Главная > имам Шамиль > Часть I. Наковальня для героя. Мир горца

Часть I. Наковальня для героя. Мир горца


8 октября 2007. Разместил: Gabaraty
В горах много свободы, но мало земли. Поэтому обыденная жизнь здесь
соткана из бесконечной борьбы за существование.
Реки прорезают в гранитных горах бездонные каньоны, орлы охотятся за
змеями, цветы пробиваются из-под снега, а дороги такие узкие, что двоим не
разойтись. Здесь, чтобы построить дом, надо разрушить скалу. Небо так низко
над горами, что звезды кажутся россыпью крупных алмазов, а огненные росчерки
метеоритов зовут поискать посланца небес за соседней горой. Ослепительные
молнии и сокрушительный град, горные обвалы и снежные лавины...
Энергия и фатализм, страсть и упорство составляют основу природного
характера горца. Даже одежда горцев схожа с их миром - бурки лесов и белизна
папах, как на снежных вершинах Кавказа.
Дух вооруженной демократии, издревле вошедший в кровь и плоть горцев, не
допускает и тени зависимости.
В горах все обнажено, как в античной драме. Здесь аулы - амфитеатры, где
каждый открыт перед людьми, небом и Всевышним. Здесь скажешь слово - и эхом
отзовется вечность. И потому доброе слово здесь дороже золота, а злое -
опаснее пули.
М. Лермонтов писал о Кавказе.

Там за добро - добро, и кровь - за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь

Горцев считают прирожденными воинами, но сами они не менее воинских
доблестей ценят знания, ум и красоту.
В Дагестане издревле неграмотность считалась позором, а книга - высшей
ценностью. Образование было общедоступным, а по количеству школ относительно
населения горцы превосходили самые просвещенные державы.
Богатые библиотеки украшали скромные сакли горцев, а дагестанские ученые
высоко ценились во всем мусульманском мире.
Горцы изучали не только богословие или теологию, но и философию, алгебру,
геометрию, логику, стихосложение, составляли медицинские атласы,
энциклопедии растений и минералов.
И теперь еще в горах можно увидеть древнейшие на планете наскальные
солнечные календари и небесные карты.
Бережно сохранялись традиции гостеприимства и куначества, почитания
старших и уважения к женщине, независимости и патриотизма.
Пришелец находил кров и защиту в любом доме.
Женщина могла остановить самую горячую схватку, всего лишь бросив между
противниками свой платок. "Хорошо живет тот, у кого жена хорошая, - говорят
в горах, - а у кого плохая - плохо".

Научный консультант кандидат исторических наук И. В. КАРПЕЕВ, "Казиев Ш. Имам Шамиль", М., Молодая гвардия, 2001

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад