Интересно: Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.

Опубликовал admin, 6 декабря 2014
Н.Э. Ногаев

Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.Конец 1980-х - начало 1990-х годов – это период разрядки напряженности и нормализации ирано-советских, а в последствии и ирано-российских отношений.

Именно тогда произошли важные изменения геополитических реалий современного мира, непосредственно затронувшие Иран и Россию и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие этих двух государств, а также на характер их внешнеполитических приоритетов, в том числе и в том, что касается развития двусторонних отношений.

Процесс улучшения отношений в первую очередь был связан с внутриполитическими изменениями в обеих странах.

Распад СССР и появление на международной арене Российской Федерации принципиальным образом изменил геополитическое положение ИРИ: если Советский Союз с его коммунистической идеологией и более чем двухтысячикилометровой границей с Ираном уподоблялся в сознании иранцев гигантской скале, нависшей над Ираном, которая может обрушится на него, то после распада Союза и с появлением Российской Федерации основания для подобных опасений оказались снятыми.

Ещё раньше, 4 января 1989 года представителем имама Хомейни – Джавади Амоли в Москву было доставлено письмо имама на имя президента СССР Горбачёва. Хомейни не занимая в Иране какого-либо государственного поста - являлся духовным лидером и фактически первым лицом страны. Содержание письма носило философский и во многом пророческий характер для истории и политики СССР и новой России. Иранский лидер позитивно оценивая действия Горбачёва по разрядке международной напряжённости и демократизации во внутриполитическом курсе, в тоже время предостерегает его от перенимания либерального опыта и слепого подражания Западу: «…если ныне марксизм зашёл в тупик в своих экономических проблемах, то и западный мир погряз в тех же проблемах, только в другой форме и в других сферах».1

«Вам следует обратиться к истине - пишет Хомейни, – Основная проблема Вашей страны лежит не вопросах собственности, экономики и свободы».2 Имам Хомейни призывает Горбачёва обратится в этой связи к основам и смыслу религии вообще, и ислама в частности, для постижения истины, нравственности и морали. Весьма значимой и интересной является заключительная часть послания: «…хочу твёрда заявить что Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества. Как бы то ни было, наша страна по – прежнему придерживается принципов добрососедства и развития двусторонних отношений и уважает эти принципы. Желаю благословения тем, кто следует праведным путём».3

Как пишет в книге своих мемуаров глава МИД СССР при правительстве Горбачёва – Эдуард Шеварднадзе: «…Письмо Хомейни заставило Михаила Горбачёва задуматься. Он не знал что ему ответить. Я тоже, конечно, не знал. … Горбачёв как атеист – руководитель КПСС – естественно не понимал философии духовного лидера Ирана. Горбачёв в своём ответе ограничился вопросами двусторонних отношений, регионального сотрудничества способами их решения».4

Совершенно очевидно, что именно в последний год жизни Хомейни т.е. в 1989году, наметился существенный прогресс а фактический новый позитивный этап в ирано – советских а после 1991 и в ирано – российских отношениях.

После смерти имама Хомейни в 1989 году, в Иране был избран президентом Али Акбар Хашеми - Рафсанджани – с именем которого было связанно восстановление страны и активизация действий во внешней политике.5

С середины 90-х годов президент Рафсанджани активно высказывался по проблемам американского экономического эмбарго и комментировал безосновательные обвинения США в адрес Ирана, о том что Иран, якобы создаёт ядерное оружие. В многочисленных интервью западным и региональным средствам массовой информации он отчетливо выражал свою позицию по этим и другим вопросам. В частности в интервью американской телекомпании – CNN, президент Рафсанджани ответил на вопросы о ядерном сотрудничестве с Россией, экономическом бойкоте со стороны США и о проблемах Ближнего Востока. Касаясь отношений с США он отметил: «Американцы оказались заложниками сионистской пропаганды. Сами что-то пропагандируют и сами себя обманывают. Отравляют общественную атмосферу, а потом вынуждены в этой атмосфере жить и принимать неразумные решения». По вопросу ядерного оружия: «…Мы не только не хотим иметь это оружие, но и испытываем к нему отвращение. Мы считаем, что атомное оружие невозможно использовать в столкновении между людьми».6

Вследствие многих факторов, как политических, так и экономических, Иран с начало 90-х годов начинает приобретать роль союзника России. Несмотря на то, что он не является непосредственным соседом России, он граничит со многими государствами СНГ, с которыми РФ поддерживает особые отношения. Нестабильность и переменчивость ситуации в Средней Азии и Закавказье беспокоят как российских, так и иранских политиков с точки зрения обеспечения безопасности региона. Поэтому позиции двух стран по ряду конфликтных ситуаций, возникающих в регионе, достаточно близки. Это таджикская проблема, положение в Афганистане, разграничение Каспийского моря и другие. Иран оказывает противодействия устремлениям Турции и усилиям Пакистана в проникновении в Центральную Азию, что, несомненно, отвечает интересам России.7

Россия еще в начале 90-х годов высказалась против намерения США изолировать Иран от внешнего мира и ведет с Ираном активный диалог, что вызывало и вызывает недовольство со стороны США. Иран занял близкие с Россией позиции по ряду региональных проблем (таджикская, карабахская, каспийская) и заявил о поддержке Москвы в ее противостоянии Североатлантическому альянсу. Тегеран с начало 90-х годов открыто выступил против НАТО и его продвижение на Восток, а также на южный фланг НАТО, через Турцию и страны Залива – против Исламского Ирана.8 В этой связи уровень и насыщенность политического диалога и взаимодействия являются естественными в условиях, когда политиков обеих стран объединяет, как указывалось выше видение многих основных параметров современной обстановки в мире. Все более тесно обе страны вынуждены взаимодействовать в сфере международной безопасности и по другим проблемам глобального характера. И Иран и Россия, не приемлют попыток навязать миру однополюсность, выступая за примат международного права против использования силы в международных отношениях в обход Устава ООН.9

Новая фаза активизации во внешней политике Ирана и в частности в отношениях с Россией происходит после избрания в 1997 году – президентом Ирана Мохаммада Хатами – достаточно либерального политика. Провозглашенная Хатами концепция «диалога цивилизации» получила активную поддержку в основных мировых столицах в том числе в Москве. С различных международных трибун, в том числе и с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, М.Хатами излагал основы своей концепции, высказываясь в том ключе, что: «Диалог между цивилизациями – необходимое условие существования в современном мире»10 - И добавим мы, залог долгосрочного прогресса. В этом вопросе Иран и Россия могут достичь многого, учитывая тысячелетнюю историю межцивилизационного обмена.

Президент Ирана высказался за еще больше углубление ирано -российского взаимодействия в технической, научной, промышленной и торговой сферах а так же отметил эффективность сотрудничества в деле нормализации ситуации в регионе.

В геополитическом отношении близость или совпадение интересов Тегерана и Москвы предопределены прежде всего похожестью политических ситуаций, в которых оказались на данном историческом этапе обе страны.

Иран и Россия не интегрированные в современные военно-политические структуры, находятся в поисках своего места и вынуждены противостоять давлению внешних сил.

Для национальных интересов, как Ирана, так и России, существуют примерно одни и те же источники угроз. Среди них – угроза территориальной целостности поддерживаемых извне сепаратистских и националистических сил; постоянное военное присутствие в регионе западных государств, масштабное внедрение западных корпораций в экономику «буферных» государств и т.д.11.

Иран, будучи в 1997-2000 годах председателем Организации Исламская Конференция (ОИК), последовательно блокировал принятия антироссийских резолюций на форумах этой влиятельной организации. Примечательно также, что Иран одним из первых поддержал инициативу Президента РФ В.В. Путина о расширении взаимодействия России с ОИК.

Иран признает особые интересы России на пространстве СНГ.

В Иране видят Россию надежным и перспективным партнером. Важной вехой в отношении двух стран стал визит президента Ирана М. Хатами в Москву, 12 марта 2001 года, и подписание Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ. Этот договор заложил прочную правовую базу двухсторонних связей в качественно новой международной обстановке.

Делая попытку анализа проблем в двусторонних отношениях, которые несомненно, имели место быть, – следует отметить очень важный на наш взгляд момент. Речь идёт о существовавшей фундаментальной разнице во внутренней (политической, идеологической, экономической) структуре Ирана и России.

Очевидно, тесно поддерживать Иран и сотрудничать с ним Россия не могла не только из за своих болезней, которые всем известны. Сутью Исламской революции 1978 – 1979гг. было радикальное перенацеливание нефтяных сверхдоходов – на поддержку рядового населения; сутью же российской « августовской революции» 1991 стал прямо обратный процесс. Именно в этом смысле Иран и Россия планеты разные. Для большинства российской элиты 1990-х годов США были родней и ближе всегда - по понятным причинам. Именно по той же причине Россия сдала всех своих бывших друзей и союзников ставшими ей идеологически чуждыми.

В российской элите доминировали самоидентификация с Западом и настороженное, а порой и враждебное отношение к исламским странам и Ирану. Зависимость от Западных финансовых структур и стремление интегрироваться в Европу не позволяли России в полной мере реализовать свои собственные интересы в её отношениях с Ираном, заставляли её действовать с оглядкой.

Как уже отмечалось, важное место в ирано-российских отношениях занимал интенсивный диалог по Каспию. Тегеран и Москва едины в том, чтобы сделать Каспий регионом мира, стабильности, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. В решении проблемы Каспия Иран и Россия занимают схожие позиции, но есть еще некоторые разногласия. Важно то, что обе страны выступают за углубление хозяйственно-экономического сотрудничества на Каспий, как в нефтегазовой сфере так и по всему спектру возможностей.12

Что касается иранской ядерной проблемы, следует указать - Россия всегда поддерживала законное право Ирана как государства – участника ДНЯО на мирное использование ядерной энергии и развивало и развивает сотрудничество с ИРИ в этой области.

Россия объективно заинтересована в том, чтобы соседний с ней Иран оставался фактором стабильности и сотрудничества на южных рубежах СНГ. В Москве исходят из того, что добрососедские российско-иранские отношения крайне важны для обеспечения интересов национальной безопасности обеих стран, мира и стабильности в регионе и за его пределами.13

Нельзя отрицать также того, что с начало 1990-х годов многих в России волнует возможное сближение Ирана с США, так как это могло и может иметь самые различные по направленности политические и экономические последствия. Если это сближение будет постепенно приобретать характер экономической зависимости от США, то это осложнит проведение Ираном самостоятельной политики в регионе. И этим будет осложнено проведение Россией свой региональной политики. С другой стороны, возможная отмена санкций США в отношений Ирана могло бы разблокировать осуществление крупномасштабных региональных проектов, участие в которых является политически и экономически выгодным как для Ирана, так и для России.

Проблемы и характер экономических связей Ирана и России в 90-е годы, в значительной степени определялись тем, что Иран и тогда и сейчас рассматривается Россией в качестве потенциального союзника по многим важнейшим направлениям. Это, во-первых как указывалась выше, ситуация в Центральной Азии и Закавказье, где политика Ирана не вступает в противоречие с национальными интересами России. Во-вторых, практически схожая позиция по Каспию. В-третьих, противостояние турецкому влиянию, в том числе развитию тюркского сепаратизма на территории Российской Федерации. В-четвертых, сотрудничество в плане развития современных технологий и энергетики, закупки военной техники дают возможность усилить роль России в решении региональных проблем.

Иран проявлял к налаживанию всесторонних отношений с Россией повышенный интерес. С помощью России он рассчитывает повысить статус региональной державы, а также укрепить свой экономический и военный потенциал. Высшие официальные лица Ирана неоднократно заявляли о том, что отношения с Россией для них неконъюнктурны и не зависят от состояния ирано–американских связей.

С начало первого срока президентства Хашеми – Рафсанджани Иран показывает устойчивые темпы роста. Среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е годы, составлял 6%. В начале XXI века, темпы роста ВВП в Иране увеличились, несмотря на сохраняющийся режим американских экономических санкций.14

С началом 90-х годов, когда произошла активизация экономического сотрудничества между Россией и Ираном, локомотивом этого взаимодействия стало строительство атомной электростанции в г. Бушере. Соглашение между правительствами РФ и ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции подписанное 25 августа 1992 года, предусматривает сооружение на территории Ирана на условиях «под ключ» пяти энергоблоков атомных топливных таблеток. Кроме этого, в состав АЭС входят вспомогательные объекты инфраструктуры, обеспечивающие безопасную работу каждого энгергоблока. Стоимость этого проекта оценивается суммой более миллиарда американских долларов.

Кроме того энергетической программой Ирана предусматривается значительное увеличение мощностей АЭС к 2021 году, в чем Россия так же окажет содействие.15

С начала рассматриваемого периода, наряду с сотрудничеством в области мирного атома, наиболее выгодным направлением стала торговля оружием. С конца 80-х годов общая стоимость поставленных в Иран из России вооружений превысила 2,5 млрд. долларов. Планируются новые поставки российских вооружений в Иран на сумму в 4 млрд. долларов. В систему поставляемых в Иран вооружений входят истребители бомбардировщики Су-24, МиГ-29, танки Т-72 и другие виды новейшей военной техники.

Иран заказал в России и несколько новейших подводных лодок.

В 1999 году был подписан протокол об организации в Иране лицензионного производства самолетов ИЛ-76.16

В целом, если товарооборот между двумя странами в 90-е годы составлял 500-600 млн. долларов, то в начале 2000 годов он удвоился и составляет 1,5 млрд. долларов в год.

С 1997 года отмечается активизация деятельности российских компаний на энергетическом рынке Ирана. Компания ГПВО «Технопромэкспорт» поставляет энергетическое оборудование и занимается строительством электростанций. Качественное улучшение произошло в этой сфере деятельности с приходом на иранский рынок крупнейшей российской компании РАО «Газпром». Совместно с французской компание «Тоталь», «Газпром» участвует в освоении 2-й и 3-й фазы месторождения «Южный Парс». Но деятельность РАО «Газпром» этим не ограничилась. У компании подписано более 20 соглашений с Министерством нефти и Ирана по различным направлениям сотрудничества (проекты подземных газохранилищ, экспорта иранского газа, поставки российского и иного оборудования, научно-техническое сотрудничество).

Интерес к иранскому рынку проявили так же российские компании: «Лукойл», «Юкос», в области электроэнергетики – АО «Энергомашэкспорт»,

Таким образам основными направлениями торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Россией служат, энергетика, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность, транспорт. Россия вошла в первую десятку внешнеторговых партнеров Ирана. Товарооборот между двумя странами достиг более 1 млрд. долларов в конце 90-х годов. При этом 90% товарооборота приходится на российский экспорт в Иран, а в его структуре основную часть составляет промышленная продукция.

Продолжается строительство первого блока АЭС «Бушер» в рамках соглашения от 1992 года между Россией и Ираном на условиях «под ключ».17

Иранская сторона подчеркивает свою заинтересованность во взаимодействии с Россией и в области координации поставок газа на мировые рынки.

Итак, следует отметить, что несмотря на наличие некоторых проблем в двусторонних ирано–российских отношениях в 90-е годы, характерным моментом этого периода стал процесс позитивного, поступательного развития отношений. Тем более что к концу рассматриваемого десятилетия российская внешняя политика начинает выходить из общего состояния стагнации и слепого подражания Западу. Это выразилось в частности в более самодостаточном и прагматическом курсе по отношению к Ирану. Оценивая двусторонние отношения в целом, можно констатировать, что они в рассматриваемый период развивались вполне успешно. В Иране даже появился относимый к России термин «стратегический союзник».


Примечания

1 Послание Имама Хомейни М.С. Горбачёву.// http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

2 Послание Имама Хомейни М.С. Горбачёву.// http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

3 Послание Имама Хомейни М.С. Горбачёву.// http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

4 http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

5 Орлов Е.А. Россия и Иран в ХХ веке (основные этапы взаимоотношений). // Иран: ислам и власть. М., 2001. С. 205-206.

6 Интервью президента ИРИ американской телевизионной компании CNN. // Третий взгляд. М., 1995. № 39.

7 Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Иран выходит из изоляции// Иран: ислам и власть. М., 2001. С. 161.

8 Кейхан, 2.03.1996.

9 Арунова М.Р. РФ – ИРИ политический диалог: 1999-2000 гг.// Иран: ислам и власть. М., 2001. С. 185.

10 Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001. С.185.

11 Гушер А. Возможна ли ось Москва-Тегеран?// Азия и Африка сегодня. 2002.. №1. С. 29-33.

12 Ивашенцов Г. Россия-Иран. Горизонты партнерства// Международная жизнь. 2004. №10. С. 20-27.

13 Ивашенцов Г. Россия-Иран. Горизонты партнерства// Международная жизнь. 2004. №10. С. 20-29.

14 Вишняков В. Россия-Иран и региональная стабильность// Международная жизнь. 1998, №11-12. С. 118-119.

15 Рахматов А. Россия-Иран. На стройплощадке АЭС в Бушере// Азия и Африка сегодня. 2002. №1. С. 61.

16 Алиев С.М. История Ирана XX век. М., 2004. С. 530-531.

17 Ивашенцов Г. Россия-Иран. Горизонты партнерства// Международная жизнь. 2004. №10. С. 20-27.


Ногаев Н.Э. Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в. // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Похожие новости:

  • Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.
  • Завершение вхождения Северного Кавказа в состав России. Итоги.
  • Иран отменил визовый режим для граждан Азербайджана
  • Россия присоединяется к санкциям против Ирана
  • Следующий саммит стран Каспия пройдет в Азербайджане
  • Путин прибыл в Иран
  • В Кремле не подтверждают сроки визита Путина в Иран
  • Путина хотят убить на саммите стран Каспия в Иране
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2018 (2)
    Ноябрь 2018 (7)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
      Осетия - Алания