Интересно: О силах, причинах, механизмах порядка, самодвижения, гармонии, самоорганизации и саморазвития в природе и обществе

Опубликовал admin, 12 ноября 2014
А. И. Фомин
г. Пенза, Россия

В самом широком философском понимании причинность - это взаимная связь явлений, когда одно выступает по отношению к другому как причина. Термины «причина», «причинность» очень широко используются в языковой практике вместе с заимствованными из латинского языка терминами «детерминизм», «каузальность». Все они обычно рассматриваются как синонимы. О сущности стоящих за ними понятий и явлений споры идут уже не одно тысячелетие. Да это и не удивительно, проблемы имеют общефилософский, научно-методологический и практический характер. Иными словами, имеют самое непосредственное отношение к воззрениям на мир всех и каждого.

Не подлежит сомнению содержательная близость выделенных понятий с понятием «сила», также чрезвычайно широко представленным в фондах знаний и языках народов мира. Собственно, их опыт определяет силу причиной целостности, динамики, преобразования и развития природных и общественных систем разных порядков. Только показ этой причинности дается как-то неявно. Человек выделяется, в частности, как одна из таких самостоятельных деятельных сил. Максима «люди - творцы своей истории» давно и прочно вошла в познание.

Однако тандем «сила - причина», например, в биологических, социальных и экономических науках принимается пока метафорически и строгому анализу не подвергался. Почему-то ученые не видят строгих путей для анализа и не надеются получить серьезных научных результатов. Но идея этого тандема, можно сказать, живет в опыте и обыденной речи уже многие годы, а корни ее уходят в глубину народной памяти, верований и традиций. Достаточно сопоставить между собой самые разнообразные выражения, содержащие в своей структуре слово «сила», как сразу же станет ясным плодотворность попытки научного рассмотрения отмеченных опытом наблюдений. Их особенно много в пословицах и поговорках.

Так, сила ног - причина движения, сила рук - причина богатства, сила духа — причина волевых поступков и просто сила «ломает солому» и выполняет многие вещи, другие дела. Представляется очень заманчивым все дела всех сил: реальных, условных и даже фантастических и сказочных учесть и положить на «лабораторный стол». Полагаю, что найдутся отдельные ученые, которые преодолеют длительное предубеждение науки по отношению к наблюдениям опыта. Можно надеяться, что у них найдется достаточно интереса, времени и разума для того, чтобы отказаться от многих псевдонаучных парадигм и обратиться к результатам жизненных наблюдений, тому, что мы зовем «обыденным сознанием» и «здравым смыслом». Необходимо не только принять их выводы, но и найти методы выделения и научной верификации содержащейся в них мудрости. Одним словом, понятию «сила» оказать разумную и достойную «силовую» поддержку. Сейчас, когда в нашей стране и во всем мире происходят значительные подвижки и изменения в структуре человеческого бытия и знания, обсуждение этих вопросов имеет, на мой взгляд, особо важное значение.

Апеллируя к истории мысли, можно заметить, что людей всегда поражала и восхищала деятельная мощь, творческая сила и целесообразность природы на всех уровнях ее организации. Она, по-видимому, и выступила в истории, с одной стороны, как основание для мистического поклонения, которое переросло в конце концов в святую мощь божественной силы, лежащей в основании религиозной веры. С другой стороны, она же и активизировала их поиски и попытки найти разумное объяснение этим фактам.

В разное время и различными мыслителями в качестве причин и оснований бытия, движения и развития различных систем мира назывались и обосновывались самые различные феномены, обладающие самыми различными качествами. Их подробное исследование историками науки еще впереди. Назову лишь некоторые. Это огонь и вода, материя и Энтелехия, Бог и Идея, Дух и Воля, потребность и деятельность, добро и зло, борьба противоположностей и их отрицание. Еще Аристотель предложил абстрактные взгляды на причины и выделил четыре их типа: материальную субстанцию, духовную форму, уже начавшийся материальный процесс и цели человека. Как я полагаю, уже после него каждый исследователь предлагал свою «конечную» причину движения и развития, по-своему понимал и интерпретировал Аристотеля. Можно отметить только, что в свое время каждый из них по-своему был прав.

В наше время, с высоты «горы» обработанных учеными разных направлений проверенных опытом и наукой фактов, должно быть легче более доказательно судить о значимости той или иной причины в развитии природы и истории, а также ранжировать их и классифицировать, хотя как-то так получилось, что силами занимались только физики, а остальные ученые и философы их игнорировали. Но все равно можно сказать, что в большой науке на счету только формирующейся специальной науки о всех и всяких силах установлено, признается всеми, даже альтернативно мыслящими учеными, ряд истин и законов. Один из них и состоит в том, что причиной движения и развития систем всех порядков организации на Земле возможно и будут соответствующие им системные силы.

Так, о силах-причинах материальных, соответствующих системам неживой природы, вопросов таких быть не может; и опыт, и наука дружно о них свидетельствуют; они повсеместно вокруг нас и в разных формах. Условные формальные причины как силы более скрыты и находятся в сложных системах в таких же сложных связях, которые не очевидны, но раскрывают свои зависимости при исследованиях. Например, причиной высокой температуры тела организма может быть более сотни самых разных болезней. Они и выступают как силы формальные. Примеры целей, как причины деятельности личной и общественной, может привести, как я думаю, каждый и не один, а множество: любая цель, если ее рассматривать в развитии, особенно явственно проявляется как сила.

Представляется, что, если в исследовании мы будем исходить из положения - причиной всех и всяких изменений в мире можно считать силу, она же является и началом всего сущего, то мы должны рассмотреть ее внимательно и понять с четырех подходов:

1) как мы ее видим (ощущаем, воспринимаем, строим ее образ в проявлении как факта реальности во взаимодействии с субъектом) здесь и теперь;

2) как мы объясняем ее прошлое (составляем цепь генезиса в образах как явление в истории) с начала возникновения до момента взаимодействия с субъектом;

3) как мы понимаем ее будущий образ - понятие силы, воображаем ее развитие в будущем;

4) как мы принимаем условный символ-термин «сила» и определяем его обобщенным высказыванием и тем самым модельно изображаем для понимания всеми другими людьми.

Эти четыре подхода должны нам дать три условных образа: эмпирический, исторический и логический их синтез - обобщенную образную модель, составленную их исследователем.


Фомин А. И. О силах, причинах, механизмах порядка, самодвижения, гармонии, самоорганизации и саморазвития в природе и обществе // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 197 - 200.

Похожие новости:

  • Проблемы семьи «особого» ребенка
  • Городская бедность в современной России как особый фактор повседневной российской жизни
  • Концепция объективно-реального исторического времени
  • Паремии – важная составная часть народной культуры
  • Новейшая история Южной Осетии: опыт изучения социальной самоорганизации
  • Принципы ономастических исследований в русском кавказоведении XIX века и современное их значение
  • О современных воззрениях на историю русского языкознания первой половины XX века
  • В Северной Осетии выросли цены
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания