История: Петровск промышленный

Написал admin, 16 ноября 2016
Петровск промышленныйВ статье рассмотрен процесс формирования и развития промышленности в городе Петровске Дагестанской области. Отмечается, что Петровск, как и город Темир-Хан-Шура, были молодыми городами, преобразованными из русских военных укреплений в 50‑60‑е гг. XIX в. Третий город области — Дербент — имел многовековую историю. Показано, что Петровск изначально планировался как торгово-промышленный центр Дагестана, о чем свидетельствует «Положение об управлении портового города Петровска». Он должен был оживить северо-западное побережье Каспия, сделать Петровск центром транзитной торговли со Средней Азией и Персией. В статье рассматривается роль морского порта и дагестанской ветви Владикавказской железной дороги в развитии промышленности в Петровске. Показано возникновение и развитие в городе фабрично-заводских предприятий. Особое внимание уделено крупнейшей на Северном Кавказе хлопчатобумажной фабрике «Каспийская мануфактура», продукция которой вывозилась в Персию, Среднюю Азию. Показана работа мелких промышленных заведений. В статье отмечается, что заметное место в экономике Петровска занимала рыбная промышленность, где главную роль играли русские промышленники, а основной рабочей силой были рыбаки из Поволжья. Уделяется внимание формированию рабочего класса из представителей коренного населения. Это происходило на предприятиях фабрично-заводской промышленности, на железной дороге, рыбных промыслах. Дагестанцы перенимали производственный опыт у высококвалифицированных русских рабочих. Авторы приходят к выводу, что развитие промышленности в Петровске и в Дагестане в целом было следствием развития русского капитализма вширь. В Петровске была развита в основном обрабатывающая промышленность. Здесь было и мелкотоварное производство, и крупная машинная индустрия, основанная на русском капитале. Многие промышленные предприятия возникали по инициативе русской буржуазии и в соответствии с потребностями российского рынка.

История: «…недостаток в медиках и средствах служит причиною неточного исполнения обязанностей»: медицина города Дербента в первой половине XIX в.

Написал admin, 12 ноября 2016
«…недостаток в медиках и средствах служит причиною неточного исполнения обязанностей»: медицина города Дербента в первой половине XIX в.В статье на основе широкого круга источников раскрывается процесс развития системы здравоохранения в городе Дербенте — одном из крупных центров Северного Кавказа. Привлекая как известные, так и вводимые впервые архивные источники, автор показывает процесс становления российской медицинской системы в регионе. Вопрос организации здравоохранения в Дербенте, возникший после его присоединения к Российской империи, был решен только к концу 1820‑х годов, когда были введены штатные единицы медиков. Первыми русскими врачами в городе стали военные врачи, что было связано с организацией здесь военного госпиталя. Кроме того, в Дербенте работали врачи гражданского ведомства, а также повивальные бабки. На русских врачей были возложены обязанности по составлению медико-топографических описаний, предохранению города от эпидемий и др. Отдельной заботой было оспопрививание, успешность которого можно оценить растущим с каждым годом количеством привитых детей. Вместе с этим, в городе и его окрестностях продолжали практиковать народные лекари, число которых было значительным. Это было связано с широким распространением народных медицинских знаний на территории Дагестана. Применяя традиционные снадобья, эти лекари брались за излечение широкого спектра заболеваний. Организация здравоохранения в городе Дербенте показательна и типична для кавказской окраины Российской империи. В рассматриваемый период система здравоохранения в Дербенте представляла собой своеобразный сплав, в котором были соединены гражданская, военная и народная медицина. При этом наблюдалось их взаимовлияние и взаимопроникновение.

История: Кавказское отделение Императорского Московского археологического общества

Написал admin, 1 ноября 2016
Кавказское отделение Императорского Московского археологического обществаВ течение ряда лет автор планомерно занимается воссозданием одной из важных глав истории российской общественной науки – истории российского академического кавказоведения, успешно развивающегося на протяжении последних двух столетий. Подтверждение тому – опубликованные ею работы, посвященные крупнейшим кавказоведам XIX‑XX вв. – А. Шегрену, В. Миллеру, А. Дирру, Н. Трубецкому, Л. Лопатинскому и др. ученым, внесшим весомый вклад в изучение истории, этнографии, традиционной культуры, фольклора народов Кавказа. В предлагаемой статье впервые воссоздана история создания в 1901 г. в Тифлисе филиала Московского археологического общества, сыгравшего неоценимую роль не только в исследовании памятников кавказской старины, но и в спасении их от неминуемой гибели или вывоза за пределы России. В статье с достаточной полнотой впервые охарактеризована роль Председателя Императорского Московского археологического общества графини П. С. Уваровой прежде всего в создании Кавказского Отделения ИМАО, затем в подготовке четкой «Программы» его работы, которую на протяжении всех лет деятельности общества она деликатно корректировала и дополняла, и в реализации этой «Программы». На протяжении всех 20 лет работы Кавказского Отделения Уварова регулярно поддерживала его и финансово, и административными решениями. К сожалению, объем статьи не позволяет автору охарактеризовать в ней собственный вклад графини в изучение Кавказа, которым она успешно занималась всю жизнь и которому посвятила свои блестящие исследования. Это, несомненно, тема другого, специального исследования.

История: Приметы модернизации: хозяйственно-экономическое развитие Северного Кавказа по материалам неофициальной части «Терских ведомостей» (60-70 е гг. XIX в.)

Написал admin, 1 ноября 2016
В статье содержится анализ материалов хозяйственно-экономического характера, опубликованных в неофициальной части «Терских ведомостей» в 60‑70‑е гг. XIX в. Раскрывается информационный потенциал официального издания Терской области, значение газетных материалов для исследования совместной деятельности и объединения усилий власти и общества в модернизации северокавказского региона и формировании гражданского общества. Определяются региональные особенности проявления хозяйственной модернизации, нашедшие отражение в материалах газеты. Сведения о состоянии основных сфер пореформенной экономики области (промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, финансы) отразились в нескольких типах публикаций: статьи, статистика, архивные и справочные материалы, заметки, корреспонденции с мест, агроклиматический мониторинг. Обилие материалов экономико-просветительского характера о способах улучшения состояния сельского хозяйства, пропаганда новых, рыночных форм труда позволяют говорить о заинтересованном отношении общественности к проблемам хозяйственной модернизации и видении путей их решения. Пореформенные преобразования сделали «Терские ведомости» как носителя оперативной экономической информации частью новой капиталистической хозяйственной системы. Предметно-тематический анализ позволяет преодолеть недооценку газеты в советский период и как исторического источника, и как фактора хозяйственной модернизации в крае, интерпретации ее как реакционного правительственного издания.

История: Об особенностях северокавказской цивилизации

Написал admin, 31 октября 2016
Об особенностях северокавказской цивилизацииВ статье обсуждаются вопросы, касающиеся северокавказской цивилизации, ее формирования и развития. Как известно, языки северокавказского региона – младописьменные. К сожалению, на сегодня отсутствие письменности является ведущим критерием отнесения традиционных культур малочисленных народов к «примитивным», причем учеными не берется в расчет то обстоятельство, что в рамках бесписьменной культуры основополагающие функции выполняет социокультурная коммуникация. По мнению известного ученого-философа Х. Г. Тхагапсоева, длительное взаимодействие бесписьменных культур с письменными и традиционными культурами способствует формированию компенсаторных, т.е. коммуникативных, механизмов. О существовании целостности разнородных элементов кавказских культур и культурных традиций, в которой надо искать разгадку содержания кавказской цивилизации, впервые писал выдающийся востоковед В. И. Абаев. Относительно определения северокавказской цивилизации мнения неоднозначные. Одни ученые признают ее наличие, другие же считают существование кавказской цивилизации лишь методологической проблемой, а для третьих кавказский регион всего-навсего – контактная зона цивилизаций и культур. Понимание цивилизации как надэтнического или межэтнического образования, формат которого дает этносам с близкими культурными признаками находить формы общности и свой исторический маршрут, дает основание полагать, что в становлении и развитии конкретной локальной цивилизации и ее характерных признаков существенными являются механизмы культурной преемственности и передачи исторического опыта, типичные для данного этносоциума. При этом в понятие «сущность культурно-исторического процесса» входят эволюции – социальная и внутреннего мира человека, способы его манифестации – социокультурная коммуникация, логика интеракции, стереотипы поведения. В статье предлагается рассматривать проблему кавказской цивилизации с учетом этих положений. Отличие северокавказской цивилизации от других кроется в специфичности коммуникативной культуры, уникальности экосферы и геостратегическом положении региона. Кроме того, она сложилась как единая цивилизация в результате диалога и взаимовлияния культур.

История: Эпиграфические источники по истории распространения ислама в Чечне (XVI‑XIX вв.)

Написал admin, 30 октября 2016
Эпиграфические источники по истории распространения ислама в Чечне (XVI‑XIX вв.)В статье анализируются известные исторические данные о распространении ислама среди чеченцев в XVI‑XIX вв. Авторам удалось выявить новые эпиграфические памятники – эпитафии распространителей ислама и их потомков на территории Восточной Чечни. Эти материалы позволяют датировать начало распространения ислама в этом регионе XVI веком. В первую очередь процессом исламизации было охвачено население исторической области Нохчимохк, прилегающей к аварским районам Дагестана. Уже затем, в XVII в. ислам распространялся в Центральной Чечне, расположенной в предгорной и горной части Аргунского ущелья. И в последнюю очередь – на рубеже XVIII‑XIX вв. – происходило распространение ислама в западной части горной Чечни (Акка, Нашха, Орстхой), приграничной с Ингушетией. Привлечение письменных источников XIX – начала ХХ в. позволило уточнить, что процесс распространения ислама в Чечне активно протекал в XVII‑XVIII вв. и завершился лишь в 1820‑е гг. Помимо проблемы исламизации чеченского народа в статье рассматриваются вопросы истории взаимоотношений чеченского народа с кабардинцами и аварцами. Материалы, введенные авторами в научный оборот, свидетельствуют о том, что в XVI‑XVII вв. кабардинцы широко расселились не только в равнинной части современной Чечни, но и в предгорной ее части – Нохчимохке. Более того, они довольно долго сохраняли свое этническое своеобразие, что выражалось в бытовании адыгской антропонимии. Привлеченные авторами письменные арабоязычные записи свидетельствуют о значительном вкладе Аварского нуцальства в процесс исламизации горной Чечни.

История: К вопросу об истории развития христианства в Северной Осетии

Написал admin, 7 июня 2016
К вопросу об истории развития христианства в Северной ОсетииПервое знакомство предков осетин алан с христианством произошло еще в I веке при миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного и Симона Кананита, в причерноморских греческих колониях. На несколько столетий раньше, чем появление первых мусульманских миссионеров на Северном Кавказе.
Присоединившись к России в XVIII в., осетины стали паствой Русской православной церкви. Старинное аланское христианство оказало заметное влияние на традиционную культуру осетин - в частности, на имена популярных святых, календарь и др.
Во второй половине VII века на Кавказе христианская церковь ослабела, потеряв свои позиции среди населения. Причиной послужили завоевательные походы Арабского халифата и принятие ислама частью населения Северного Кавказа и Закавказья. В дальнейшем периодически предпринимались попытки восстановления православной миссии в Осетии-Алании. Но военные походы Чингисхана, Тамерлана и других завоевателей на Кавказ не позволили православному христианству основательно закрепиться среди осетин.

История: «Трактат о двух Сарматиях» Мацея Меховского как источник по исторической этнографии Северного Причерноморья

Написал admin, 7 июня 2016
«Трактат о двух Сарматиях» Мацея Меховского как источник по исторической этнографии Северного Причерноморья Трактат «О двух Сарматиях» Матфея Меховского является важным источником по истории и этнографии Северного Причерноморья. В шестнадцатом веке работа Матфея Меховского трактат «De duabus Sarmatiis, Asiana et Europiana», был впервые напечатан в Кракове в 1517 году . Он был хорошо известен и выдержал много изданий. Он содержал сведения о современном автору нетатарском населении степей Северного Причерноморья, в том числе алан, готов, хазар, черкесов и русинов. Проблема происхождения украинского казачества не может быть проанализирована без привлечения фактов из работы этого польского ученого.

In the sixteenth century the work of Matthias Miechovita, Tractatus de duabus Sarmatiis, Asiana et Europiana, et de contends in eis, printed for the first time in Krakow in 1517, was very well known and had many editions. It consists a lot of information on the contemporary non-Tatar population of steppes of the Northern Black Sea region, including the Alans, the Goths, the Khazarians, the Circassians, and the Ruthenians. The problem of the origin of Ukrainian Cossacks could not be analyzed without the facts from the work of this Polish scientist as well.

История: Российско-грузинские отношения после августовских событий 2008 года

Написал admin, 3 января 2016
Российско-грузинские отношения после августовских событий 2008 годаОтношения России и Грузии никогда нельзя было назвать простыми. Начиная с 1801 года, когда отдельные грузинские царства были вынуждены искать покровительства у Российской Империи, и заканчивая вооруженным конфликтом в 2008 году, каждая сторона пыталась отстоять свои интересы. Если для России это было усиление своего влияния в стратегически важном регионе, то Грузия всегда пыталась отстоять свою территориальную целостность.
8 августа 2008 года ознаменовалось вводом российских войск на территорию Грузии для защиты двух самопровозглашенных республик: Южной Осетии и Абхазии. Попытка Тбилиси восстановить контроль над территорией бывшей Грузинской ССР провалилась, а Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, рассматривать эту ситуацию как противостояние только России и Грузии нельзя: за спиной Тбилиси стояла поддержка в лице США и ЕС. Америка преследовала свои интересы: дестабилизация обстановки в регионе, проверка военной мощи России, в случае успеха размещение своих ПВО по праву страны-союзницы на территории Южной Осетии и Абхазии, непосредственно рядом с границей Российской Федерации, что подрывает оборону и военную репутацию России.

История: Фрагменты хотаносакской Сангхата-сутры

Написал admin, 2 декабря 2015
Фрагменты хотаносакской Сангхата-сутрыХотаносакский язык принадлежит к иранской семье индоиранской ветви индоевропейской группы языков. Он известен из рукописей, найденных более полустолетия тому назад в восточном Туркестане: датируются эти рукописи VII—X вв. н. э., написаны шрифтом брахмы, хранятся в Ленинграде, Лондоне, Париже и др. местах. Значительная часть памятников хотаносакского языка представляет собой буддийские сочинения, известные на других языках: это позволило ученым интерпретировать их и, используя затем накопленные сведения, оказалось возможным толковать и светские документы. Однако, существует еще много текстов, ожидающих анализа и перевода. Поэтому грамматические описания хотаносакского языка в какой-то степени являются предварительными, полная научная грамматика этого языка еще не написана. Выяснение родственных отношений хотаносакского языка с другими иранскими языками не дало до сих пор почти никаких положительных данных. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что до сих пор в хотаносакском языке не удалось обнаружить заимствований из других иранских языков— это может свидетельствовать о давней утрате контакта между ними. Это подтверждается и отсутствием следов зороастризма: сохранившиеся мифологические имена, судя по их значениям в хотанасакском, восходят к дозороастрийскому «языческому» периоду.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Декабрь 2017 (8)
Ноябрь 2017 (5)
Октябрь 2017 (3)
Сентябрь 2017 (7)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (1)
  Осетия - Алания