в основном существовали при учебных заведениях и были доступны учителям и учащимся, т.е. незначительной части населения. Первые читальни и библиотеки для общего пользования начали открываться в конце XIX в. В городах существовали театральные кружки, организовывались любительские концерты, ставились произведения классиков западноевропейской и восточной драматургии, проводились религиозные представления. В исследуемый период города области посещали гастролирующие коллективы с известными артистами. В начале XX в. в жизнь дагестанцев вошло кино, демонстрировались русские и заграничные кинофильмы. Среди событий, разнообразивших жизнь городов Дагестанской области, были различные мероприятия: читались публичные лекции по разнообразной тематике (литературе, искусству, естествознанию), организовывались праздники, экскурсии для учащихся. Просветительские цели имела также выставка животноводства и сельского хозяйства в Темир-Хан-Шуре. Ее главное назначение состояло в повышении знаний населения о правильном и рациональном кормлении домашних животных, уходе за ними, развитии в населении стремления к дальнейшему поднятию животноводства области. Все эти и другие мероприятия, проводившиеся в городах Дагестанской области, способствовали приобщению самих горожан и жителей соседних сел к культурной жизни, просвещению.

История: Народные чтения как социокультурный феномен северокавказского общества во второй половине XIX – начале XX вв.

Написал admin, 3 января 2017
Народные чтения как социокультурный феномен северокавказского общества во второй половине XIX – начале XX вв.Процессы пореформенной модернизации второй половины XIX – начала XX вв. придали новый импульс проблеме утверждения общегосударственной идентичности в России, в определенной степени способствуя отождествлению локальных традиционных культур с культурой общегосударственной. Единый культурный стандарт, транслирующийся на территорию всей страны, приводил к формированию новых культурных традиций и способствовал решению стратегических задач, важнейшей из которых являлось просвещение. На примере северокавказского общества в статье рассматривается один из важнейших механизмов просвещения народных масс – народные чтения, ставшие ярким социально-культурным явлением в повседневной жизни россиян в рассматриваемый период.
Впервые народные чтения начали проводить в России в 1871 г. в целях ограничения пьянства и разгула среди рабочих Петербурга. Позже в 1876 г. были утверждены «Правила проведения народных чтений в губернских городах». Согласно им чтения проводились с разрешения попечителя учебного округа и губернатора, а в качестве лекторов выступали преподаватели, священники и другие «благонадежные лица», в распоряжении которых была только литература, одобренная Министерством народного просвещения. С 1894 года народные чтения стали проводиться и в уездных городах и селах.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Сентябрь 2018 (1)
Август 2018 (8)
Июль 2018 (2)
Июнь 2018 (10)
Май 2018 (2)
Март 2018 (5)
  Осетия - Алания