История: К исторической гидронимии Северного Кавказа: река Уг-ру

Написал admin, 22 января 2010
К исторической гидронимии Северного Кавказа: река Уг-руСохранившиеся письменные памятники по истории Хазарского каганата составлены в основном иноземцами. К немногочисленным документам хазарского происхождения относится известное письмо кагана Иосифа к везиру кордовского халифа, еврею Хасдаю Ибн-Шафруту. Письмо было написано около середины X века (между 954 и 961 гг.) в ответ на запрос кордовского сановника, просившего хазарского царя сообщить ему сведения о Хазарин, и о том, как попали туда евреи и каким образом произошло обращение хазар в иудейскую веру. Ответное письмо кагана Иосифа дошло до нашего времени в двух редакциях - краткой и пространной. Как установлено, оба они восходят в своей основе к одному первоначальному тексту, но, несомненно, претерпели изменения в процессе позднейших переписок. При этом основное ядро документа лучше сохранилось в тексте пространной редакции ответа хазарского кагана.

История: Новое в Азербайджане по изучению неолита Кавказа

Написал admin, 21 января 2010
Новое в Азербайджане по изучению неолита КавказаИзучение памятников и традиций носителей подлино древнейшего производящего хозяйства на территории Азербайджана, начатое с открытием поселений Кюльтепе I, Шомутепе, Тейретепе, ведутся уже пятое десятилетие.
За это время выделены отдельные оригинальные традиции, определены их хронология, специфические особенности и ареалы. В настоящее время в Азербайджане зафиксировано около 150 памятников этой эпохи.
Вместе с тем, исследования последних лет выявили новые памятники, расширившие наши представления о древнейших носителях производящего хозяйства в Азербайджане, а в некоторых случаях, позволяющие по-новому представить процессы, происходящие в ту эпоху. К таким памятникам относятся поселения Беюк Кесик, Пойлу, Агылы дере и курганный некрополь Союг Булаг в Северо-Западном Азербайджане. Все они выявлены при исследовании трассы нефтепровода Баку - Джейхан и газопровода Баку - Эрзенджан.

История: Русь и Северный Кавказ: первые контакты

Написал admin, 15 января 2010
Русь и Северный Кавказ: первые контактыПроблема истории взаимоотношений России и русского народа с народами Северного Кавказа имеет не только научное, но и практическое значение. Последнее особо возросло в наше время широкой и неограниченной гласности, когда в печати, в том числе в историографии, стали появляться откровенно политические антирусские, антироссийские публикации северокавказских авторов. Наиболее ярким примером следует считать книгу дагестанского автора Магомеда Тагаева «Наша борьба или повстанческая армия Имама», Киев, «Наука», 1997, призывающую к вооруженной борьбе и изгнанию русских с Северного Кавказа как пришельцев и угнетателей. В качестве некой славяно-русской антитезы подобным идеям разжигания межнациональной розни можно назвать книгу А.В.Асова «Русколань», 2004, где утверждается, что история древних руссов своими корнями связана с Кавказом и Кавказскими Минеральными Водами, где и находилась столица Русколани город Кьяр. Впоследствии русы во главе с Кием ушли на Днепр. Отсюда вывод: Центральный Кавказ и КМВ - прародина русских. В газетном отклике на книгу Асова сказано, что он «своими исследованиями вносит неоценимый вклад в развитие отечественной истории..., открывает новые перспективы для развития исторической науки».

История: Проблемы формирования системы автономий на Северном Кавказе в начале 1920-х годов

Написал admin, 9 января 2010
В истории народов Северного Кавказа 1920-е гг. занимают важное место. Фактически тогда сформировалась современная этнополитическая композиция региона. Сущность ее состоит в конституировании и функционировании автономий народов Северного Кавказа. Формирование автономий явилось средством решения совокупности сложных проблем, связанных с национальной политикой, национальными отношениями, поиском форм и методов инкорпорации горских народов в новую Россию.

История: Была ли Грузия союзником России? Политическая модель выживания грузинского государства (2/2)

Написал Gabaraty, 3 февраля 2009
Я намеренно не пишу о возможности «освободиться от покровительства» и стать независимым государством. Такого пункта в грузинской политической парадигме нет. Не существует. По крайней мере, последние 450 лет истории не дают нам ни такого примера, ни даже желания таковой пример создать. Подобно старым грузинским князьям, Грузия начинает искать нового покровителя. Претендентов на эту роль в то время было немного. По сути, ими являлись старые хозяева – Турция и Иран, а также Англия и Германия.

История: Была ли Грузия союзником России? Политическая модель выживания грузинского государства (1/2)

Написал Gabaraty, 3 февраля 2009
В последние несколько лет и особенно после августовских событий нередко слышны голоса, упрекающие Россию в том, что из-за своей неумной и близорукой политики она потеряла свою самую надежную союзницу на Кавказе – Грузию. Такие голоса слышны как из России, так и, конечно же, из Грузии. Говорят, что Грузия исторически всегда стояла на страже российских интересов, с Екатерининских времен являлась оплотом России на Кавказе, что грузины всегда были верными союзниками русских, да и, возможно, вообще нашими самыми близкими друзьями. Правда, в последние 15 лет недалекая и преступная политика России по откалыванию частей исконно грузинской территории, нежелание пускать Грузию в НАТО, глупый запрет на продажу вина и Боржоми привел к тому, что даже такой близкий друг и союзник, как Грузия, отвернулся от России и готов бежать куда угодно, но только бы подальше от нас.

История: Сведения турецкого этнографа Я. Калафата о народных верованиях сарыкамышских осетин

Написал Gabaraty, 3 ноября 2008
Сведения турецкого этнографа Я. Калафата о народных верованиях сарыкамышских осетинПредставленный ниже фрагмент полевых исследований известного турецкого этнолога и фольклориста Яшара Калафата был впервые опубликован в 1998 году в издаваемом в Стамбуле журнале «Бирлешик Кафкасья» («Объединенный Кавказ»). Ценность данного материала для нас определяется прежде всего тем обстоятельством, что он является одним из крайне немногочисленных документальных свидетельств, характеризующих, пусть и весьма односторонне и поверхностно, этнокультурный облик сарыкамышских осетин — в недавнем прошлом наиболее значительной локальной группы осетинской диаспоры на территории Турции.

История: Геноцид южных осетин 1920 года в аспекте международного права

Написал Gabaraty, 20 октября 2008
Геноцид южных осетин 1920 года в аспекте международного праваВ 1917–1921 годах на территории бывшей Российской империи произошли кардинальные общественно-политические, правовые и духовно-нравственные перемены. Многие из бывших национальных окраин, в том числе Грузия, Армения и Азербайджан, получили независимость от советской России и стали суверенными государствами, то есть субъектами международного права. Они воспользовались национальным самоопределением – основополагающим принципом большевистской национальной политики, наиболее полным выражением демократизма и равноправия в межнациональных отношениях. Этот принцип, сформулированный высшим политическим руководством РСФСР, распространялся на все нерусские народы, в том числе на южных осетин, абхазов и других.

История: Черкессия в политике Николая I в 20-30 годах XIX века

Написал Gabaraty, 20 октября 2008
Черкессия в политике Николая I в 20-30 годах XIX векаВ первой половине XIX в. отношения России и народов Северного Кавказа, уже имевшие довольно длительную историю развития, вступилив свою новую фазу. Прежнее формальное подчинение ряда районов Северного Кавказа царским властям сменилось распространением реального военно-административного контроля России над регионом. К этому российское правительство побуждало, прежде всего, стремление обезопасить традиционно уязвимые южные границы империи, обеспечить устойчивую связь с Закавказьем, а также желание покончить с набегами горских народов.

История: Система взаимодействия этнических элит Северного Кавказа (XVIII - нач. XX вв.)

Написал Gabaraty, 28 сентября 2008
Система взаимодействия этнических элит Северного Кавказа (XVIII - нач. XX вв.)На протяжении многих веков на Северном Кавказе складывалась и развивалась особая система межэтнического общения, содержание которого составляли не только спорадические и постоянные контакты, но и глубокое этнокультурное взаимопроникновение.

Как правило, в установлении межэтнических контактов участвует не весь этнос, а его представители, происходит общение отдельных групп контактирующих народов. На Северном Кавказе основными участниками межэтнического взаимодействия в XVIII — начале XX вв. были этнические элиты, т.е. феодальная знать. Исследование межэтнического общения феодальных сословий представляет особый интерес, так как исторический опыт свидетельствует об их мощном позитивном потенциале для стабилизации добрососедских отношений.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

Популярное

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Октябрь 2021 (1)
Март 2021 (7)
Февраль 2021 (5)
Январь 2021 (6)
Ноябрь 2020 (3)
Октябрь 2020 (1)
  Осетия - Алания