Интересно: Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема

Опубликовал admin, 30 июля 2014
М. В. Красноярова
Выборгский филиал Северо-Западной академии государственной службы,
г. Выборг, Россия

Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблемаИсследования социологов и демографов на протяжении последних двух десятилетий обнаруживают две устойчивые тенденции: снижение возраста начала сексуальной жизни, и повышение возраста вступления в брак и материнства. Происходят значительные изменения в нормативных представлениях и практике в сексуальной, матримониальной и репродуктивной сферах жизни общества. По данным Европейского Социального Исследования (ESS) нормативные представления о возрасте для девушки, когда «еще рано начинать сексуальные отношения», во всех странах меняются в сторону более низкого возраста сексуального дебюта при переходе от старших возрастных групп опрошенных к более молодым. Половые контакты у подростков встречаются все чаще и начинаются все раньше. В то же время во всех странах повышается фактический возраст вступления в брак и материнства. По прогнозам социологов, возрастная модель брака и рождаемости будет продолжать повсеместно стареть, и завершение этого процесса пока не просматривается [2].

Происходящие изменения побуждают общество к активному поиску направлений, форм и средств организации помощи семье в реализации родительских функций [3].

Отмечаемая тенденция всё более позднего вступления в брак и осознанного, желанного рождения ребёнка, объясняет рост запросов родителей на информационно-консультационные, медицинские, психологические услуги по вопросам, связанным с благополучным протеканием беременности, подготовке к родам, организации грудного вскармливания, подготовке к воспитанию и развитию ребёнка. Этот спрос удовлетворяется большим количеством организаций, оказывающих самую разную помощь молодым родителям на платной основе, использующих разнообразные методики подготовки к родам, технологии раннего развития ребёнка, от научно обоснованных до инновационных, экзотических, рискованных. Появилось большое количество журналов, книг, сайтов в Интернете, телеканалов, передач, адресованных родителям. Родители знают, чего хотят, ищут и выбирают ту услугу, которая соответствует их взглядам, убеждениям, материальным возможностям.

Совершено по-другому складывается ситуация, обусловленная тенденцией раннего начала сексуальной жизни. В условиях недостаточно организованного, почти отсутствующего сексуального просвещения и низкой контрацептивной культуры оно ведёт к раннему материнству, часто случайному, нежеланному, как следствие - рискованному. На протяжении нескольких десятилетий - с середины 1960-х до начала 1990-х годов - рост сексуальной активности среди подростков сопровождался устойчивым ростом уровня подростковой рождаемости. Коэффициент рождаемости в возрасте 15-19 лет за два с половиной десятилетия между 1965 и 1990 годами вырос более чем вдвое - с 23 до 56 рождений на 1000 женщин этого возраста. Вклад матерей до 20 лет в общую величину суммарной рождаемости увеличился с 5 процентов в 1965 до 18 процентов в 1994 году. К 2000 году отмечалось некоторое уменьшение количества рождений у несовершеннолетних матерей. Но по данным Всемирной организации здравоохранения на них стабильно приходится примерно 11 % от общего числа родов во всём мире. Поэтому проблема раннего материнства продолжает волновать медиков, педагогов, психологов, демографов [2; 5].

Социально-психологические исследования показывают, что материнство девочек-подростков в силу ряда объективных факторов является рискованным, ведёт к социальному сиротству, скрытому инфантициду, представляет угрозу для физического и психического здоровья как ребёнка, так и его малолетней матери. Даже биологически зрелая юная мать не достигает личностной и социальной зрелости, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие ребёнка. Чаще всего маленькими мамами становятся девушки из неблагополучных в социальном и материальном отношении семей - малообеспеченных, неполных, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, а также выпускницы детских домов и интернатных учреждений. Эта категория мам, как правило, не готова к выполнению материнских функций, не осознаёт отсутствия необходимых умений, находится в трудной жизненной ситуации. В большинстве случаев юная мать остаётся одна со своими проблемами, пытается строить свою жизнь самостоятельно, не имея ни положительного опыта собственной родительской семьи, ни здорового социального окружения, не имея средств к существованию [1;4].

Помочь молодой маме адаптироваться к роли родительницы, увидеть в ребёнке не источник проблем, а полюбить его, овладеть навыками ухода за ним и ведения домашнего хозяйства, обеспечить необходимую материальную поддержку можно в условиях специально организованной системы социально-педагогического сопровождения на базе общественной организации, социального центра помощи семье и детям разного ведомственного подчинения. Очень важным шагом при организации социально-педагогического сопровождения раннего материнства является информирование молодых мам о тех услугах и помощи, которую они могут получить, мотивирование их к взаимодействию со специалистами. Необходима координация всех служб, которые на разных этапах соприкасаются с молодой семьёй.

За последние годы в России возникло большое количество общественных организаций, фондов, государственных центров, деятельность которых направлена на оказание материальной, социально-педагогической, психологической, юридической помощи и разносторонней поддержки семьи в интересах создания благоприятной среды для развития и воспитания ребёнка.

Активно развивается проектная деятельность в отношении организации различных видов поддержки семей с детьми, в том числе несовершеннолетних матерей. Накопленный опыт показывает, что востребованность и эффективность услуг общественных организаций в сфере семейных проблем достаточно высока. В условиях общественной организации, специального социального семейного центра, клуба, наиболее удобно сосредоточить усилия разных специалистов, волонтёров, представителей общественности, сотрудников государственных структур, ответственных за работу с семьёй. Именно здесь можно создать благоприятную социально-психологическую среду для становления юной матери как личности, поддержать её материально, создать условия для накопления положительного материнского опыта, овладения навыками ведения домашнего хозяйства, общения со сверстниками, находящимися в аналогичной жизненной ситуации, расширения социальных контактов.

Перед специалистами в области социальной педагогики стоит ряд задач:

1. Выявление основных проблем, возникающих у несовершеннолетней девушки в связи с рождением ребёнка.

2. Разработка содержания и определение условий эффективного социально-педагогического сопровождения раннего материнства.

3. Подбор наиболее эффективных социально-психолого-педагогических методов формирования ответственного родительства матерей-подростков.

4. Организация работы с социумом, непосредственным окружением несовершеннолетней матери — родителями, соседями, жителями района, учреждениями, с целью привлечения имеющихся у сообщества ресурсов (знаний, умений, материальных средств, свободного времени и др.) для создания благоприятной среды, поддержки несовершеннолетней матери и её ребёнка.

5. Анализ и обобщение имеющегося опыта организации социально-педагогической поддержки раннего материнства, обеспечение его использования в практике работы с несовершеннолетними мамами.


Литература

1. Бердникова, Т. В. Юное материнство в современной семье [монография] / Т. В. Бердникова, Н. С. Стелашов, Г. А. Сидоров. - Курский гос. мед. ун-т, Курский регион, 2000. - 161 с.

2. Захаров, С. Возрастной символизм культуры и его изменения / С. Захаров // Россия в Европе. По материалам международного сравнительного социологического проекта «Европейское социальное исследование» / Отв. ред. Андреенкова А. В., Беляева Л. А. - М.: Акдемия, 2009. Режим доступа к статье: http://demoscope.ru/weekly/2009/0385.

3. Ланцбург, М. Е. Исследование потребности в социальнопсихологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста / М. Е. Ланцбург, Т. О. Арчакова // Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Е. Ф. Обухова, Е, Г. Юдина - М.: МГППУ, 2007. - 336 с., с. 133-141.

4. Скутнева, С. В. Раннее материнство // Социологические исследования. - 2009,-№ 7. - С. 114-118.

5. Подростковая беременность: сложный в культурном отношении вопрос /' Бюллетень Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Выпуск 87. - № 6. — 2009. - Режим доступа к бюллетеню: http://www.who.int/bulletin/ru/index.html


Красноярова М. В. Материнство несовершеннолетних девочек как социально-педагогическая проблема // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 94 - 97.

Похожие новости:

  • К вопросу о здоровье и питании лиц пожилого возраста
  • Социально-экологические проблемы в области семьи, материнства и демографии
  • Концепция и стратегия исследования качества жизни в пульмонологии
  • Медико-демографические аспекты проблемы онкопатологии женского организма в условиях Ставрополья
  • Демографический переход в Азербайджане на рубеже XIX-XX вв.
  • Особенности рождаемости в России и зарубежных странах, 1990-е гг.
  • Актуальная проблема и пути ее решения
  • Детская смертность в Чечне превышает среднюю по стране в 1,6 раза
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
      Осетия - Алания