Главная > История > К вопросу становления парламентаризма в России (1906 – 1917 гг.)

К вопросу становления парламентаризма в России (1906 – 1917 гг.)


31 мая 2014. Разместил: admin
С.В. Дарчиева, с.н.с. СОИГСИ им. Абаева, г. Владикавказ

В современном общественном сознании, и в научной — юридической и политологической — литературе, под российским парламентом начала XX в. подразумевается Государственная дума. Для более полного осмысления политико-правовых аспектов деятельности Думы необходимо проанализировать роль думской политической системы в формировании правового государства в России. Первый опыт такого анализа был предпринят еще до 1917 г. рядом российских юристов, которые стремились доказать неизбежность превращения Российской империи в конституционное государство, а самой Думы — в полноценный парламент [1]. В советской историографии преобладала отрицательная оценка реформистских тенденций в системе государственной власти России в начале XX в. Общеизвестно одностороннее определение этих реформ как «побочного продукта революционной борьбы», как «политики лавирования и уступок». Однако такой подход представляется малопродуктивным, он фактически вычеркивает из политической истории нашей страны интереснейший и поучительный «думский сюжет», либо утрирует и упрощает события. Для современного этапа исследований характерно стремление рассмотреть взаимодействие демократических и авторитарных тенденций в развитии российского конституционализма в сравнительном контексте [2]. Исторические обстоятельства возникновения народного представительства в России общеизвестны: масштабы революционного движения в России заставили властную элиту решать назревшую потребность политико-экономических перемен. По словам М. Вебера «страна буквально повисла в воздухе свободы». Обветшавшая политическая система в ходе «половинчатых и противоречивых решений официальной власти, неуверенных ее шагов вперед и мгновенных отступлений назад» приобретает новые «государственно-правовые формы» российской монархии. Конституционные преобразования, предпринятые императором Николаем II, не были временным волеизъявлением: они тщательно готовились опытными правоведами, редактировались, обсуждались. Их историческая значимость неоспорима, как результат синтеза реформ и революционного натиска. Преобразование государственного строя на конституционных началах протекает в сложных условиях. Принимаются важнейшие юридические акты, составившие правовую основу государственной реформы 1905-1906 гг.

К числу этих актов относится знаменитый Манифест 17 октября 1905 г., новая редакция Основных государственных законов (утвержденных 23 апреля 1906 г.), учреждение Государственной думы и преобразование Государственного совета; а также Бюджетные правила 8 марта 1906 г. Обновление законодательства завершилось пересмотром состава Основных законов, некоторым законам была дана новая редакция. Все это явилось фактом оформления первой российской конституции, хотя акта с таким названием и не было издано. Вместе с тем, важно уяснить, что речь идет по существу о первой российской конституции, впервые введенной в жизнь, несмотря на все ее видимые недостатки.

Историческим назначением и главной задачей Государственной думы было выведение страны из глубочайшего экономического, политического и межнационального кризиса. Объективная оценка реальных событий, происходивших в стране, была высказана историком и депутатом кадетской фракции А.А. Кизеветтером: «Властвовать над Россией при помощи военной силы можно еще и без Думы; но управлять Россией, то есть правомерно регулировать жизненные процессы великой страны — без Думы уже невозможно» [3].

И вот в связи с этим сразу встает несколько вопросов, о которых, видимо, нужно говорить. Можно ли считать российскую Государственную думу парламентом в общепринятом в мировой практике смысле слова? С этим вопросом неразрывно связан и другой — что представлял собой сложившийся в 1905-1907 гг. в России государственный строй? И в дореволюционной, и в современной литературе на этот счет можно встретить самые различные, зачастую противоположные точки зрения. Главным предметом споров остается определение формы правления и природы политического режима России в период конституционных реформ. Он определяется как конституционная монархия, дуалистическая монархия, октроированный конституционализм, мнимый или даже лжеконституционализм. В историко-правовой литературе продолжается дискуссия, можно ли рассматривать конституционную монархию как особую и самостоятельную форму правления или же следует говорить о ней как о переходной форме связывающий абсолютизм и парламентаризм. Согласно классическому правовому представлению, конституционализм как форма правления отличается от абсолютизма тем, что представляет собой правовое государство, а по сравнению с парламентаризмом конституционализм не является принципиально иной формой государства, но представляет собой лишь особую форму правления. Не вступая здесь в дискуссию по существу, отметим, конституционализм, и парламентаризм по-разному отвечают на вопрос о характере отношений народного представительства и правительства, законодательными и исполнительными органами власти. Конституционализм имеет место там, где правительство обладает независимостью по отношению к парламенту. Парламентаризм, напротив, означает зависимость правительства от воли парламента. По поводу двух этих определений можно привести один принципиальный спор: в ходе полемики с министром финансов Владимиром Николаевичем Коковцовым П.Н. Милюков, (лидер кадетской партии, депутат Думы) потребовал создания «парламентской следственной комиссии для ревизии дорог, на что министр заявил: У нас, слава Богу, парламента нет». П.H. Милюков на это неудачное заявление парировал, Слава Богу, у нас есть конституция. Позже, вспоминая эгот эпизод, П.Н. Милюков в своих в «Воспоминаниях» пояснил, что Дума, не имевшая права формировать правительство, не может считаться парламентом. К этому следует добавить, что непременным признаком парламента как выборного, представительного органа помимо права формирования кабинета, партий большинства является также независимость парламента от воли монарха в определении времени и сроков работы представительного органа. Государственная дума Российской империи не имела, по меньшей мере, двух основных прав парламента. Не случайно тот же П.Н. Милюков называл постоктябрьский режим мнимо- конституцией, а И.Л. Горемыкин в бытность премьером употреблял еще более хлесткое определение: — «пародия на 'западноевропейский парламент». На наш взгляд политическую ситуацию в России в 1906- 1917 гг., наиболее точно характеризует термин «Думская монархия», смысл этого термина раскрывается как первые шаги нового конституционного строя в условиях представительного начала при сохранении исторически традиционных функций верховной власти.

Общая оценка Думы не может быть однозначной. До 1906 г. окраины не имели законной возможности представлять на общегосударственном уровне свои интересы. В связи с созданием Государственной думы регионы и народы страны впервые получили выборное представительство. Миллионы людей стали избирателями, почувствовав свою причастность к государственным делам. Развитие законотворческого процесса, когда подготовка и принятие законов перестали быть делом исключительно профессиональной бюрократии, а в обсуждение законопроектов постепенно вовлекалось все большее число людей, явилось неизбежным следствием политических перемен в российском обществе.

С началом работы народного представительства политическая жизнь Российской империи приобретает новое, достаточно четко оформленное региональное измерение. Благодаря деятельности политических партий, легальной трибуной для которых стала Дума, появилась возможность более адекватного отражения общенациональных и национальных интересов. Однако образование народного представительства осуществлялось силами, на деле нисколько не заинтересованными в его эффективном функционировании. Именно это во многом предопределило возможности Думы в сфере законотворчества и плодотворной реализации своих решений, а также коллизии взаимоотношений исполнительной и представительной ветвей власти. Обе первые Думы вряд ли могли бы оказать какое-либо влияние на политику правительства, ибо Совет министров был ответствен только перед императором; к тому же думская законодательная компетенция блокировалась консервативной верхней палатой (Государственным советом), правом вето царя и перекрывалась чрезвычайным законодательством. Проводя правительственную политику, Государственная дума (начиная с III созыва) из фактора объединения демократического движения, набиравшего силу в различных регионах страны, стала превращаться в фактор его разобщения по национальному принципу. Противостояние центра и окраин под давлением самодержавной власти разрешалось в пользу центра и одновременно приводило к катастрофическому углублению конфликта по нескольким политическим направлениям: власть и общество; центр и регионы; Дума и правительство; русские и инородцы, православные и иноверцы; коренные жители и переселенцы.

Несмотря на краткий по историческим меркам срок своего существования, Государственная дума Российской империи оказала влияние на развитие политической культуры в стране. Важно отметить, что многие депутаты, являясь представителями национальных политических элит, именно в Думе приобрели свой первый парламентский опыт и формировались как политические деятели. От Северного Кавказа в работе Государственной Думе четырех созывов были: Гайдаров Ибрагим, депутат третьей Думы, от Дагестанской области. После окончания депутатских полномочий, был избран членом Бакинской городской управы. После февральской революции один из организаторов «Мусульманского социалистического блока». После распада Закавказской федерации и провозглашения 28 мая 1918 г. Азербайджанской демократической республики был избран министром государственного контроля; советскую власть не принял, эмигрировал во Францию; Щербина Ф.А, депутат второй Думы от Кубанской области. До 1920г. постоянный член Кубанской краевой рады и Законодательной рады. Эмигрировал в Чехословакию. Эльдарханов Т.Э.- депутат первой и второй Думы от Терской области. После октября 1917г. председатель Грозненского окружного исполнительного комитета. В 1921 г. член горской делегации по разработке конституции Горской автономной социалистической советской республики при Наркомате по делам национальностей РСФСР. В 1922 г. заместитель народного комиссара просвещения Горской АССР.

Оценивая российский образец Государственной думы, нельзя не признать, что Дума дала новые политические возможности представителям регионов и народам империи: во-первых, получить выборное легально-легитимное этническое и региональное представительство, во-вторых, представлять с думской трибуны свои национальные интересы, в-третьих, создать национальные и региональные политические организации.


Литература

1. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1910, Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий: Воспоминания 1881-1914. М., 1996, Пиленко Русские парламентские прецеденты. Порядок делопроизводства в Государственной Думе. СПб., 1907, Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913, Нольде Б.Э. Очерки русского государственного права. СПб., 1911 и др.

2. Селунская Н.Б., Бородкин Л.И., Григорьева Ю.Г., Петров А.Н. Становление российского парламентаризма начала XX в. М., 1996, Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997, он же. Конституционная монархия в России. // Вопросы истории. М., 1994. № 8.

3. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий: Воспоминания 1881-1914. М., 1996.


Источник:
Дарчиева С.В. К вопросу становления парламентаризма в России (1906 – 1917 гг.) // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 30 - 35.

Вернуться назад