Главная > История > Женщины в общественно-политической жизни Северной Осетии

Женщины в общественно-политической жизни Северной Осетии


7 мая 2020. Разместил: admin
Последнее десятилетие ХХ и начало XXI века насыщены явлениями глобального характера. Среди них – осознание места и роли женщины в обществе, в связи с этим – возрастание исследовательского интереса к взаимоотношениям женщины и общества.

Интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. Формирующееся независимое женское движение только закладывает начало формированию политической активности. Женские организации являются неотъемлемой частью социальной структуры России. Они выполняют важнейшие функции: способствуют решению острых социальных вопросов, преодолению различных форм дискриминации и гарантируют включение женщин в активную общественно-политическую жизнь. Все сферы, где сосредоточены властные, материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы в основном контролируются мужчинами. В сферах, направленных на решение различных социальных проблем, в большей степени заняты женщины.

Актуальность темы исследования чрезвычайно высока. В конце 80‑х – начале 90‑х годов ХХ в. в нашей стране произошла перестройка, затронувшая все стороны общественной жизни. Следствием перестройки стало появление и возрождение независимых, самостоятельных групп, зарегистрированных как общественные организации. Особое место среди общественных организаций занимали и занимают женские общественные организации.Их спектр широк: от профессиональных, творческих до деловых, коммерческих, предпринимательских; от организаций политических до благотворительных, организаций взаимопомощи, самоподдержки. Наиболее массовой, представительной и влиятельной организацией по‑прежнему является Союз женщин России и региональные отделения. Она заявила о своей общественно-политической платформе, предлагает женщинам программы профессиональной переподготовки и обучения предпринимательству, обретения своего места в формирующейся рыночной экономике и выравнивания возможностей.

Большинство других женских организаций находится в процессе становления, обретения своего лица, имиджа, в поисках своей социальной базы. Экономические и иные трудности, равно как и отсутствие определенного опыта, не позволяют им оказывать должного влияния на современный политический процесс, парламент.

Деятельность женских общественных организаций часто ассоциируют с женским движением. Участниками женского движения наравне с женскими общественными организациями также являются инициативные женские группы с фиксированным и нефиксированным членством и социально-активные женщины.

Женские общественные организации стали формой реализации женской социальной активности, приемлемой для политической, социальной и экономической обстановки российского общества. Роль женщины в общественной жизни, в политике, выдвижение ее на руководящие должности неразрывно связаны с ее активным участием в материальной и духовной жизни общества. Участие женщины в управлении государством на всех уровнях – не только одна из характерных черт демократии, но и проявление достижения социального равенства между полами.

Женский потенциал не достаточно используется в принятии государственных решений, и неадекватно участие во всех сферах жизнедеятельности их участию в управлении. Женщины в России практически не участвуют в работе политических партий, а партии, со своей стороны, не заинтересованы выдвигать женщин, аргументируя это тем, что за них не голосуют. Да и само представительство женщин в партиях ничтожно – 2%. Откуда же в партийных списках, состоящих на 98% из мужчин, берутся люди? Ответ прост – из структур той самой власти, которая на 90% укомплектована мужчинами. Получается, что люди приходят во власть, не пройдя школы гражданского общества. Наличие в органах власти женщин-представительниц некоммерческих организаций будет ценным пополнением сегодня, когда гражданское население и управленцы живут в параллельных мирах, и их интересы не пересекаются. Неизбежным условием для женщин, намеренных участвовать в политике, становится необходимость идентифицировать себя принадлежностью к той или иной политической партии, так как именно принадлежность к политической партии или движению обеспечивает финансовую сторону избирательной кампании и является необходимой составляющей успеха на выборах. Но женщины зачастую идут на выборы со светлыми намерениями, простодушно не оценив имеющиеся у них в наличии ресурсы для проведения избирательной кампании: денежные, людские, информационные.

В современной России еще меньше, чем в советский период, представлены женщины на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70‑х гг. ХХ в. занятость женщин в общественном производстве была максимальной. У женщин был высокий образовательный уровень, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требовали высшего и среднего специального образования. Женщины в принятии решений по важнейшим вопросам общества могли осуществлять различными путями: через партийную, комсомольскую и профсоюзную работу, через женские общественные организации и депутатскую деятельность в органах власти, через руководящую работу в народном хозяйстве и т.д. Использование перечисленных возможностей предполагало наличие интенсивных организаторских усилий. Благодаря этому в начале 70‑х гг. ХХ в. получили развитие общественные и необщественные организационные структуры, постоянно занимавшиеся вопросами труда и быта женщин, охраны материнства и детства, трудоустройства и т.д.

В этих организациях накопился немалый опыт общественно-политической деятельности женщин. В эти годы, с использованием накопленного опыта, испытанных форм и средств, проводились систематические слеты женщин-победителей соревнований, слеты передовиков и новаторов производства, встречи с общественностью и молодежными организациями, прославленными в мирное и военное время женщинами. 173 женщинам присвоено было звание «Мать-героиня», свыше 16 тыс. матерей награждены были орденом «Материнская слава» и «Медалью материнства» [1, 185].

Непрерывно росло число женщин, пополнявших ряды квалифицированных, образованных, политически грамотных, активных, понимающих свою ответственность за судьбу и дальнейшее развитие республики граждан. В республике 7345 работающих женщин имели высшее образование, 11372 среднее специальное. Из пяти тысяч учителей школ свыше трех тысяч были женщины. 167 учительницам присвоено звание «Заслуженный учитель» школ РСФСР и СОАССР. 163 женщин работали директорами и завучами школ [1, 185].

Конец 70‑х и начало 80‑х гг. ХХ в. несли с собой новые проблемы. Процесс притока женщин в политику кардинально менял сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Время ставило перед обществом новые вопросы. Женщины с их огромным социальным, духовным и трудовым потенциалом незамедлительно попытались определиться в изменившихся условиях. Были найдены новые формы работы: народные университеты, школы для молодых матерей, университеты здоровья, культуры и т.д.

Особую роль играла и играет республиканская неправительственная организация «Совет женщин» созданная на основе добровольного объединения женских общественных организаций во имя достижения подлинного равноправия женщин в обществе.

Совет женщин, выступает за общечеловеческие ценности, социальную справедливость, гуманное, демократическое устройство общества, основывая свою деятельность на принципах самоуправления и равенства членов, добровольности и гласности.

Совет женщин осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституциями Российской Федерации и РСО-Алании, действующим законодательством, нормами международного права. Он сотрудничал с другими общественными организациями, партиями, движениями, отстаивающими интересы женщин, а также законодательными и исполнительными органами власти. «Совет женщин» осуществлял и осуществляет прямые международные контакты.

Основная цель Совета – повышение роли женщин в общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, защита их интересов, благотворительная помощь.

Повышению роли и влияния женских общественных организаций способствовали не только взаимосвязь и сотрудничество друг с другом, но и работа во взаимодействии с местными Советами народных депутатов, депутатскими группами, комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних, с профсоюзами и комсомольскими организациями и т.п. [2, 13].

Определяющую роль в выдвижении из женской среды руководителей в эти годы играли парткомы, которые обращали внимание коммунистов на выдвижение из женской среды руководителей хозяйственных и общественных органов. С целью повышения уровня деятельности женщин обком партии ежегодно проводил семинары с соответствующими нижестоящими звеньями.

Эти все мероприятия составляли в общем школу подготовки женских кадров для выдвижения в общественно-политические и производственные структуры в качестве лидеров. Так, в республике были проведены, по инициативе женсоветов, ярмарки солидарности, субботники, семинары-совещания, где были выработаны пути дальнейшего совершенствования форм и методов работы, состоялся обмен опытом, кроме того, средства, получаемые от проведения некоторых мероприятий, перечислялись в Советский фонд мира [3].

В промышленных предприятиях Осетии фабкомы и цехкомы вместе с республиканским общественным объединением «Совет женщин», совместно с партийными и профсоюзными организациями активно занимались развертыванием соревнований среди тружениц, повышением их культурно-технического и профессионально-квалифицикационного уровня, принимали участие в контроле за соблюдением законодательства по охране женского труда.

Для этих организаций было характерно усиление внимания различным направлениям повышения социальной активности женщин. Так, на промышленных и других предприятиях и учреждениях республики устраивались вечера отдыха женщин, организовывались устные журналы и читательские конференции по произведениям советских и местных литераторов, концерты и спектакли.

1975 год решением ООН и Международной демократической Федерацией женщин был объявлен Годом женщины. Инициатива МДФЖ, поддержанная рядом международных организаций и принятая ООН, наглядно подтвердила роль женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни всего мира, их огромный вклад в создание материальных и духовных ценностей общества, в борьбу за мир, взаимопонимание между народами.

Целый ряд содержательных мероприятий, посвященных году женщины, провели работники культуры республики. В докладе министра культуры С. Е. Ужегова отмечалось, что было подготовлено 1812 спектаклей, 1968 концертов, 238,9 тысяч читателей прочитали 5 млн. 470 тыс. книг. Эти цифры, как замечено в докладе, – «только частица богатой духовной жизни республики» [4].

Периодическая печать республики живо откликнулась на события: появились многочисленные статьи о женщинах, о семье, украшенные интересными рубриками «Международный год женщин», «Для дома, для семьи», «На заметку хозяйке», «Сшей сама» и т.д.

Итоги мероприятий были предметом пристального внимания парторганизаций и регулярно обсуждались на заседаниях комиссии по проведению Международного года женщины.

Особое значение имела деятельность органов представительной власти, Совета народных депутатов и его постоянной комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства. По ряду актуальных вопросов, связанных с положением, бытом и условиями труда женщин, ею принимались серьезные решения.

Особо акцентировалось внимание на вопросах выдвижения женщин на руководящую работу, создания им условий для сочетания материнских, семейных обязанностей с участием в общественном производстве. Были выработаны конкретные рекомендации по улучшению положения дел в этом вопросе. Отдельно рассматривалось положение многодетных матерей.

70‑80 годы ХХ в. остались в памяти народа еще и теми незабываемыми днями, когда как праздник воспринимали и матери и призывники отправку на воинскую службу. С помощью женщин проводились такие мероприятия, как «Поиск», «Встреча ветеранов ВОВ», «Солдатские вдовы» и т.д.

В феврале 1988 г. по инициативе республиканского Совета женщин, в канун 70‑летия Советской Армии и Военно-Морского флота в республике был проведен слет солдатских матерей. В докладе первого секретаря областного обкома КПСС были сделаны выводы, в частности – о неуклонном расширении участия женщин Северной Осетии в народном хозяйстве и управлении государственными делами.

Приводим численность депутатов Верховного Совета СССР, РСФСР, СОАССР, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся (см. табл.1) [5, 11].

Более половины рабочих и служащих республики – женщины, 53% женского населения имели высшее и среднее специальное образование. «Женщины у нас возглавляют предприятия, являются руководителями цехов, смен, участков, лабораторий, звеньевыми, бригадирами. Весомый вклад вносят наши женщины и в развитие науки, народного образования, здравоохранения, культуры и искусства», – подчеркивалось в докладе [6].

Женщины в общественно-политической жизни Северной Осетии


Организация культурно-просветительной и воспитательной работы на местах помогала решать многое – это и обеспечение хорошего состояния домов и дворов, облагораживание быта людей, укрепление семьи, поддерживание в людях лучших нравственных качеств: милосердие, взаимопо­мощь, дружелюбие, душевная щедрость, отзывчивость. Вся проводимая женщинами работа плодотворно влияла на социальное положение женщины, на формирование ее социально-политической активности, чувства ответственности, коллективизма, гражданской сознательности.

Естественно, не остались в стороне «женские проблемы» – семья и быт. В условиях постепенно приближающегося социально-экономического кризиса эта проблема резко обострилась. В поисках путей ее решения женщины обратились в своей деятельности к общественной организации «Совет женщин». При несомненной пользе и общественном престиже женских советов, уровень общественной активности, организованности и сплоченности женщин оставался на первых порах недостаточным. Очевидно, это происходило из‑за заорганизованности. Принято было все формировать по указанию «сверху», когда не только женсоветы, но и вообще все общественные организации формировались и действовали по заданным схемам и многие были лишены инициативы.

Негативный оттенок в эту работу вносили авторитарный стиль общения с женсоветами со стороны ряда парткомов. Тем не менее, усилия советов женщин активно были направлены на воспитательную работу среди самих женщин, на повышение их роли в воспитании детей, на улучшение их быта и досуга. В течение 1989‑1990 гг. Республиканский Совет женщин организовал слет солдатских матерей под девизом «Матери солдата – честь и слава (2.12.1989 г.); встречу с одинокими и престарелыми женщинами «Акт милосердия» совместно с обществом красного Креста (16.12.1989 г.); Праздник семьи «Мама, папа, я – дружная семья»; районные и республиканские конкурсы-выставки кулинарных изделий (3.12.1989 г); Съезд женщин республики и т.д.

В системе женсоветов был найден наиболее целесообразный и удобный для женщин профессионально-территориальный тип объединения, который способствовал реализации определенного круга социально-экономических интересов женщины. В них проявилась психологическая предрасположенность женщин к устойчивым формам объединения. Немаловажное значение имело вмешательство в деятельность женсоветов, в частности, со стороны еще правящей в 1970‑1980 гг. партии КПСС: женщины члены КПСС должны были включаться в работу женсоветов уже потому, что для многих из них это становилось важным партийным поручением.

При исследовании проблемы обращает на себя внимание тот факт, что Советы были представлены группой обеспеченных и социально благополучных женщин, т.е. людьми, у которых жизненные и социально-экономические проблемы в основном были решены. Каковы же были мотивы их деятельности? Анализ показывает, что, во‑первых, это стремление сохранить как для себя, так и для других женщин, достигнутый уровень материального и социального положения, а во‑вторых – желание проявиться на общественном поприще. Пройдя школу общественной работы в женсоветах, многие талантливые женщины выдвигались в народные депутаты, проявили себя в политических партиях и движениях, на государственной службе.

Вопросы, которые в то время решали женсоветы, были сложны и многогранны. Это – создание условий труда и быта работающих женщин на производстве, борьба с пьянством и алкоголизмом, работа с молодыми семьями, интернациональное воспитание молодежи и многое другое [7]. Эти проблемы сегодня в нашей республике не менее актуальны, поэтому для работы всех женских общественных организаций есть, к сожалению, площадки реализации своих программных установок.

После выхода Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. «О мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом» по инициативе женсовета в декабре 1985 г. было проведено общее собрание женщин сел республики. На повестке дня собрания стоял вопрос: «Роль женщины в укреплении здорового быта». Женсоветы обращали самое серьезное внимание на неблагополучные семьи, на подростков, состоящих на учете в милиции. Члены женсоветов встречались с их родителями, принимали активное участие в рейдах, приходили в школы. Женсоветы также ставили своей целью активизировать работу среди женщин, не занятых на производстве, содействовать успешному выполнению женщинами своих обязанностей по укреплению семьи, правопорядка и дисциплины.

Все эти формы работ, конечно, сегодня сложно и, наверное, не нужно возрождать, но многие в качестве преемственности в работе с трудными подростками, с социально-неблагополучными семьями стоит возродить.

В 1980‑е гг. местные партийные и советские органы уделяли много внимания вопросам выдвижения женщин на работу в Советы народных депутатов. Определились основные направления и задачи деятельности Советов: сосредоточить свое внимание и усилия на организаторской работе, привлекая к этому делу депутатов, постоянные комиссии; улучшать работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров и др. В результате реализации этой линии возросла численность женщин-представителей исполкомов местных Советов республики. Это тенденция просматривалась и в последующие годы.

Участие женщин в общественно-политической жизни страны проявлялось в сети общественных организаций, самой массовой из которых являлись профсоюзы республики. Они охватывали до 95% населения республики. Многие отделы возглавлялись женщинами.

Сотни женщин работали в постоянных и временных комиссиях профкомов. Росло число женщин, избираемых на конференции профсоюзов, где они не только поднимали вопросы совершенствования трудовых процессов, условий труда, быта и отдыха, но и активно участвовали в принятии решений по этим вопросам.

Большую школу политического и гражданского становления проходили тысячами девушки в комсомоле. Республиканская статистическая отчетность не выделяет численность девушек-членов ВЛКСМ, поэтому проследить динамику роста числа девушек в рядах областной комсомольской организации невозможно. Производственная активность комсомола 70‑80 гг. еще характеризовалась высоким подъемом. Они, часто не считаясь с лишениями, трудились во всех сферах хозяйственной и культурной жизни, выступали инициаторами многих трудовых починов.

Наступили времена глобальных преобразований в экономических, социальных отношениях, политической системе, общественном сознании. Отношения семьи и государства, нормы права пришли в противоречие с современными жизненными реалиями, перестали адекватно соответствовать потребностям семьи и общества в целом. Республиканский Совет женщин с его городскими, районными и окружными советами, сельскими и поселковыми отделениями имел определенную структуру, разветвленную сеть, через которую Совет аккумулировал позиции женщин по самым животрепещущим вопросам. Участвуя непосредственно в формировании и выполнении социальной политики в республике, женщины РСО-Алания реализовали свою сопричастность к интересам общества, ощущали свою гражданскую значимость. Экономический кризис, обусловленный беспримерным снижением объема производства, снижением инвестиций, опережающими темпами шел в легкой промышленности, машиностроении, цветной металлургии, сопровождаясь ростом задолженности по заработной плате. Это все повлекло за собой массовую женскую безработицу – первыми стали сокращать на предприятиях женщин.

Появились безработные инженеры, учителя, врачи. Стала формироваться программа «Женский труд, занятость». Женская безработица 1985‑1989 г. по республике составила 81%. динамика безработицы за годы реформ имела яркую тенденцию к росту и составила с 1992 года 3%; 5,5%; 7,4%; 8,5%; 9,5% экономически активного населения [8, 24].Но эти данные характеризуют не весь потенциал безработицы, следует указать на то обстоятельство, что в республике широкое распространение получила скрытая безработица (отпуска, неполный рабочий день) по инициативе администрации производства, что скрывало реальный уровень безработицы. Это оказывало негативное воздействие не только на многие стороны хозяйственной жизни, но и несло с собой, особенно женщинам, социальные потрясения, стрессы, отчаяние. В республике сформировались устойчивые группы риска – женщины и молодежь.

Появилась опасная тенденция вытеснения из сферы интеллектуального труда женщин (культура, здравоохранение, образование). Одновременно идет отказ от многих бытовых услуг, сокращение и сети дошкольных бесплатных учреждений и т.д.

Нарастание безработицы обосновало необходимость создания Совместного Координационного Совета РСЖ и службы занятости. За 1989‑1990 гг. органы местного самоуправления искали пути решения проблемы.

В республике организована служба занятости. Есть фонд занятости, средства которого направляются на предупреждение и сокращение безработицы. Кроме того, одним из путей решения вопроса женской безработицы является развитие малого предпринимательств

Согласно опросу Института социально-политических исследований, на вопрос: «Считаете ли Вы реальной возможность для современной женщины быть преуспевающей в бизнесе» – 72% опрошенных ответило «Да!» А там, где был ответ «Нет» (10%), причина определялась повышенным чувством страха перед возможной неудачей, особенностью женской психологии или боязнью риска. 18% – никак не смогли определиться с ответом.

Следующий анкетный опрос дал такие результаты. Вопрос: «В каких сферах жизни женщина чувствует себя в безопасности, защищенной?»: 1) в экономической сфере; 2) в социальной (трудоустройство, возможность профессионального роста); 3) в сфере личной жизни (защита прав, чести и т.д.). На первые 2 вопроса – ответ в 85% случаев таков: «Абсолютно не защищена», на 3‑й вопрос: «Защищена, но не очень» [9, 37].

Складывающийся разрыв в уровне доходов сформировал эффект социального контраста. В числе бедных семей, по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям, оказалась и огромная масса работающих, относительно благополучного, до недавнего времени, среднедоходного слоя населения, который составлял более половины всех жителей РСО-Алания.

Среди низкооплачиваемого населения велика доля многодетных семей. Одновременно снизилась реальная величина предоставляемых государством социальных гарантий. Об этом свидетельствует их соотношение с прожиточным минимумом: к примеру, в 1992 г. минимальный размер заработной платы составлял 48% к величине прожиточного минимума, в 1995 г. – 16%. Минимальный размер пенсий по старости – 80 и 26% соответственно, минимальная стипендия в вузах 38 и 17%, в средних учебных заведениях 34 и 11% соответственно [8, 37].

Экономическое и социально-психологическое неблагополучие не позволяет женщине полноценно выполнять одну из основных ее функций – репродуктивную, что усугубляет и без того весьма сложную демографическую ситуацию в республике. Кризисные явления не могли не сказаться на состоянии здоровья женщины. Падение уровня жизни и отсутствие адекватной компенсации негативных факторов экологической и социальной среды ведет к росту числа хронических заболеваний, снижению продолжительности жизни. Особое беспокойство вызывает здоровье детей: растет заболеваемость, число аномалий и пороков развития.

Совокупность экономических и социальных факторов делает закономерной постановку вопроса о выживании детей в республике. Состояние здоровья населения, демография являлись предметом разговоров на «Круглом столе» РСЖ, собраниях, расширенном Президиуме, которые были проведены совместно с Северо-­Осетинской государственной медицинской академией, СОГУ (кафедра биологии), Министерствами здравоохранения и охраны окружающей среды.

Девяностые годы принесли наивысший рост смертности. Число умерших в РСО-­Алания к началу 1996 г. увеличилось по сравнению с 1990 г. в 1,3 раза. Число родившихся в тот же период, наоборот, сократилось в 1,5 раза [8, 18].

В 1996 г. отмечена минимальная за последние 25 лет продолжительность жизни: 60,7 лет – у мужчин и 74,2 года – у женщин и уникальный разрыв между ними в 14,5 года [8, 19]. Подобная ситуация сопоставима только с военным временем и беспрецедентна для мирной жизни.

В конце ХХ в. в РСО-А отмечен высокий уровень младенческой смертности на 10000: в 1990 г. – 12,9; в 1996 г. – 18, а материнская смертность – выше в 2 раза. Все меньшее число женщин желали иметь детей (результаты анкетирования). Рождаемость с 17 – в 1990 г. упала до 12 – в 1996 г. [10, 165].

Отмечается неудовлетворительное репродуктивное здоровье у большинства матерей, что непосредственно сказывается на здоровье ребенка. Продолжается рост заболеваемости беременных женщин, что сказывается на здоровье малышей. Как следствие – отклонение в состоянии здоровья отмечаются более чем у 80% новорож­денных.

Устойчиво растет заболеваемость детей-школьников, особенно подростков, по всем группам болезней, в первую очередь социально-обусловленным: туберкулезом за последние пять лет в 2,8 раза, венерическими заболеваниями в 3,5 раза. За этот же период в 4 раза выросло число детей-инвалидов. В республике их 2180, по городу Владикавказу – 900 [10, 166].

Острота всех этих проблем, связанных со здоровьем нации и демографической ситуацией в республике, требует неотложного принятия целостной социально-демографической политики, направленной на профилактику гиперсмертности, снижение заболеваемости, укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни населения.

По решению «Круглого стола» республиканского Совета женщин было внесено предложение в Правительство и Парламент РСО-А – рассмотреть вопрос о назначении женщинам, родившим ребенка, двух-трех минимальных окладов до достижения ребенком трехлетнего возраста, что позволит растить матери здорового ребенка, так как известно, что к трем годам формируются основные параметры организма ребенка. Социальная помощь государства детям реализуется в основном через систему пособий на ребенка до 16 лет.

Совет женщин тесно сотрудничает по этим направлениям с Миграционной службой, Министерством по национальной политике, Министерством здравоохранения, образования и другими.

Какое же положение занимают российские женщины на политической арене. Нужна ли политическая активность женщин для общества, или мужчины и без них прекрасно справляются с политикой? Современная политическая жизнь России характеризуется четкой асимметрией полов. Большинство женщин не имеют возможность себя реализовать. Гендерная асимметрия – политическая недальновидность мужчин – политиков. С одной стороны, существуют документы, законодательно подтверждающие равноправие полов, с другой стороны – патриархальное мышление не допускает мысли о лидерстве женщины в нашем государстве.

Известно, достичь цели равноправного развития можно лишь на основе нового и широкого проявления политической воли, задействовав невостребованный до сих пор потенциал большей половины населения. Но несмотря на все усилия, женщин в самой власти – единицы. Сегодня женщин волнует вопрос и об их широком участии в представительных органах власти. Несмотря на то, что у нас нет правовых препятствий для участия женщин в представительной власти, их число здесь лишь символично. Статистика на этот счет известна – в составе Парламента РСО-­Алания первого созыва была одна женщина, а пятого созыва – восемь. Есть динамика, но незначительная. Не лучше ситуация и в органах местного самоуправления. Российская Федерация, несмотря на все проводившиеся реформы – страна глубоко патриархальная. У нас сильны традиции активной общественной роли мужчин, а для женщины отведено лишь второе, если не более далекое, место. Хотя статистика показывает, что категорического антиженского настроя у электората нет: около 30% избирателей готовы голосовать за женщин, причем 41% приходится на мужчин.

Без сомнения, нужны годы последовательной работы, чтобы общество действительно поняло роль женщины в управлении, в принятии решений. Нужна упорная разъяснительная работа для формирования общественного мнения о необходимости включения женщин в политику. Следует подготовить саму женщину к этой роли – на равных конкурировать во всех сферах действий.

В политической сфере задачами женских общественных организаций являются выдвижение в органы законодательной и исполнительной власти, включение их в различные общественно-политические процессы, лоббирование их интересов в Государственной Думе, в Парламенте республики; привлечение их к активному участию в выборах, увеличение количества женщин – депутатов местных муниципальных советов, а также решение такого острого вопроса, как гендерная квота – поддержанная законом норма представительства для женщин [11, 22‑23].

В связи со сказанным Совет женщин внес предложение Президенту Республики Северная Осетия-Алания – не допускать рассмотрения вакансий на руководящие должности, если среди предложенных кандидатур отсутствует кандидатура женщины. При этом исходить из конкурентоспособности и высокого профессионализма женщины.

Таким образом, факторами участия женщин в общественно-политических организациях являются личностная мотивация, альтруизм, активная гражданская позиция.



     1. Культурное строительство в Северной Осетии. 1941‑1977. 1983. Т. 2.
     2. Женщины в общественных объединениях. Сборник статей. М., 1992.
     3. Не для войны рождаются сыновья (Республиканский слет солдатских матерей) // Социалистическая Осетия. 17 февраля 1988 г.
     4. Творческий труд — Родине (Республиканский слет работников культуры) // Социалистическая Осетия. 19 февраля 1975 г.
     5. Северная Осетия за годы десятой пятилетки. Статистический сборник. 1982.
     6. Катыхин В. Одной заботой одержимы // Социалистическая Осетия. 17 февраля 1988 г.
     7. Елоева З. Женщин добрые сердца // Социалистическая Осетия. 6 марта 1987 г.
     8. Северная Осетия в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ, 2001.
     9. Дзагурова Н. Х. Женщины Осетии в условиях трансформирующегося российского общества (1975‑2002 гг.). Владикавказ, 2007.
     10. Чопикашвили Л. В., Бобылева Л. А. Генетическая оценка демографической ситуации в РСО-Алании // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. № 2. Естественные науки. Владикавказ, 2003.
     11. Женщины в политическом процессе России / Под ред. В. Г. Ушаковой, Г. Байманн. СПб., 2003.



Об авторе:
Дзагурова Наталья Хаджумаровна — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А



Источник:
Дзагурова Н. Х. Женщины в общественно-политической жизни Северной Осетии // Известия СОИГСИ. 2014. Вып. 14 (53). С.87—95.

Вернуться назад