Главная > История > Законодатели кинжальной моды – Атаги

Законодатели кинжальной моды – Атаги


16 октября 2007. Разместил: Gabaraty
«В Чечне — отличные клинки для шашек, лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)»
Генерал Д.В. Пассек. 1841 год.


Крупными центрами Северного Кавказа по изготовлению Х.О. всегда были знаменитые аулы Большие и Малые Атаги. Расположены они в предгорях. Аул Большие Атаги находится в 20 км от Грозного. В народе бытует легенда о том, как старый мастер из Малых Атагов выковал шашку знаменитому абреку Вара (надо сказать – одни из клавных ценителей Х.О.) Клинок был изготовлен по новой технологии, и его качество превзошло все ожидания.

Законодатели кинжальной моды – Атаги

От удара шашки выступ наковальни был срезан, а ствол ружья рассечен надвое! На клинке при этом не было ни одной зазубрины. Тогда мастер, предвидя, каким страшным оружием этот клинок может стать в руках врага, уничтожил шашку и поклялся никогда не изготавливать подобные клинки… Трудно понять житейскую и просто логику легенды, но с фольклором не поспоришь… Один из живший во второй половине XIX века атагинских мастеров-оружейников по имени Телхиг отличился особо. Для изготовления кинжальных клинков он использовал английские иглы для швейных машинок! Самое замечательное было то, что на поверхности клинка иголки четко просматривались, словно они были покрыты лаком. Лезвие имело высокую прочность и хорошее качество… Ныне здравствующий Алавди Хамзатов, 1924 года рождения, рассказал, что его предки были мастерами-оружейниками. Клинки Хамзатовы не украшали, а передавали мастерам-оформителям, в т.ч. и в Кубачи. Своего клейма не имели, по желанию заказчика травлением наносили имя мастера, узор, дарственную надпись или изречения из Корана.Законодатели кинжальной моды – АтагиДелалось это следующим образом - готовый клинок покрывался пчелиным воском, затем твердым и острым предметом, наподобие шила, наносили текст или рисунок, тщательно очищая прорези от воска. После этого вокруг текста или рисунка посыпался песок, чтобы удержать налитую на рисунок кислоту. В зависимости от времени выдержки достигалась нужная глубина рисунка или надписи. Отходы от каленого железа собирали с наковальни, использовали для натирания клинка, так как они не оставляли полос и создавали хороший блеск, своеобразная металлическая вата… Рукояти из рога, кости, дерева делали сами. Изготовляли также и простые ножны, обтянутые черной кожей. Древесный уголь, измельченный в порошок, разбавляли маслом и долго втирали в рукоять из рога буйвола для придания ей черного цвета. Подобная обработка позволяла сохранить черный цвет рукояти на многие годы. Вместе с тем, было немало клинков, издавна изготовлявшихся в строгой форме без орнамента с 1–3 долами по всей длине клинка… В Атагах изготовлялись и клинки для Терского казачьего войска (ТКВ). Клинки пользовались известностью, охотно раскупались русскими офицерами. Известно, что атагинские клинки воспевались в песнях терских и гребенских казаков. Эти шашки они ласково называли «атагинками»... Любопытен еще факт, который хорошо знают атагинцы. Рядом с аулом Большие Атаги хутор мастера-оружейника по имени Базалай-Али, изготовлявшего превосходные клинки (середина XVIII—первая половина XIX века). Хутор назывался именем мастера — Базалай. А старинная казачья песня: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Случайное совпадение или истинное имя первого мастера, положившего начало знаменитым кинжалам «базалай»? Время новых споров…

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад