Главная > История > Общность исторических судеб Алании и России

Общность исторических судеб Алании и России


14 октября 2007. Разместил: Gabaraty
Одна территория, два народа (этноса) с одной судьбой — в этом историческом факте кроется разгадка общности исторических судеб индоевропейских народов, алан и русских. Находясь на протяжении более двух тысячелетий в серединном положении на евразийском континенте, аланы (осетины) и их предки — скифы — являлись носителями арийской культуры. Эту культуру они несли другим народам мира1.
Суть арианской идеологии (веры) — жить ради подвига — наиболее наглядно запечатлена в аланском героическом нартовском эпосе, который по многообразию персонажей, многоуровневой структуре и архаичности превосходит все известные мировой науке памятники устного (народного) эпического творчества2.
Гордые нарты бросают вызов самому Богу, так что тот в конце концов заявляет им: «Если Я окажусь победителем — чего бы вы пожелали: чтобы Я искоренил ваше племя или чтоб оставил выродков?»
На это нарты, подумав, решают: «Чем дурное потомство, лучше без него. На что нам вечная жизнь? Не нужна нам вечная жизнь, но пусть даст нам вечную славу». Таково было последнее слово нартов.
С момента выхода в свет полного собрания нартовских сказаний на аланском и русском языках в 1946 году3, ставшего каноническим, научный мир получил не только возможность первопрочтения истории развития индоевропейской цивилизации, но и познания основ их религиозных верований.
«Нарты кадджытае» не были омертвлены ортодоксальным мышлением государственных чиновников и донесли до читателей истоки самобытной национальной культуры алан, их идеологию. Подобно «Авесте», собранию древнеиранских связанных книг, в них запечатлено духовное учение северных иранцев. В этом и заключается их огромное всемирно-историческое значение. Извечная борьба двух нравственных начал, светлого и темного, пронизывает весь героический эпос о нартах — детях солнца.
В одной, казалось бы, простой жизненной формуле — жить ради подвига, сконцентрирован весь смысл многочисленных заповедей христианства, буддизма, гат зороастризма, сур ислама, первооснов религии древних иудеев, имеющих сегодня статус классических религий. Подвиг — в широком, духовном смысле этого понятия — свершается там и тогда, когда происходит сверхусилие, перенапряжение воли (духа) и физических сил человека или народа. Именно этим мгновениям человечество обязано появлению бессмертных произведений искусства и литературы, научных открытий, меняющих наши представления об устройстве окружающего мира, свершениям в ратных делах, рождению новых этносов и пассионариев. Подвиг олицетворяет победу светлого начала над тьмой. Очевидный бескомпромиссный характер арианской (асской) идеологии предъявляет повышенные морально-этические требования к ее носителям, не допускает толкования, двусмысленности в поведении. В этом заключается ее основное отличие от других духовных учений4.
Истовое служение арий дуалистической идеологии, сформировавшейся в доисторические времена на Кавказе и в евразийских степях, являлось главным смыслом их жизни. Одними из самых ярких носителей этой «естественной» религии являются скифо-сармато-аланы, господствовавшие на протяжении тысячелетий в Евразии. Столкновения между этими этнически родственными родо-племенными союзами в доисторические времена никогда не приводили к физическому уничтожению друг друга, а лишь к временной гегемонии внутри своей суперэтнической культурной целостности, сложившейся к началу новой эры. Изложенное в «Нарты кадджытае» духовное учение на протяжении тысячелетий формировало национальное самосознание алан, придавая ему гуманистическую направленность. «Народ, мечтающий с героизме, готовит себе расцвет...» — так характеризовал особенности идеологии алан Н.К. Рерих5.
Объединенные в глубокой древности арийской идеологией, аланы (осетины) донесли ее до наших дней, что предопределило цельность их исторической судьбы.
Вышеизложенное объясняет устойчивость стереотипа поведения алан, который зримо прослеживается с добиблейских времен. Аланы и их предки активно участвовали практически по всех исторически значимых событиях человеческой цивилизации.
В эпоху бронзы (XII–IX века до н.э.) северными иранцами (киммеро-скифо-сармато-аланами) создается на Кавказе самобытная «кобанская» культура, давшая толчок развитию металлургии древнего мира6.
Данное событие имело революционное значение для судеб многих народов и государств. Происходит расцвет военного искусства, тактики ведения конного боя. В результате киммерийцы (библейское имя Гомер7), разгромили государство Урарту (VIII век до н.э.), скифская конница вторгается в Мидию (VII в. до н.э.). Ведутся победные войны сарматской царицы Томирис над персидским царем Киром, скифов с персидским царем ДариемI. Скифы останавливают вторжение войск Александра Македонского в евразийскую (скифскую) степь.
В конечном итоге эти исторические события привели к началу новой эры, к установлению нового миропорядка в Евразии. Создается скифо-сармато-аланская суперэтническая культурная целостность, в орбиту развития которой попадают ведущие державы мира8.
VI–V века до н.э. характеризовались расцветом скифо-аланской философской и религиозной мысли. Деятельность выдающихся философов и политических деятелей Анахарсиса, Абариса, Скилы, Токсарсиса, Биона Борисфенита, Диогена Синопского, Сфера Боспорянина и других оказала значительное влияние на развитие греко-скифских экономических, политических и культурных отношений. Примерно в одно время (570 г. до н.э.) религиозный реформатор скиф Заратуштра (Spitaman — Sidamon) создал религиозное учение зороастризм, а скиф Будда (Гуатама) основал религиозное учение буддизм9.
Середина первого тысячелетия новой эры была ознаменована «великим переселением народов», в котором активное участие приняли аланы (библейское имя Ашкеназ (ас), сын Гомера).
Великое переселение народов открыло новую страницу в истории Европы. В этот период аланы вносят значительный вклад в развитие военного искусства, аристократии, рыцарства, религии и литературы Европы10.
Аланы участвуют в двух сражениях, имеющих всемирно-историческое значение. В 376 году состоялась знаменитая битва при Адрианополе, в которой аланы и готы разгромили армию Восточно-Римской империи. После этого сражения Рим уже не смог оправиться. В 451 году — разгром аланами и вестготами у Шалона армии Аттилы, что предрешило спасение Западной Европы от угрозы гуннского нашествия. Сильная военная организация алан, наличие в их среде выдающихся полководцев позволили им, вместе с вандалами, создать в 429 году на территории Северной Африки союзное государство. Вандало-аланское королевство оказало значительное влияние на развитие всего Средиземноморья.
В V веке аланский вождь Аспар и члены его рода пользовались неограниченным влиянием в Византии и фактически определяли ход ее истории. В 450 году сенат Константинополя предложил Аспару императорский престол, от которого он отказался. Аспар и его сын Ардабур, провозглашенный впоследствии кесарем Восточно-Римской империи, в 496 году одержали победу над войсками Аттилы, вторгшимися на Балканский полуостров.
Весь V век аланы активно участвовали в многолетней войне между Византией и Ираном.
Аланское общество выдвинуло в VI–XIII вв. выдающихся политических, государственных деятелей. Аланские цари Саросий (VI в.), Итаксис (VIII в.), Дургугель Великий (XI в.), Урдуре (XI в.), Росмик (XII в.), Сослан-Давид Царазонты (XII в.), Фареджан (XIII в.), Ос-Багатар Ахсартагкаты (XIII в.) и другие играли важную роль в жизни Восточной Европы, Кавказа и Передней Азии11.
IX–Х вв. были ознаменованы образованием на Кавказе Аланского государства и аланской православной епархии. Алания, подобно Руси, становится оплотом Православия в Европе. Шоанинский, сентинский, группа зеленчукских православных аланских храмов являются древнейшими на территории России.
Новые волны азиатских кочевников в XIII–XIV веках значительно изменили геополитическую карту мира. Это время оказалось роковым для Аланского государства и его народа. Вооруженная война алан с татаро-монголами во многом предрешила спасение народов Европы от их нашествия. Военное противостояние сделало из монголов и алан ассов (в китайской лексике а-су, монгольское множественное число асол) соратников, и это тесное боевое сотрудничество продолжалось до конца монгольской эпохи. В 1260–1294 годах из 30 000 аланских всадников создается личная гвардия Великого Хана, участвовавшая в походах на Китай. Аланы, пришедшие с Кавказа, оставили глубокий след в жизни Китая монгольской эпохи12.
В XIV веке с еще большим ожесточением велась война алан с тимуридами, спасшая славянские и европейские народы от угрозы очередного азиатского вторжения и предрешившая гибель Аланского государства. Алания в конце XVIII века (1774 г.) добровольно присоединяется к Российской Империи. В период с XVIII–ХХ веков аланы участвуют во всех войнах, которые вела Россия. Император Николай I в 1845 году наградил алан (осетин) особым наградным знаменем с грамотой, в которой отмечена «верная служба осетинского народа государству»13.
По удельному количеству полных Георгиевских кавалеров, кавалеров ордена Славы, героев Советского Союза, генералов аланы значительно превосходят все остальные народы России14 и вносят большой вклад в развитие науки, литературы и искусства России. Ряд выдающихся деятелей, мыслителей из алан причисляются к лику святых Русской Православной Церкви.
Таков далеко не полный перечень, характеризующий вклад алан в развитие человеческой цивилизации и Российского государства, определяющим фактором при этом являлась их приверженность арианской (асской) идеологии. Воистину «любой великий подвиг одного народа совершается для всех народов»15.
Общность исторической судьбы алан и русских была предопределена в глубокой древности, когда дуалистические идеи проникли в славянский мир и было сформировано общее иранославянское мировоззрение16.
Поэтому, несмотря на всю воинственность алан, пребывавших в постоянных походах, история не знает случая, чтобы они вели войну против своих северных соседей — славянских племен. Более того, аланы (ассы), эти универсальные воины, оберегали и защищали славянские народы от набегов норманнов (варягов), азиатских племен. Издревле взаимоотношения между этими народами носили мирный характер, скрепляемый междинастическими браками.
Русская протоистория хранит много свидетельств духовной близости алан и русских. Несмотря на то, что теория М.В. Ломоносова17, согласно которой предками руссов были роксоланы (светлые аланы), не выдержала испытания временем, тем не менее великий мыслитель не ошибался в близости их мировоззрений и исторических судеб. Само происхождение этнического термина русс восходит к скифо-аланскому миру18.
Русская нация, заняв в XV веке доминирующее положение в евразийской (скифской) степи, закономерно стала правопреемницей духовных традиций аланского мира.
Лучшим подтверждением сказанному могут служить строки глубоко идеологизированных произведений Хетагкаты Коста19:

Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,
Вселенная — отечество мое.

Из того же ряда:

Как сладко за свою свободу,
Как мысль беспомощную жаль.
Обнять весь мир, постичь природу,
В надзвездную проникнуть даль...

Космическая поэзия Коста не оставляет никаких сомнений относительно его арианского восприятия вселенной. От познания «надзвездной дали» к сопереживанию будням самого обездоленного из обездоленных — батрака, самого обездоленного народа и есть путь, избранный поэтом, предрешивший его бессмертие.
Может показаться, что это совершенно разные направления в творчестве поэта, но это не так — это разные стороны его всеохватывающего, поистине вселенского подхода к рассмотрению сути человеческого бытия. Одухотворенность творений К.Хетагкаты не объясняется исключительно его гениальностью, это проявление его индоевропейского происхождения и миропонимания. Неслучайно по проникновенности в глубины человеческого сознания в один ряд с его произведениями могут быть поставлены разве что только произведения Тараса Шевченко20.
Выходец из той же скифской степи, он был воспитан на традициях устного народного творчества, близкого к миру ариев.
Политические течения XIX–ХХ веков не могли, в силу своей ограниченности, вместить в себя «естественную» религию алан. Отсюда вся несостоятельность и тщетность попыток политтехнологов ХХ столетия обрядить аланского пророка в форму социал-демократа, разночинца или революционера-народника. Подобно тому как величественная аланская эпопея о нартах объединила и сблизила миропонимание народов Кавказа, правдивые, удивительно цельные образы из народной жизни сделали Хетагкаты Коста дорогим сердцу каждого человека.
Геополитическое положение России предопределяет преемственность ее как внешней, так и внутренней политики традициям скифоаланской общности, которая на протяжении тысячелетий являлась мостом между Востоком и Западом. Вместе с тем сегодняшняя действительность свидетельствует о серьезной недооценке руководством страны места и значения аланского (осетинского) народа на юге России. Более 200 лет назад аланы добровольно вошли в состав Российского государства как единый народ. Однако сегодня он имеет статус разделенной нации. Несмотря на неоднократные обращения аланского народа к руководству СССР, а теперь РФ, о необходимости воссоединения юга и севера Алании и прекращения тем самым его дискриминации, эти требования остаются гласом вопиющего в пустыне21.
Аланам отказано в праве на самоопределение, даже в рамках единого федеративного государства (РФ). В мире не существует аналогов подобной формы дискриминации по национальному признаку малочисленного народа. Сохранение существующего противоестественного положения вещей ведет к полному уничтожению (ассимиляции) аланского этноса, являющегося единственным носителем культуры северных иранцев и православной веры на Северном Кавказе.
Грузия, обособившись в 1991 году в самостоятельное государство, отказалась в одностороннем порядке признавать акты Советского государства об образовании ГССР и Юго-Осетинской автономной области (1922 г.), проигнорировала содержание Георгиевского договора (1783 г.), Манифеста Александра (1801 г.) о добровольном присоединении Грузии к Российской Империи22.
Ведение этнических «чисток» в Южной Осетии и Абхазии наглядно продемонстрировало мировому сообществу шовинистическую суть установленного в Грузии политического режима, не имеющего ничего общего с демократией23.
Согласно международному праву существующих государственных деклараций, Российская Федерация является правопреемницей не только Союза ССР, но и Российской Империи, в состав которой единая и неделимая Алания добровольно вошла после переговоров осени 1774 года24.
Отмена советской Конституции, по которой Южная Осетия вошла в состав Грузинской ССР, и непризнание последней всех актов советского правительства не оставило никаких юридико-правовых оснований для насильственного пребывания республики Южная Осетия в составе самопровозглашенной в 1991 году Республики Грузия25.
По существу, речь идет об аннексии Грузией части территории Алании, а следовательно и РФ, что изобличает агрессивный характер политики, проводимой руководством этого закавказского государства, и свидетельствует о несоблюдении Россией взятых на себя договорных обязательств от 1774 года.
Народы, как и люди, являются божественным творением. Поэтому право нации на самоопределение не может быть отчуждаемо, равно как и право личности на свободу. Полученное свыше, вне воли политиков и государств, оно может лишь регламентироваться международным правом, двухсторонними договоренностями, отражающими реалии современной жизни общества. Проведенный референдум народа Южной Осетии (1992 г.) по вопросу воссоединения с Северной Осетией в составе Российской Федерации соответствует всем стандартам международного права. Отсюда ссылки на международный принцип «нерушимости государственных границ», «невмешательства во внутренние дела друг друга» при решении проблемы Южной Осетии являются безосновательными26.
В данном случае они противоречат основам международного права и не могут препятствовать самоопределению народа Южной Осетии27.
Народ Северной и Южной Осетии имеет один язык, одну культуру, проживает на своей исторически сложившейся территории, то есть представляет один народ с одной историей, на всем протяжении которой не было случая невыполнения взятых на себя договорных обязательств. Вышеизложенное свидетельствует об отсутствие каких бы то ни было правовых, морально-этических оснований, препятствующих воссоединению аланского народа в своих исторически сложившихся границах.
Вожделенное стремление Грузии в военно-политический Северо-атлантический союз (НАТО), который рассматривает Россию в качестве главного противника, не оставляет никаких иллюзий относительно содержательной части представлений лидеров этого государства не только о будущем народа Южной Осетии, но и о месте России на геополитической карте мира. Однозначная поддержка Грузией агрессивной политики НАТО неизбежно ведет к новому витку эскалации напряженности на всем юге России28.
Очевидно, что длительная ориентация России на Грузию как главного партнера на Кавказе, выразившаяся в расширение ее территории за счет включения в ее состав Южной Осетии, Абхазии, части территории Северной Осетии, которые ей никогда не принадлежали, исторически себя не оправдала, да и не могла оправдать. Время неумолимо все расставило на свои места. Грузинам оказались абсолютно чужды традиции индоевропейской культуры с ее представлениями о добре и зле, о темном и светлом начале. В этом суть их безразличного отношения к национально-государственным интересам России. Борьба аланского народа за единую Аланию в составе Российской Федерации — это, по существу, борьба за стратегические позиции России во всем Каспийско-Черноморском регионе. Без решения этой ключевой проблемы (воссоединения Алании) Россия никогда не сможет обеспечить мир и стабильность на Кавказе.
Из всего вышеизложенного очевидна бесплодность широко развернувшейся в политических сферах страны дискуссии о дальнейшем пути развития Российского государства. Выбор этого пути лежит вне воли отдельных политиков или политических партий, так как он (путь) предопределен исторической судьбой России, как носительницы индоевропейской цивилизации. Несмотря на табу, наложенное на само упоминание о индоевропейских корнях русских, жизнь неумолимо требует восстановления истины. Именно индоевропейский мир, являющийся первоосновой культурных, духовных традиций как Востока, так и Запада, определяет путь развития последних, но никак не наоборот. Отсюда возрождение России станет возможным не в случае осознания себя неким придатком Востока или Запада, а в случае осознания своей принадлежности к индоевропейскому миру. Постичь его глубины русский этнос может, обратившись к духовному наследию, которое несут в себе аланы.
Осознание общности исторических судеб алан и русских, прослеживаемой с глубокой древности и исключающей возникновение между ними антагонистических противоречий, имеет непреходящее значение для поступательного развития России. Данное обстоятельство предопределяет более значимое положение Алании в национальной доктрине Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ:
1 См.: Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Цхинвал, 1982; Черты старины в сказаниях и быте осетин // Журнал Министерства народного просвещения. 1882, август; Экскурсы в область русского народного эпоса, 1892, I–VIII; Великорусские былины киевского цикла. Варшава, 1885; Dumеzil G. Loki. Pаris, 1948; Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
2 См., напр.: Нарты кадджытае. Сказания о гибели нартов.
3 Нарты кадджытае. Дзауджикау, 1946.
4 Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. «Быть лучшим всегда и во всем — такова была idee fixe виднейших нартов». См.: Толстой Л.Н. Евангелие для детей. Тула, 1991.
5 Письмо Почетного председателя комитета академика Н.К. Рериха Осетинскому комитету в Париже // Осетия. Париж, 1933, № 1.
6 Техов Б.В. Осетины — древний народ Кавказа. Цхинвал, 1993; Международная научная конференция «Осетиноведение: история и современность». Владикавказ, 1991.
7 Исаенко А.В. Библия о предках осетин // Северная Осетия. Владикавказ, 1992, 5 марта. № 44.
8 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. Об этом времени Г.В. Вернадский писал: «Межконтинентальный коммерческий путь из Китая в Туркестан был становым хребтом коммерческого империализма степных предводителей. Двигаясь к черноморским степям, сарматские вожди теперь в состоянии связать трансконтинентальный коммерческий путь с морской торговлей региона Черного моря». См.: Вернадский Г.В. История России. М., 2000.
9 Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра // Избранные труды. Владикавказ, 1990; Гуриев Т. А. Из жемчужин Востока: АВЕСТА. Владикавказ, 1993.
10 Harmatta J. Studies in the History and language of the Sarmatians. Szeged, 1970; Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987; Бахрах Б.С. Аланы на Западе. М., 1993; Аланы, Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992; Вернадский Г.В. История России. М., 2000.
11 Гутнов Ф.Х. Средневековая Осетия. Владикавказ, 1993; Аристократия алан. Владикавказ, 1995; Корнелий Тацит. Соч.: В 2 т. Л., 1970. Т. 1, 2; Тогоев Г.Д., Цховребов И.Н. История Осетии в документах и материалах. Цхинвал, 1962. Т. 1. В XII веке представитель аланского царского рода Царазонты Сослан-Давид взошел на царский престол Грузии. Во время его правления грузинское государство достигло своего наивысшего расцвета. Сослану-Давиду Царазонты посвящена поэма Ш.Руставели «Витязь в барсовой шкуре».
12 Рерих Ю.Н. Аланские дружины в Монгольскую эпоху // Осетия. Париж. 1933. № 4–6.
13 Осетия и осетины / Сост. К.Челехсаты. Владикавказ, 1994.
14 Худалов Т.Т. Северная Осетия в Великой Отечественной войне. 1941–1945 гг. Владикавказ, 1992; Дзагурова Г.Т. Под российскими знаменами. Владикавказ, 1992; Сиукаев Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ, 1994. В дореволюционной русской армии насчитывалось 2588 офицеров-осетин, среди которых было 33 генерала. 379 военнослужащих-осетин были кавалерами Георгиевского креста. Внушительная цифра, если учесть, что численность населения Осетии накануне Октябрьской революции составляла всего 180 тысяч.
15 Афоризмы. М., 1972. Высказывание Стефана Цвейга.
16 Абаев В.И. Дихотомия в истории религий // Избранные труды. Владикавказ, 1990; Синягин А.А. Два христианства на Руси // Там же.
17 Миролюбов Ю.Ж. Молодая гвардия. М., 1993. № 7.
18 Бзаев К.К. Происхождение этнического термина Русь. Владикавказ, 1996; Вернадский Г.В. История России. М., 2000.
19 Хетагкаты К.Л. Осетинская лира (Ирон фендыр). Орджоникидзе, 1970.
20 Шевченко Т.Г. Кобзарь. Киев, 1964.
21 См.: Доклад т. Микояна «О работе бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) на 7 пленуме крайкома 12 июля 1925 // Партийный архив Ростовского обкома КПСС. «...Товарищи осетины, как южные так и северные высказались на своих съездах за объединение... Возможно две вещи: или объединение Северной и Южной Осетии в составе РСФСР, или в составе Грузии. Может быть, с точки зрения экономической и политической им было бы лучше быть в РСФСР, но с точки зрения общей политики придется быть в составе Грузии».
22 История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней: В 2 т. Орджоникидзе, 1987; Блиев М.М. О некоторых проблемах присоединения народов Кавказа к России // Северная Осетия. Владикавказ, 1992, 10 сентября, № 173; 11 сентября, № 174.
23 Чрезвычайный приказ Католикоса, патриарха всея Грузии Илии II, 28 сентября 1990 г. // Осетия и осетины. Владикавказ, 1994.
24 См.: Там же.
25 Бороладзе Н. «Большие маневры» тбилисских политиков // Независимая газета. 2001, 22 марта.
26 Осетия и осетины / Сост. К.Челехсаты. Владикавказ, 1994; Гаглойти Ю.С. Южная Осетия. Цхинвал, 1993.
27 Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
28 Зорин М. НАТО — на Черном море // Российская газета. 2001, 14 июня, № 111.
На стр. 8: И.К. Айвазовский. «Цепи Кавказских гор». 1869 г.


Хазмат Георгиевич ДЗАНАЙТЫ
д. экон. н.


при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад