Интересно: Проблемы семьи «особого» ребенка

Опубликовал admin, 24 октября 2014
Л. В. Усова
Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Россия

Рождение ребенка с нарушением - травмирующий фактор для всей семьи, связанный с изменением всего хода жизни семьи и является причиной продолжительной дезадаптации. С самого рождения ребенок с ограниченными возможностями нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей, но и в общении с близкими. И именно семья становится основополагающим фактором успешного воспитания ребенка-инвалида.

Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, надежду на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как здорового ребенка, то злятся на него, боятся или даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро ощущают.

Многие родители после рождения нетипичного ребенка принимают решение больше не иметь детей, а если есть другие, то они могут быть лишены родительского внимания. Часто родители полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис.

Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Воспитание и обучение ребенка с различными нарушением развития требует от родителей большой самоотверженности, терпения и упорства. После того как они узнают, что их ребенок не такой как все, они находятся в состоянии шока растерянности, не знают, что делать и как жить дальше. Между тем от того, насколько быстро они включатся в процесс абилитации малыша, зависит все его будущее.

Существует несколько стадий развития родительских чувств, после того как они узнают о нетипичное™ ребенка.

Первая стадия - шок. Родители ничего не понимают, не слышат. Они отвечают на вопросы, кивают, но не помнят, что им сказали. Их ум, чувство, память отключены. Единственное, что они хотят - это уйти и никого не видеть.

Вторая стадия - понимание. В этот период до родителей доходит ужас диагноза. Они чувствуют горе, стыд, угрызение совести, обиду. Родители хотят узнать причину заболевания, чтобы перенести свой гнев и обиду на «виновных». И это может привести к распаду семьи. Это не только чувство отчаяния, но и страх. На этом этапе им важно выговориться, обсудить все свои страхи и сомнения. Если родители не смогут это сделать, то какие чувства будут постоянно мучить их.

Третья стадия - «защитное отрицание». Родители, стараясь убежать от неприятных переживаний. Они непрерывно ищут врачей или центры, где проведут еще одно обследование и скажут, что их ребенок здоров, или скажут, что ребенка можно вылечить. Эта стадия опасна тем, что некоторые родители надолго застревают на ней, теряя драгоценное время, важное для развития малыша.

Четвертая стадия - принятие диагноза. Некоторым родителям нужны годы, чтобы прийти к этому, другие не достигают этого никогда.

Пятая стадия - конструктивные действия. На этой стадии родители меняют свой образ жизни, жизненные ценности. У них формируется свой образ жизни, жизненные ценности. У них формируется новая важная цель - воспитание малыша так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью.

Первые три стадии занимают недели, месяцы, четвертая и пятая - всю жизнь. Но чтобы помочь родителям пережить все стадии принятия ребенка-инвалида специалисты должны: а) родителям предоставить информацию о методах лечения, о современных возможностях компенсации, об особенностях развития ребенка, методах и формах их обучения, их проблемах и способах решения этих проблем; б) научить родителей общаться с малышом, учитывая его возможности; в) настроить родителей на систематические, самостоятельные занятия с ребенком; г) объяснять родителям, что они должны быть терпеливыми и знать, что результаты занятий и их собственных занятий с малышом будут видны не сразу; д) предоставить родителям возможность общаться с родителями других детей, которые смогут поддержать их, помочь советом; е) помочь родителям принять своего малыша таким, какой он есть, заниматься с ним и радоваться любым его достижениям.

Для родителей главными функциями становятся коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, которая поможет в восстановлении психофизического и социального статуса ребенка, достижение им независимости и социальной адаптации.

Важным условием абилитации «особого» ребенка в семье являются взаимоотношения супругов. Если семья создана по любви и супруги уважают друг друга, то такой брак можно назвать благополучным. Именно в такой семье будет царить взаимопонимание, психологический комфорт. Но в семье иногда могут возникать ссоры и конфликты, особенно это касается семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Для ребенка с ограниченными возможностями семья - это самые близкие люди, которые принимают его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Именно в семье ребенок усваивает представления о себе и других, о мире в целом, и от отношения близких людей к нему зависит, какие чувства будут у него формироваться.

Важно помнить, что ребенок-инвалид существует не в изоляции, а живет в контексте - прежде всего в контексте семьи, а все, что случается с одним из членов семьи, влияет на всех. Семьи, имеющие «особого» ребенка, имеют похожие проблемы и затруднения. Все они нуждаются в поддержке. Развитие ребенка-инвалида ставит перед родителями новые и новые проблемы, которые должны грамотно решаться.

Многие семьи в решении своих проблем сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Семьи «особых» детей условно можно разделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к различным проблемам носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить отношение - это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. В критические моменты такие семьи вырабатывают позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

К сожалению, чаще встречаются семьи, в которых отношения носят деструктивный характер, который может выражаться в виде игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка; акцентуации на проблеме семьи. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушением детско-родительских коммуникаций препятствует процессу адаптации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. Они не только в значительной степени понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов.


Усова Л. В. Проблемы семьи «особого» ребенка // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 191 - 194.



www.sdamsvoe.ru

Похожие новости:

  • Предупреждение наследственных болезней
  • Виды игрушек для детей
  • Мест нет, или Как выбрать детский сад
  • Томичи собрали детские вещи для многодетной семьи, у которой сгорела квартира
  • В России отмечается Всемирный день ребенка
  • На Ставрополье появляются частные детсадыс
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
    Октябрь 2017 (3)
    Сентябрь 2017 (7)
      Осетия - Алания