Интересно: К проблеме досуга современной молодежи

Опубликовал admin, 24 сентября 2014
П. А. Пономарев, М. Крыцина
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты, Россия

К проблеме досуга современной молодежиВ настоящее время все большее внимание приобретает проблема молодежного досуга. Возрастает его роль для детей и молодежи и, как следствие, увеличивается влияние на процесс социализации молодого поколения. Поскольку понятие «досуг» является исходным для данной проблематики, возникает необходимость дать ему определение. Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения:

1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое,

2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности,

3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению,

4) дискуссия, общение [1, с. 7].

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена тем, что досуг для современного молодого поколения является одной из основных ценностей, ведь в нем реализуются социальные и культурные потребности детей и молодежи. Для свободного препровождения на максимальном уровне свойственна свобода личности, которая выражается в выборе конфигураций, времени, места проведения досуга. Собственно в области досуга молодежь больше чем где бы то ни было выражают присущую им индивидуальность.

Специфика социокультурного утверждения детей и подростков осуществляется в их досуге, отличающемся от досуга других возрастных групп многообразием и превалированием развлекательных и функциональных конфигураций. Амортизация воздействия на социализацию молодежи традиционных институтов в условиях реформирования общества определило утверждение позиций досуга в жизни молодежи и, как итог, усиление влияния его элементов на становление личности.

Процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нем для молодежи в большой степени возможно посредством досуга. Разница состоит лишь в том, как именно они проводят свой досуг. А происходит это по-разному: кто-то сидит дома, возле телевизора или компьютера, кто-то предпочитает просто погулять и пообщаться с друзьями, другие занимаются в секциях или студиях и занятия для них являются не менее интересным времяпровождением, некоторые предпочитают клубы и дискотеки, но есть и те, для кого погулять означает выпить или покурить. Каждый решает сам, что вредно, а что полезно.

В настоящее время в стране плохо развита система оптимальной социализации подрастающего поколения: мало детских и молодежных организаций, кружков, секций. По-нашему мнению, государство должно развивать структуру учреждений досугового времяпровождения и финансировать их, делая их доступными и привлекательными для молодежи.

Главные проблемы досугового времяпрепровождения заключены в содержании самой деятельности в сфере досуга. В настоящее время для некоторой части молодежи характерно неумение разумно использовать возможности, отсутствие интересов и увлечений, неразвитость креативных способностей, праздность, предпочтение пассивного отдыха. Возникает необходимость в научении молодых людей содержательному использованию досуга, создании условий для организации свободного времени с целью формирования разнообразных, позитивную направленность интересов и потребностей, гармоничного развития личности. Умение разумно организовать свой досуг является важным показателем личностного развития и духовной зрелости молодого человека. Для того чтобы деятельность молодых людей в досуговое время не приводила к безотчетному, пустому времяпрепровождению и не содейсвовала бы зарождению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения молодежью навыками самоорганизации.

В настоящее время в молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентаций: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.

В современном обществе явно существует запрос на более активное государственное участие в решении проблемы организации свободного времени детей и подростков. Это обусловлено не только характерным для российского массового сознания патернализмом, но и наличием закрепившихся негосударственных институтов в обеспечении детского досуга, которые образовались после ослабления позиций государства в сфере социализации подрастающего поколения. От государства в этой ситуации ожидают, прежде всего, усиление вникание к проблемам функционирования разнообразных структур, чьей задачей является организация свободного времени детей и подростков.


Литература
1. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Выл. 1(2) - C.288.


Пономарев П. А., Крыцина М. К проблеме досуга современной молодежи // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 146 - 148.

Похожие новости:

  • Формирование здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера
  • Донозологмческая диагностика морфофункционального состояния учащейся молодежи как элемент здоровьесберегающей технологии
  • Мониторинг физической подготовленности школьников северных районов Хабаровского края
  • К вопросу о стратегии безопасности региона
  • "Дети Гор" открыли в Москве центр психологической поддержки кавказской молодежи
  • "Дети гор" провели для резидентов Дома молодежи и Дома дружбы народов брейн-ринг
  • Проблемы и аспекты формирования духовного развития молодежи в образовании
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Шампанское ruinart купить http://dutyfreespb.su

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Июль 2018 (1)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
      Осетия - Алания