Интересно: Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии

Опубликовал admin, 26 августа 2014
Е. Г. Мишина, О. М. Роицектаева, Ю. Г. Шипелова
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, з. Нижний Тагил, Россия

За последние годы в стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний [1]. Данная статистика прямым образом относится к вузам, так как эти же выпускники общеобразовательных учреждений становятся студентами. В современных социокультурных условиях, обусловленных, с одной стороны, модернизацией образования, а с другой стороны, продолжающимся процессом ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи, требуются более эффективные меры создания здоровьесберегающей среды в вузе. На сегодняшний день имеет место недооценка комплексного, системного решения проблемы создания здоровьесберегающей среды вуза. Это может быть связано с тем, что происходит переоценка возможностей студента. Нужно отметить, что сохранение здоровья у учащихся должно идти на протяжении всего периода обучения (школа - институт), в противном случае если не начинать, затормозить или не совершенствовать этот процесс, то к концу всего этапа обучения мы получим совершенно не готового и не адаптированного к жизни индивида. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном учреждении должно включать в себя 3 этапа. На первом этапе должен осуществляться мониторинг морфофункционального состояния организма учащихся, позволяющий выяснить уровень здоровья обучающихся. К тому же он позволяет оценить влияние различных инновационных образовательных технологий на здоровье участников образовательного процесса. На втором этапе разрабатываются профилактические и коррекционные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. На третьем этапе осуществляются коррекционные мероприятия, направленные на устранение функциональных отклонений у учащихся, входящих в группу риска по развитию различных заболеваний, здесь ведущая роль отводится специалистам: психологам, физиологам, медикам. Такая работа позволяет сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения [1]. Донозологическая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи является обязательным условием реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Целью нашей работы явилось изучение возможности применения оценки морфофункционального состояния студентов-первокурсников как элемента донозологической диагностики в условиях обучения в вузе. При исследовании морфофункционального состояния мы проводили оценку физического развития, оценивали состояние системной гемодинамики и определяли адаптационный потенциал по Р. М. Баевскому (1977). Нами было обследовано 135 студентов первого курса НТГСПА (115 девушек, 20 юношей) в возрасте 17-18 лет. В результате проведенных исследований было установлено, что соматометрические показатели девушек соответствуют возрастным нормам. У юношей возрастным нормам соответствует только показатели длины тела. В то время как показатель массы тела и ОГК ниже возрастной нормы у 84 % и 74 % обследованных юношей. Анализ показателей ЖЕЛ выявил, что у 78 % юношей и 69 % девушек этот показатель был ниже возрастной нормы, у остальных юношей и девушек показатель соответствовал возрастной норме. При оценке мышечной силы кисти установлено, что высокие значения показателя были у 5 % юношей и 3 % девушек, у 79 % юношей и 71 % девушек - ниже возрастной нормы, у остальных соответствовал возрастной норме. На наш взгляд резкое ухудшение физиометрических показателей связано со снижением двигательной активности школьников и студентов, ухудшением качества физического воспитания, интенсификации учебного процесса, нарушениями физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса, недостаточном уровне компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования.

В процессе обучения в вузе студенты подвержены влиянию значительных статических нагрузок (напряжение небольших групп мышц кисти при письме), которые оказывают значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Исследование показало, что показатели системной гемодинамики соответствуют возрастной норме, характерной для 17-18 летних юношей и девушек. Для более глубокого изучения состояния центральной гемодинамики измерения проводят при действии функциональных проб, с которыми студенты сталкиваются повседневно в процессе обучения в вузе [2]. Мы применяли локальную статическую нагрузку на мышцы предплечья в 30 % максимального произвольного усилия (МПУ) до отказа. Локальная статическая нагрузка вызывала достоверное увеличение показателей артериального давления (АД), САД и ДАД у девушек повышались на 12,3 и 11,1 %, у юношей - на 7,6 и 25,8 % соответственно. У всех обследованных был обнаружен однотипный характер изменения системной гемодинамики: СОК уменьшался на 2,6 % и 24,3 % (р<0,001) у девушек и юношей соответственно, а МОК повышался за счет увеличения ЧСС при выполнении нагрузки. ЧСС повышался у девушек на 18,7 % (р<0,01), а юношей на 34,2 % (р

Литература
1. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 192 с.

2. Тупицын И. О. Развитие системы кровообращения / И. О. Тупицын, И. Г. Андреева, В. Н. Безобразова и др. // Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) — М.: Образование от А до Я, 2000.-С. 148-165.


Мишина Е. Г., Роицектаева О. М., Шипелова Ю. Г. Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 116 - 119.

Похожие новости:

  • К вопросу о здоровье и питании лиц пожилого возраста
  • Мониторинг физической подготовленности школьников северных районов Хабаровского края
  • Социально-гигиенические мониторинг состояния здоровья детей г. Михайловска
  • Анализ работы системы социально-гигиенического мониторинга территорий Российской Федерации
  • Медико-демографические аспекты проблемы онкопатологии женского организма в условиях Ставрополья
  • Всё о дизайнерской одежде и не только
  • Качество жизни и вопросы стоматологии
  • Физическое развитие школьников в городской и сельской местности
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2018 (1)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
      Осетия - Алания