Главная > История > К вопросу о зарождении средневековой цивилизации Запада

К вопросу о зарождении средневековой цивилизации Запада


30 января 2015. Разместил: admin
Макиева Е.Г.
аспирант СОГУ

К вопросу о зарождении средневековой цивилизации Запада23 августа 476 г. произошел государственный переворот - не первый, не второй, не последний. Один из германских военачальников на римской службе Одоакр сверг с престола последнего римского императора малолетнего Ромула Августула и провозгласил себя королем Италии, отказавшись от императорского титула. Эта дата считается последним днем Западной Римской империи, на смену которой в Европе приходят варварские королевства - достаточно недолговечные и неустойчивые в большинстве своем государственные объединения, составляющие разительный контраст силе и единству Византии. И важен тот факт, что был свергнут император именно под именем Ромул и то, что это Одоакр-варвар отослал после переворота в Константинополь, на Восток, в Восточную часть империи инсигнии, знаки императорского достоинства. Все это дало основание выбрать именно это событие как условную дату конца, умирание Великого Рима. Хотя на самом деле оно было долгим, это была тяжелая агония Мировой Империи.

Как совершенно очевидно историкам и не только историкам, мировые империи нежизнеспособны, они живут, но некоторое отмеренное время и затем одна за другой уходят с исторической арены. Пришло время и Риму уйти с этой арены.

В последнее время в художественной литературе, в живописи, в кино проступает Западноевропейское Средневековье. Почему оно так интересно? И чем оно так интересно? Ответ очевиден. Именно в этом тысячелетии зародились национальные государства Западной Европы. Кто не знает сейчас, что есть Англия, Франция, Германия, Италия, Швейцария, Испания. И национальные языки, и национальные культуры.

Средневековая цивилизация расположилась между двумя взлетами духовной культуры. Между античностью, сияющей вершинами – Парфенона, Аристотеля, Платона, Перикла, Марка Аврелия и эпохой Возрождения. Римская цивилизация рождена была под знаками 1. Первый знак- это знак апокалипсиса, конца света. Человек Средневековья абсолютно верит в возможность конца света, допускает его совершенно реально тогда, когда будет сказано и подсказано, конечно, церковью, ибо она владеет душами людей. Церковь внушала своей пастве идею исключительности христианского мира, будто бы стоявшего выше всех прочих стран и народов. В произведении христианского писателя Августина Блаженного Аврелия (354-430) “О граде Божьем” утверждается идея верховенства Божественной власти (града Божьего) над светской, земной (градом Земным)2.

Второй знак, под которым рождается средневековье – это соединение несоединимого. Сместилась картина мира, лучшее проявление это принятие христианства в 313 году. Христианская религия, благодаря Миланскому эдикту, становится допустимой, а потом официальной религией в Риме 3. Это нонсенс, ибо христианское учение в любом варианте, в любой версии учит, что от рождения все люди - Божье творение, все равно угодны всемилостивому господу. Разве это было применимо к Риму? А идея прорастала. Несоединимы Римский мир с его идеями с миром германцев, а они соединились. Вот это удивительная, уникальная ситуация.

Долгие годы историки говорили и спорили о германском завоевании, потом стали говорить о вторжении, а потом сегодняшние историки, которые очень много получили в течение 20 века сведений от археологии, от смежных дисциплин, которые помогают датировать, увидеть картину жизни древних германцев, много представить не только по текстам, уже говорят о соединении миров, о том, что германцы вошли в Римский мир и двинулись по нему, неся с собой самих себя, таких, какими они были. Известно, что при дворе остготского короля Теодориха (правил в 493-526 гг.) творили римские философы, писатели и историки, в королевстве процветали искусства и науки, действовала римская система образования. По приказу Теодориха в Риме, Равенне, Вероне и других городах восстанавливались древние сооружения и возводились новые, были возрождены театральные и цирковые представления. Хотя, конечно, “остготское возрождение” (так называют этот феномен историки) было не правилом, а исключением.

Но римский писатель Аммиан Марцеллин писал о германцах все-таки как об абсолютных дикарях: "То наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от ученого досуга…" Кто эти миролюбивые, добродушные люди для него? Римляне, римляне. Он римлянин, он цивилизованный римлянин. "…А они дикари, обитают в опасности и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя… Умирать от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, убийство человека — это геройство, которому нет и достойной похвалы"4. Это взгляд римлянина. Между тем, ощутив это ослабевшее римское пространство, римский вакуум, германцы ринулись туда уже не только как завоеватели. Это было переселение на территории цивилизованные, богатые. В империи богатые города, там есть что пограбить, там великолепные дороги, там есть где разместиться, там есть пространство. Гунны с Востока подступили к германским границам, германцам некуда деться и они просачиваются, а потом просто проходят на римскую территорию, Рим уже не может их остановить. Многие из германцев были беженцами, бежавшими от гуннов. Вот это есть картина Великого переселения народов, которые расселилась на римской, высокой, великой римской цивилизации самым причудливым образом. И вот еще один знак, третий, под которым рождается цивилизация Средневековья. Варваризация. Не в том обидном, обязательно оскорбляющем германцев значении, которое им приписывает Рим — варвары, дикари, нет. Пришли и расселились люди, которые в смысле духовного развития, просвещения, образованности стояли гораздо ниже. Они не знали письменности. А именно появление письменности сегодняшние ученые считают признаком перехода к цивилизации. Они еще ее не знали, они ее получили потом в готовом виде от Рима, но сначала она им не нужна. Что им нужно? Земля. Придя, переселившись в римские провинции, они делят землю между собой. Вожди дают побольше своим приближенным, но не истребляют всех, кто там был. Они, как правило, отступают в сельские местности и тоже там остаются. Из чего сами римляне вырваться не могли. Человек и земля соединились.

Пришел иной мир и в связи с этим знак, жест, который важнее, чем текст. В Средневековой цивилизации Запада жест заменяет текст 5. Поскольку пришли неграмотные, не знающие письменности варвары, инескоро у них появится образование, письменность, школа, и пока жест заменяет текст, он и был текстом. Это была цивилизация жеста больше, чем цивилизация текста. Грамотных людей осталось мало, все эти пишущие грамотеи разбегаются. Одним из центров письменности становится, например, Ирландия. Почему? Подальше от центра Великого переселения народов, а здесь на европейском континенте, в этом котле жест, варварский жест, заменяет текст.


Примечания:

1 Басовская Н. И. Столетняя война. Леопард против лилии. М., 2003. С. 35

2 Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. - М., 1786. Ч. 1. О граде божием. Кн. 1-5. 509 стр.

3 Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. Минск, 2007.

4 Дмитриев В. А. Аммиан Марцеллин и персы (восточная цивилизация в восприятии римского историка IV в. н. э.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Великий Новгород, 2003. С. 52

5 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2005. С. 161



Библиография

1.Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. - М., 1786. Ч. 1. О граде божием. Кн. 1-5.

2. Басовская Н.И. Столетняя война. Леопард против лилии. - М.,2003.

3. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры [Текст] / П. М. Бицилли. – СПб.: Мифрил, 1995.

4. Ле Гофф Ж . Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург, 2005.

5. Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. - Минск, 2007.

6. Barnes, Timothy D. Ammianus Marcellinus and his world // Classical Philology. 1992. Vol. 88. P. 55 - 70.

7. Blockly R.C. Ammianus Marcellinus on the Persian invasion of A. D. 359 // Phoenix. 1988. Vol. 52. P. 244-260.


Макиева Е. Г. К вопросу о зарождении средневековой цивилизации Запада // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Вернуться назад