Интересно: Некоторые аспекты демографической ситуации в Республике Башкортостан в конце XX - начали XXI вв.

Опубликовал admin, 2 апреля 2014
А. Ю. Бабушкин
Ишимбайский филиал Уфимского государственного
авиационного технического университета, г. Ишимбай, Россия

В 80-е годы в Башкирии происходили прогрессивные сдвиги в социальной структуре населения. В результате роста городского населения происходило выравнивание степени урбанизации Башкирии и СССР. Республика приблизилась к общесоюзным данным и по такому важному показателю как удельный вес рабочего класса среди занятого населения.

Каждая республика, в том числе и Башкирия, имела свою специфику и свои сложности в межнациональных отношениях. С началом перестройки появились они и в Башкирской АССР. Демографическая ситуация в Башкортостане на протяжении всего перестроечного периода оставалась очень сложной. Связано это было, в первую очередь, с тем, что титульный этнос, согласно данным переписей, занимал лишь третье место по численности в республике, немного уступая татарам и значительно уступая русским в численности. Согласно проводившейся в 1989 году в Башкирии переписи самым многочисленным народом республики были русские - 39,3 %. Татары занимали 2-е место - 28,4 %, а башкиры 3-е - 21,9% от населения республики. Одной из определяющих причин резкого снижения удельного веса башкир в 1989 году по сравнению с 1979 годом стал массовый выезд башкирского населения за пределы республики. По расчётам, за указанный период превышение выезда башкир из республики над их прибытием составило более 100 тысяч человек. Причиной этого стала вынужденная трудовая миграция в Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую области, что свидетельствовало о неблагоприятных тенденциях развития башкирского этноса в Республике Башкортостан. Общая численность населения Башкирии в 1989 году составила 3 943 100 человек.

Согласно статистическим данным, весь XX век неуклонно сокращался удельный вес численности русских среди городского населения республики и возрастал удельный вес башкирского и татарского населения. С 1926 по 1989 год удельный вес русских в городах снизился с 78,4% до 51,1 %.

Башкортостан в это время являлся регионом, где было очень много смешанных браков между людьми разных национальностей, особенно между татарами и башкирами. По данным переписей населения и социологических опросов, в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века в республике каждая пятая брачная пара объединяла представителей двух национальностей. В городской среде этот показатель был выше - 24 %, в сельской местности - 15,2 %. По этой причине в Башкортостане интенсивно происходил процесс ассимиляции башкир. Так, в этнически смешанных башкиро-русских, башкиро-татарских семьях из 100 детей только 42 ребёнка относились к башкирской национальности.

Наиболее сложной межнациональной проблемой в Башкортостане являлся татаро-башкирская. Этногенетически она была основана на том, что формирование этих двух родственных тюркских народов происходило на просторах Волго-Уральской историко-этнографической области вплоть до середины XIX века в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости1. Существенное влияние на генезис «татаро-башкирской» языковой проблемы оказало введение во второй половине 1920-х годов канонов башкирского литературного языка, развивавшегося до тех пор в основном в рамках «тюрки», т. е. старотатарского языка. Тогда, в результате ожесточённой дискуссии среди языковедов и политиков возобладала точка зрения, по которой за основу литературного башкирского языка были взяты юго-восточные (по тогдашней номенклатуре - юрматынский и кувандыкский) диалекты, наиболее радикально отличающиеся от татарского языка2. В результате практически все «западные» и «северо-западные» башкиры превратились в «татароязычных», а ещё довольно большие группы башкир из центрального и северного регионов стали говорить на диалектах более близких к татарскому, чем к собственно башкирскому литературному языку3.

Главная сложность тут заключается в том, что татары и башкиры - народы, родственные по культуре и языку до такой степени, что чёткую границу между ними просто невозможно провести. В Западной Башкирии, население которой культурно близко примерно в равной степени как к башкирам, так и к татарам, сегодняшние попытки углядеть одну этническую общность под названиями «башкиры», «татары» или «мишари» являются научным анахронизмом4.

Резкое сокращение численности башкир в Башкирии во второй половине XX века объяснялось усилением процесса ассимиляции башкир. Например, за указанный период в 14 западных и северо-западных районах Башкортостана (Балтачевский, Благоварский, Бураевский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Илишевский, Кушнаренковский, Буздякский, Миякинский, Татышлинский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский и Янаульский) численность башкир сократилась на 123 346 человек. В то же время в перечисленных районах с включением Уфимского района численность татар увеличилась на 99 685 человек, их прирост составил 166,4 %5.

Во многом причиной этого стали зигзаги в национальной политике Башкирии, которые наблюдались на протяжении всего XX столетия. Так, по переписи 1926 г. в Башкирии на 625 тыс. башкир 280 тыс. назвали родным языком татарский (44,7 %) а в 1989 г. - из 863,8 тыс. человек 216 тыс. (около 25 %). Отсюда можно сделать логический вывод, что большая часть татароязычных башкир на протяжении многих лет ошибочно причислялась к татарскому этносу, а не к башкирскому.

Своими корнями вопрос об идентификации населения, проживающего на северо-западе Башкортостана, уходит в глубокое прошлое. Р. Г. Кузеев в своей книге «Историческая этнография башкирского народа» пишет, что в XX веке часть западных и северо-западных башкир, культуру и быт которых принято называть переходной, имея ввиду присутствие в них наряду с башкирской по происхождению основой многочисленных элементов татарской культуры, постепенно стала ассимилироваться в татарской этнической среде6. Важно заметить, что долгое время татары называли себя «казанлы», «булгары», «мусульмане», не пользуясь этнонимом, данным им русскими. Лишь с XVIII-XIX вв. термин «татары» стал для этого народа общепринятым. Можно предположить, что современное тюркоязычное население этого региона имеет смешанное татаро-башкирское происхождение.

Несмотря на близкую родственность башкир и татар, с точки зрения этнической психологии эти два народа существенно отличаются друг от друга. Башкиры, согласно мнению В. Г. Крысько, изложенном им в книге «Этническая психология», являются исполнительными, аккуратными и прилежными в исполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанными настойчивыми. А татары склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку, иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты7. Возможно, отчасти в этом лежит проблема противоречий между этими двумя очень близкими по этническому принципу народами.

Накануне Всероссийской переписи населения 2002 года активисты Всемирного курултая башкир сделали всё, чтобы подготовленная исполкомом данной организации информация дошла до каждой башкирской семьи. В итоге их деятельность завершилась успехом — по итогам данной переписи численность башкирского этноса превысила численность татарского и уступила только численности русского. Связано это было, в первую очередь, с тем, что большая часть западных, татароязычных башкир впервые за долгое время себя правильно идентифицировала, записавшись не татарами, а башкирами. Также причиной роста численности башкирского этноса можно считать общий прирост численности населения республики. Так, по сравнению с 1989 годом в 2002 году численность её населения возросла на 159,8 тыс. человек и составила 4102,9 тыс. человек.


Примечания:

1. Галлямов P.P. Элита Башкортостана. Политическое и конфессиональное измерения. Казань, 2006. С.42.

2. там же. С.42-43.

3. Кузеев Р.Г. Социальное и этническое в современных этнонациональных процессах: препринт. Уфа, 1988. С.25-30.

4. Кульшарипов М.М. Трагическая демография. Уфа, 2002. С. 21

5. там же. С. 17.

6. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С.256.

7. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002. С. 151-152.


Литература

1. Галлямов Р. Р. Элита Башкортостана. Политическое и конфессиональное измерения. Казань, 2006. С.42.

2. Крысько В. Г. Этническая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002. С. 151-152.

3. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С.256.

4. Кузеев Р. Г. Социальное и этническое в современных этнонациональных процессах: препринт. Уфа, 1988. С.25-30.

5. Кульшарипов М. М. Трагическая демография. Уфа, 2002. С. 21.


Бабушкин А. Ю. Некоторые аспекты демографической ситуации в Республике Башкортостан в конце XX - начали XXI вв. // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 44 - 47.

Похожие новости:

  • Оценка демографических процессов на региональном уровне
  • Миграционные процессы и их влияние на трудовые ресурсы региона (на примере Оренбургской области)
  • Некоторые проблемы международных миграционных процессов в Кузбассе в начале XXI века
  • Демографический переход в Азербайджане на рубеже XIX-XX вв.
  • Этнокультурное взаимодействие русского и абхазского населения Республики Абхазия: опыт эмпирического анализа
  • Динамика этнической структуры населения Северной Осетии за 80 лет
  • В Чечне проживают представители 96 национальностей
  • Дмитрий Медведев прогнозирует рост численности населения России
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2019 (7)
    Сентябрь 2019 (2)
    Июнь 2019 (6)
    Май 2019 (1)
    Апрель 2019 (3)
    Март 2019 (5)
      Осетия - Алания