Главная > имам Шамиль > Часть I. Наковальня для героя. Мир горца
Часть I. Наковальня для героя. Мир горца8 октября 2007. Разместил: Gabaraty |
В горах много свободы, но мало земли. Поэтому обыденная жизнь здесь соткана из бесконечной борьбы за существование. Реки прорезают в гранитных горах бездонные каньоны, орлы охотятся за змеями, цветы пробиваются из-под снега, а дороги такие узкие, что двоим не разойтись. Здесь, чтобы построить дом, надо разрушить скалу. Небо так низко над горами, что звезды кажутся россыпью крупных алмазов, а огненные росчерки метеоритов зовут поискать посланца небес за соседней горой. Ослепительные молнии и сокрушительный град, горные обвалы и снежные лавины... Энергия и фатализм, страсть и упорство составляют основу природного характера горца. Даже одежда горцев схожа с их миром - бурки лесов и белизна папах, как на снежных вершинах Кавказа. Дух вооруженной демократии, издревле вошедший в кровь и плоть горцев, не допускает и тени зависимости. В горах все обнажено, как в античной драме. Здесь аулы - амфитеатры, где каждый открыт перед людьми, небом и Всевышним. Здесь скажешь слово - и эхом отзовется вечность. И потому доброе слово здесь дороже золота, а злое - опаснее пули. М. Лермонтов писал о Кавказе. Там за добро - добро, и кровь - за кровь, И ненависть безмерна, как любовь Горцев считают прирожденными воинами, но сами они не менее воинских доблестей ценят знания, ум и красоту. В Дагестане издревле неграмотность считалась позором, а книга - высшей ценностью. Образование было общедоступным, а по количеству школ относительно населения горцы превосходили самые просвещенные державы. Богатые библиотеки украшали скромные сакли горцев, а дагестанские ученые высоко ценились во всем мусульманском мире. Горцы изучали не только богословие или теологию, но и философию, алгебру, геометрию, логику, стихосложение, составляли медицинские атласы, энциклопедии растений и минералов. И теперь еще в горах можно увидеть древнейшие на планете наскальные солнечные календари и небесные карты. Бережно сохранялись традиции гостеприимства и куначества, почитания старших и уважения к женщине, независимости и патриотизма. Пришелец находил кров и защиту в любом доме. Женщина могла остановить самую горячую схватку, всего лишь бросив между противниками свой платок. "Хорошо живет тот, у кого жена хорошая, - говорят в горах, - а у кого плохая - плохо". Научный консультант кандидат исторических наук И. В. КАРПЕЕВ, "Казиев Ш. Имам Шамиль", М., Молодая гвардия, 2001 при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Вернуться назад |