История: Н. И. Покровский об утверждении тариката накшбендийа в Дагестане

Написал admin, 28 июня 2015
Первоначально последователи тариката — суфии объединялись в мистические общества, известные в литературе под именем суфийских братств или дервишских орденов. Н. И. Покровский, говоря о переводе произведения Джемалэдина «Адабуль Марзия», с которым мы можем ознакомиться в «Сборнике сведений о кавказских горцах» замечает, что качество русского перевода данного произведения, к сожалению, страдает. Но, несмотря на это, мы можем сделать вывод о том, что кавказские тарикатисты упоминают лишь небольшую часть существующих дервишских орденов. Джемалэдин, в частности говорит о четырех «путях тариката»: «Первый путь… называется накшубандийским, второй путь…кадырийским, третий путь… джаштурийским, четвертый путь называется великим путем» [1. С.7]. Для исследователей являются спорными точные характеристики двух последних путей. Но в начале XIX в. мы имеем дело с накшбендийским тарикатом на Восточном Кавказе. Опровержением сектанского составляющего в распространяемом учении служит обращение к имени пророка, как зачинателя идеологии этого ордена: «Пророк научил зикру лучшего из имамов по исполнению и первейшего из них по вере, друга Абу-Бекра». Сам по себе тарикат накшбенди скорее всего и более всего является уставом ордена, программой выполнения религиозных обязанностей и прежде всего шариата.

История: Суфийское братство эвлия (святого) Кунта-Хаджи на Северном Кавказе

Написал admin, 24 июня 2015
Суфийское братство эвлия (святого) Кунта-Хаджи на Северном КавказеДуховная ситуация на протяжении многих веков на Северном Кавказе была неоднородной и часто изменчивой.
Местное население Чечни и Ингушетии вплоть до конца XVII — начала XVIII вв. придерживалось древних языческих верований. Памятники материальной культуры, сохранившиеся на территории нынешних Чечни и Ингушетии и изученные отечественными учеными, а также письменные источники и предания чеченцев и ингушей свидетельствуют о том, что к XVII в. ислам стал господствующей религией среди вайнахов, но проникать в этот регион он стал значительно раньше.
В народе считается, что окончательное утверждение ислама в Чечне произошло при Берсе Курачалинском (нач. XVII в.), которого называли имамом и святым шейхом.
В Ингушетии ислам утвердился под влиянием учения Кунта-Хаджи в третьей четверти XIX столетия. Ислам сыграл объединяющую роль для многочисленных народов Северного Кавказа. Он распространился в форме шейхизма, то есть культа святых шейхов, а затем и суфизма. Шейхизм стал первой формой, в которой ислам утвердился в Чечне и Ингушетии. Святой шейх воспринимался верующими как покровитель и заступник, ответственный за веру и нравственный облик своих мюридов. К началу XIX века в Чечне на базе шейхизма распространяется суфизм, а затем оформляется движение мюридизма.

История: Торговые отношения карачаевцев и верхнекубанских казаков во второй половине XIX века

Написал admin, 24 июня 2015
В настоящее время, когда народы нашей страны пытаются найти общие точки соприкосновения с тем, чтобы возвратить или возродить былой интернационализм, разрушенный в годы перестройки и последующее десятилетие, назрела необходимость исторических исследований на злободневные темы, а именно по проблемам взаимоотношений между народами. В связи с этим изучение мирных взаимоотношений карачаевцев и казаков, которые волею судьбы стали соседями, актуально и имеет не только научную, но и общественно-практическую значимость.
Установлению и упрочению близких экономических отношений между карачаевцами и верхнекубанскими казаками способствовало становление и последующее развитие меновых, а затем и торгово-денежных отношений между ними. В момент своего появления они носили чисто натуральный характер. Главным мерилом ценности, на который прикидывались цены дров, кож, масла, меда, плодов и т.п., служила соль.

История: Вклад российской науки в историческое изучение Северокавказского края (XVIII—XIX в.)

Написал admin, 6 июня 2015
Вклад российской науки в историческое изучение Северокавказского края (XVIII—XIX в.)Историю становления научной мысли народов Северного Кавказа невозможно представить в отрыве от предшествующего этапа развития отечественной науки, вне ценного интеллектуального наследия, оставленного дореволюционными исследователями. Вилен Савельевича Уарзиати хорошо знал и широко использовал в своих работах изыскания исследователей Кавказа XVIII и XIX вв.
К началу XVIII в. кавказоведение уже располагало некоторыми историко-этнографическими сведениями. В течение многих веков разнообразный материал о Кавказе и горцах накапливался в летописях, исторических исследованиях, в хронографах, в описаниях путешествий, в географических обзорах, в официальных актах, донесениях, памятниках законодательства и суда и даже в произведениях художественной литературы различных стран, народов, эпох.
Первые упоминания о Кавказе мы находим в сочинениях греческих и римских писателей, в русских летописях и в грузинских источниках. В их отрывочных, далеко не полных, а иногда противоречивых сведениях имеется немало ярких фактов из истории народов, проживающих на Северном Кавказе.
Начиная с XIII столетия и до XVIII века, историю северокавказских народов наиболее полно отражают труды западноевропейских путешественников. За этот период в крае побывали доминиканский миссионер Юлиан (1231 г.), французский монах Вильгельм де Рубрук (1253 г.) и итальянец Плано Карпини (1246 г.), венецианский дворянин и дипломат Иосафат Барбаро (1436 1462 гг.) и другие.

История: Кавказская политика России в период наместничества П. Д. Цицианова (1802—1806 гг.)

Написал admin, 4 июня 2015
Кавказская политика России в период наместничества П. Д. Цицианова (1802—1806 гг.)Наместники на Кавказе обладали практически неограниченной властью. (Кавказское наместничество было учреждено в 1785 г. и упразднено в 1796 г. Этот институт вновь был возрожден в 1844 г. Однако главнокомандующих на Кавказе в период с 1796 по 1844 гг. в литературе привычно называют наместниками). В какой то степени это было оправдано сложной, зачастую военной, обстановкой. Петербург был далеко, а местная обстановка требовала быстро и эффективно принимать решения, что было возможно лишь при концентрации власти в одних руках. Подчинение и ответственность лишь перед царем давали возможность оперативно принимать решения, не оглядываясь особо на министерства. Но это имело и массу отрицательных сторон, так как система управления на Кавказе приняла сугубо военизированный характер, «фактически осуществлялась военная диктатура». При этом нужно учесть, что на Кавказ зачастую попадали далеко не лучшие представители российского офицерства и генералитета. Кавказский корпус «был местом ссылки отнюдь не только гвардейских дуэлянтов или политически неблагонадежных. Командование корпусов, расположенных в России, старалось сбыть на Кавказ всех, кого не хотело видеть у себя под началом. Ермолов в свое время пытался положить конец такой практике засорения корпуса пьяницами, нечистыми на руку людьми, нерадивыми по службе офицерами и солдатами. Ему это удалось только отчасти». Отсюда понятно, какому произволу могли подвергаться горцы, когда вся власть на Северном Кавказе была в руках военных.

История: Калмыцкий поход на Северный Кавказ в 1643—1644 гг.

Написал admin, 28 мая 2015
Калмыцкий поход на Северный Кавказ в 1643—1644 гг.Калмыки впервые стали появляться в северо-кавказских степях в 1630-е гг. Однако основные места их кочевий находились в то время к востоку от р. Волга и каких либо военных операций против горцев Северного Кавказа они не совершали. Да и первоочередные задачи у них были другими. Надо было осваиваться на новом месте и отвоёвывать «жизненное пространство», прежде всего, у таких же мастеров степной войны, как ногайцы. Эта задача постепенно воплощалась в действительность. По крайне мере одна часть ногайцев так называемой Большой Орды, кочевавшая в приволжских районах, пошла на союз с калмыками, другая — была изгнана и оттеснена к Кубани или Тереку. Калмыки пытались подчинить и другие орды, но натолкнулись на стойкое сопротивление Малой Орды, находившейся в прикубанских и донских степях, и бескомпромиссно враждовавшей с калмыцкими тайшами. Враждовала с калмыцкими феодалами и часть большеордынских ногайцев, откочевавшая от Волги к Тереку. В итоге, калмыцко-ногайский конфликт стал иметь свое продолжение на территории Северного Кавказа, причем, тесные взаимосвязи ногайцев с северокавказскими этносами вели к тому, что последние также оказывались втянутыми в конфликт.
Например, после того, как осенью 1643 г. «калмыцкие тайши Лаусан тайша да Саржин тайша с калмыки да едисанской Сяюнч мурза с едисанскими татары» «повоевали» улусы ногайского мурзы Карашаима.

История: Исследование памятников материальной культуры кабардинцев в районе Пятигорья

Написал admin, 18 мая 2015
Изучение погребальных памятников связанных с кабардинскими курганами Пятигорья, начинается с Н. Г. Керцелли, который осуществлял свои работы по поручению Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1877 г. в районе Пятигорска он раскопал несколько десятков курганов. У Горячеводска костяки лежали в гробах из досок, головой на запад. Свои исследования Н. Г. Керцелли изложил кратко. В них он впервые определил этническую принадлежность курганов восточным адыгам, отнеся их к эпохе позднего средневековья.
В 1881 1882 гг. крупные исследования в районе Пятигорья провел известный русский археолог Д. Р. Самоквасов, проведя самые масштабные за XIX в. исследования кабардинских курганов. Он раскопал свыше двухсот могильников в районе Пятигоря. В своей работе он описал курганы детально, сопроводив их иллюстрациями. Д. Р. Самоквасов относил раскопанные курганы к «половецко-татарской эпохе», определив их как адыгские. В урочище против Третьей балки (в 5 км. от Кисловодска по дороге в Ессентуки) Д. Р. Самоквасов исследовал бескурганный кабардинский могильник. Костяки лежали в деревянных колодах, которые были вставлены в каменные гробницы. Они лежали вытянуто на спине, лицом вверх, ориентировано на запад-восток. Значительные работы были проведены в бывшей колонии Каррас, где исследован курганный могильник XIV XVI вв. Д. Р. Самоквасов здесь раскопал 105 курганов. Из них только в 5 лежали сабли. Костяки лежали в деревянных гробах, ориентированными на запад-восток. В бывшей колонии Константиновка обнаружен и исследован курганный могильник XIV XV вв., аналогичный вышеописанным. В некоторых из них рядом с погребенным обнаружен костяк мула, удила и стремена.

История: Вооружение племен Северного Кавказа в раннем средневековье

Написал admin, 29 марта 2015
Вооружение племен Северного Кавказа в раннем средневековьеКавказ в древности являлся своеобразным мостом, связывавшим степи Евразии с Малой Азией, Восток с Западом, что нашло отражение в этнической ситуации в регионе.
Широкомасштабные археологические работы на Северном Кавказе в последние два десятилетия привели к открытию серии памятников с элементами материальной культуры, свойственной племенам лесостепной и лесной зон Восточной Европы. Эта тема еще не получила детального освещения в кавказоведении. Угорские элементы материальной культуры (рис.1) появляются на могильниках Мартан-Чу в Чечне (Vinogradov V.B., 1983, S.220), Старокорсунском (Каминский В.Н., 1984, с.85), Дюрсо (Дмитриев A.B., 1979, с.54), Казазово 2 и Молдовановском.*)
Однако уже сейчас можно говорить о существовании контактов между племенами Прикамья, бассейна Оки и Северного Кавказа, фиксируемым по предметам вооружения и конского снаряжения.
В настоящее время среди раннесредневековых материалов Северного Кавказа выделяется большое количество предметов вооружения. Хотя и предпринимались отдельные попытки изучения оружия из разных регионов Северного Кавказа (Кузнецов В.А., 1961; Ковалевская В.Б., 1981, с. 85; Тарабанов В.А., 1989, с. 107, 108), в целом эта тема до сих пор остается дискуссионной и до конца не разработанной.
В данной работе все оружие подразделяется на две группы: ближнего боя и дистанционного боя. Первая группа включает мечи, палаши, сабли, копья, топоры и кистени. Кратко рассмотрим их.

История: Арабский Восток: эволюция политического развития в 20-40-е гг. ХХ в.

Написал admin, 5 февраля 2015
Арабский Восток: эволюция политического развития  в 20-40-е гг. ХХ в.Современный арабский мир возник в эпоху радикальных перемен в системе международных отношений, когда вплоть до Первой мировой войны вместо «концерта европейских держав», определявшего развитие этой системы, на авансцену мировой политики выдвигалась Великобритания, становившаяся ведущей внешней силой в масштабе всего ближневосточного региона. Военно-политическое преобладание в регионе предоставило британскому правительству весомый довод в процессе формирования послевоенного ближневосточного ландшафта. И если Индия считалась «жемчужиной британской короны», то Суэцкий канал, рассматривался им как «тотем британского величия».
Арабскому Востоку всегда принадлежало одно из центральных мест в мировой геополитике. Арабская нефть неизменно имела притягательную силу: тот, кто имел преобладающие позиции в регионе, мог не только обеспечить себе высокие прибыли, но и обрести колоссальное политическое влияние на всем Ближнем Востоке.
Интересы Британской империи были направлены на предотвращение превалирования интересов какой-либо державы во всем районе Красного моря и Персидского залива, поскольку контроль за ресурсами и коммуникациями Арабского Востока обеспечивал доминирующие позиции Великобритании в регионе.

История: Начало «холодной войны» (1945-1949 гг.). Причины и характер

Написал admin, 4 февраля 2015
Начало «холодной войны» (1945-1949 гг.). Причины и характерНа протяжении более сорока лет «холодная война» держала в страхе и оцепенении весь мир и неоднократно ставила человечество на грань самоуничтожения. Достаточно вспомнить Берлинский кризис (1948-1949 гг.), войну в Корее (1950-1953 гг.), Берлинский кризис 1961г. И, наконец, печально знаменитый Карибский кризис 1962 г., когда мир фактически оказался на грани ядерной катастрофы. «Холодная война», несомненно, является важнейшим историческим событием второй половины XX века, и еще долгие годы будет находиться в центре полемики отечественных и зарубежных исследователей и политиков. В настоящей статье на основании новейших исследований отечественной и зарубежной историографии, документальных материалов предпринимается попытка высказать некоторые общие соображения относительно причин возникновения, характера и периодизации начального этапа (1944-1948) великого противостояния между Вашингтоном и Москвой.
Факты свидетельствуют, что жёсткая конфронтация между двумя супердержавами, в той или иной форме, была неизбежной. Война привела международное сообщество в состояние страшного хаоса. В условиях, когда державы «оси» были разгромлены, позиции Англии и Франции сильно ослабли, колониальные империи находились в процессе распада, в международных отношениях появились зияющие пустоты. Война оставила в состоянии политического, военного и идеологического динамизма только «двух гигантов среди карликов» (А. Шлезингер мл.) - Америку и Советский Союз.[1] «Холодная война» стала результатом столкновения двух типов экспансионизма - [b]глобального американского и оборонительного («экспансионизма сфер влияния») советского.
← Назад    1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 25    Вперед →

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

liex

Авторизация

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Июнь 2019 (6)
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (5)
Февраль 2019 (8)
Январь 2019 (4)
  Осетия - Алания