Интересно: Медицинская помощь населению монастырями Русской православной церкви во II половине XIX - начале XX века

Опубликовал admin, 2 октября 2014
android os. игры, программы

Е. А. Родичева, Н. В. Мику
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия

Приюты для престарелых и больных создавались при многих монастырях и общинах в основном при женских, но сведений о них сохранилось немного. Монастырские богадельни финансировались из монастырской казны изредка с привлечением финансовых средств благотворителей. Первоначально богадельни создавались для призрения престарелых и больных лиц духовного сословия, но быстро преобразовались во всесословные. Однако богадельни при мужских монастырях так и продолжали существовать как моносословные (для духовенства).[1] В монастырские богадельни поступали по собственному желанию (при наличии свободных мест) или по указу духовной консистории. Исходя из «Отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1881г.» в Самарской епархии имелась 1 богадельня на 20 лиц; в Симбирской епархии 4 богадельни, из которых 1 находилась на иждивении частных лиц и обществ (на 18 лиц) и 3 богадельни (на 30 человек).[2] В Пензенской епархии все монастырские богадельни находились на иждивении самих обителей. Но подобные официальные отчеты неточны, т. к. в них не включали данные по женским общинам, а так же не учитывалась реальная численность престарелых и больных находящихся в обителях на правах послушников. Места в монастырских богадельнях могли оплачивать земства и управы, оплачивая их, управа или земство могли направлять в них нуждающихся по собственному усмотрению. Так в Алатырском Киево-Николаевском женском монастыре Симбирской епархии в богадельне на 17 мест 10 мест состояло на иждивении самой обители; на 5 человек поступало содержание от Алатырской управы и на 2 человека из губернского земства. Размер содержания составлял 4 р. 16 к. на человека в месяц.[3] Кроме содержания официальных приютов для престарелых и больных, монастырь мог принимать в число послушников нуждающихся в помощи и уходе людей. В это число входили и престарелые монашествующие и послушники. В богадельнях и неизлечимо больные люди: слепые, парализованные, увеченные, реже душевнобольные, нуждающиеся в непрерывном наблюдении и уходе. Поэтому от богаделен практически неотделимы монастырские больницы. Впрочем, больницы эти не имели собственных врачей, а пользовались услугами врачей земских больниц (очень редко частных). Послушники и монашествующие находящиеся при больных обучались приемам оказания первой медицинской помощи (как правило, в тех же земских больницах) и уходу за больными людьми. Лекарствами нуждающихся обычно обеспечивал сам монастырь. Но монастырским больницам помогало и земство. В больницу Ваковского Свято - Троицкого женского монастыря Самарской губернии медикаменты предоставляло земство, а сама обитель обеспечивала помещение, питание и уход за больными [4]. Под больницу отводили помещения обычно за стенами обители. Постройка отдельного корпуса, содержание больных требовала, немалых финансовых затрат, поэтому малообеспеченные или вновь созданные обители не могли позволить себе содержание собственной больницы. [5] Отдельным пунктом стояло создание и финансирование монастырями лазаретов организовавшихся на время ведения государством военных действий. Помимо этого монашествующие и послушники по собственному желанию оказывали помощь больным и раненным воинам в земских больницах и лазаретах. Женские монастыри активно участвовали в создании отрядов милосердия.[6] В Пензенской губернии в 1877 году изъявили желание вступить в число сестер милосердия монахини и послушницы пяти обителей [7]. Из монастырей Самарской епархии изъявили желание вступить в отряды сердобольных сестер и братьев монашествующие и послушники 5 монастырей, в общей сложности 18 человек [8]. По Симбирской епархии точных данных нет, но известно, что в Сызранском Сретенском женском монастыре Симбирской епархии было две сестры милосердия, осуществлявшие уход за ранеными и больными воинами, а так же переходившими в распоряжение Красного Креста во время эпидемий [9]. Для упорядочения такой помощи в 1911 г. был издан указ, о передаче желающих оказывать помощь раненым и больным воинам, монахинь и послушниц в распоряжение общества Красного Креста. Указ последовал на обращение представителей общества Красного Креста с просьбой предписать монастыря и общинам оказывать посильную помощь обществу. Ощущая острую нехватку медицинского персонала, способного оказать первую помощь раненым и осуществлять уход за больными, Красный Крест брал на себя обязанность проводить обучение, содержать на свои средства сестер милосердия в период их служения. Обеспечивать теплой и специальной одеждой на период командировок, питанием. Красный Крест обязывался за свой счет предоставлять желающим возможность получить практическую и теоретическую подготовку в земских больницах или у специально приглашаемых врачей. По окончании курса обучения присваивалось звание «запасная сестра милосердия Красного Креста». Общество Красного Креста обязывалось не высылать сестер милосердия на поля сражений. Свою помощь они должны были оказывать только в тылах. Во время эпидемий и стихийных действий Красный Крест имел право посылать сестер милосердия по собственному усмотрению.[10] В первую очередь отряды сестер милосердия должны были организовываться в обителях имеющих хорошо налаженную систему помощи больным, т. е. имеющим лазареты и больницы. Если обители не могли содержать раненых и больных, но предоставляли помещения и уход, то казна соглашалась выделять им содержание. Мужские монастыри еще в 70-е гг. XIX века упорядочили свою деятельность в помощи раненым и больным воинам, а так же населению в период стихийных бедствий и эпидемий. Монахов и послушников мужских монастырей предусматривалось отправлять в распоряжение военных частей для оказания помощи раненым и больным воинам на местах военных действий. Нельзя не отметить, что общее количество сестер и братьев милосердия готовых поступить в распоряжение Красного Креста никогда не было большим и по Среднему Поволжью не превышало 30-40 человек. Причиной низкой активности обителей во времена бедствий и войн объяснялась отношением монашества к благотворительной деятельности как необязательной, общим уровнем духовных потребностей и образования самих монашествующих и послушников. Сдерживающим фактором являлась опека и контроль государства, необходимость испрашивать разрешения на благотворительную деятельность у духовной консистории и Святейшего Синода, бюрократическая волокита в вопросах создания богоугодных заведений, контроль за функционированием приютов, богаделен и больниц со стороны консисторий. Поощряя строительство и развитие богоугодных заведений законодательно, государство в то же время сдерживало их рост усилением контроля и навязыванием монастырям правил их функционирования. Законодательно закреплялось создание богоугодных заведений только для нуждающихся духовного сословия, а всесословные приюты и богадельни инициатива самих обителей состоящих, как правило, из лиц крестьянского сословия.


Примечания
1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 134. Оп. 3. Д. 27. Л. 39-40 об., ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 416. Л. 10.

2. Отчет обер - прокурора Святейшего Синода за 1881 г. С. 40-43.

3. ГАУО. Ф. 134. Оп. З.Д. 1174. Л. 1.

4. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 32. Оп. 9. Д- 316

5. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 182. Оп. 1. Д. 2017. Л. 174-199.

6. Пензенские епархиальные ведомости (ПЕВ). 1877. № 9. С. 4

7. ПЕВ. 1877. № 10. С. 6-7

8. Самарские епархиальные ведомости (СЕВ). Самара. 1878. С. 140

9. ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 579. Л. 150-205

10. ГАПО. Ф. 182. On. 1. Д. 2693. Л. 501-554


Родичева Е. А., Мику Н. В. Медицинская помощь населению монастырями Русской православной церкви во II половине XIX - начале XX века // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 155 - 158.

Похожие новости:

  • Экономическая эффективность деятельности отделения «Хирургии одного дня»
  • Опыт работы отделения «хирургии одного дня» в структуре медике-санитарной части
  • Деятельность Камышловского городского комитета Всероссийского Союза Городов Пермской губернии в начальный период Первой мировой войны (1914 – вторая половина 1915 г.)
  • Деятельность Екатеринбургского уездного комитета Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам Пермской губернии в начальный период Первой мировой войны (1914 – вторая половина 1915 г.)
  • Деятельность медицинских общественных организаций на Кавказе на рубеже XIX-XX вв.
  • Дагестанских главврачей наказали за плохое питание для больных
  • Абхазская церковь отказывается возвращаться под управление Патриархии Грузии
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания