Интересно: Санитарно-медицинское состояние Саровской пустыни в начале XX в.

Опубликовал admin, 15 декабря 2014
В. П. Янина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева,
г. Саранск, Россия

После канонизации Серафима Саровского 17-20 июля 1903 года, когда в Саровских торжествах участвовала Императорская семья и Двор, количество паломников в Саровскую пустынь увеличилось в разы. Многим хотелось прикоснуться к всенародной святыне, попросить заступничества у Преподобного Серафима, и, конечно же, среди богомольцев были больные и увеченные, которые пришли в надежде выздороветь у мощей «Батюшки Серафима».

Правительство и монастырское начальство были озабоченны санитарно-медицинским состоянием Саровской пустыни. После многолюдных торжеств, 29 августа 1903 г. был проведен осмотр пустыни, который провел кирсановский городской врач Покровский, командированный Тамбовским губернатором [1]. Покровским был составлен рапорт о санитарно-медицинском состоянии Саровской пустыни и даны рекомендации по его улучшению [2]. В частности, в рапорте отмечается, что «вследствие громадного наплыва богомольцев текущим летом вся местность за пределами монастырской ограды приблизительно площадью в одну квадратную версту загрязнена до крайней степени...Окружающие монастырскую ограду речки Сатис и Саровка также загрязнены до крайней степени главным образом вследствие мойки в них белья часто заразных больных» [3].

Далее в рапорте дана характеристика организации медицинской части: «в пределах монастырской ограды имеется братская больница на 15 коек с довольно хорошо устроенной аптекой, достаточным количеством лекарств. При больнице имеется перевязочный материал и необходимый хирургический инвентарь также в достаточном количестве, имеется и квартира врача из трех комнат. Больничный фельдшер монах из ротных фельдшеров» [4].

В Саровской пустыни имелась больница отдельно и для богомольцев. Она находилась за пределами монастырской ограды, в одной версте от «братской больницы». Больница для паломников была на 17 кроватей, состояла из 3 палат: 1 - мужская и 2 - женских. При больнице имелись 3 комнаты для персонала. Один фельдшер-монах, он заведует исключительно хозяйственной частью, один фельдшер из светских и четыре человека прислуги. «При больнице небольшая аптека без достаточного инвентаря, все эти помещения летние и быть приспособлены к зиме без капитальной перестройки не могут» [5].

В своем рапорте Покровский дает рекомендации по «желательному переустройству санитарно-медицинской части в будущем». Находим нужным перечислить основные его рекомендации:

1. Чтобы избежать заражения паломников желудочно-кишечными заболеваниями, необходимо срочно очистить прилегающие к монастырской ограде территории.

2. С этой же целью очистить речки Сатис и Саровку. Для этого нужно построить портомойки вниз по течению речек за пределами монастыря. Строжайше запретить стирать в других местах. Запретить пить из этих речек.

3. Купальни при источнике Преподобного Серафима должны быть переустроены: во-первых, расширены; во-вторых, вода из желобов, под которыми купаются богомольцы, должна быть отведена не в р. Сагис, а в другое место.

4. Поклонение камню Преподобного Серафима должно выражаться лишь в целовании его, а не так как это делается теперь: «больные ложатся на камень всеми частями тела, а женщины даже поднимают платья и ложатся голым животом».

5. В пределах монастырской ограды должна быть устроена канализация для сплава нечистот. Должен быт1> устроен специальный ассенизационный обоз для вывозки нечистот (не менее 4 бочек).

6. «Дабы не разъединять больничные дела, больницы братские и для богомольцев, а также квартиры для светского медицинского персонала должны быть вне стен монастыря а приблизительно в одном месте» [6].

7. В больнице для паломников увеличить количество коек до 30. Построить здесь перевязочную и операционную комнаты. В отдельном помещении должна быть аптека, состоящая не менее чем из 2 комнат: амбулатории и перевязочной.

8. Устроить специальный барак для слабых и утомленных богомольцев, где бы они сутки или две могли бы отдохнуть, пользуясь монастырской пищей.

9. Желательно бы устроить кухню, баню, прачечную и дезинфекционную камеру.

10. Для улучшения медицинской части должность монастырского врача должна быть положена по штату- Врач ни как не должен быть зависим от монастырской администрации. При враче должны быть фельдшер, акушерка-фельдшерица, 3 сестры милосердия и 3 служителя, зависимых только от врача.

Игумен Саровской пустыни Иерофей со старшей братией всесторонне обсудили рекомендации врача Покровского по улучшению санитарно-медицинского состояния Саровской пустыни. Монастырской администрацией были приняты определенные меры по устранению выявленных недостатков:

1. Полностью согласились с Покровским в отношении скорейшей очистки территорий, прилегающих к стенам монастыря. Для этой цели были наняты особые рабочие, которые лопатами и метлами собирали нечистоты после людей и животных и закапывали далеко от монастыря. Для вывозки нечистот из ограды и из ближайших гостиниц был приобретен уже к имеющемуся ассенизационному обозу еще один с 4 герметически закупоренными бочками и машиной.

2. Для очистки речек Саровки и Сатиса планировалось спустить воду с ближайших мельниц, которая и унесет с собой всю грязь. Ниже монастыря будут построены 2 мостка для стирки белья паломников.

3. Купальни при источнике Преподобного Серафима будут расширены, но воду из желобов отводить в другие места находят бесполезным, объясняя это тем, что богомольцы пьют из многочисленных родников, а не из речки с загрязненной водой.

4. «Возлежание на камне всеми частями тела без условно желаем устранить таким способом: устроить железную ограду, оставив место для целования...» [7].

5. По поводу переустройства и объединения больниц братской и паломнической, монастырская администрация возражает, приводя вполне разумные доводы о строгости монастырского устава. Кроме того, отказываются от женского медицинского персонала, что также противоречит уставу пустыни.

6. Совет согласился обустроить паломническую больницу: утеплить, построить кухню, дополнить недостающий инвентарь и т. д.

7. Пустынь озабочена поисками постоянного врача, с жалованием от монастыря на сумму 1200 руб. в год. В хозяйственном отношении врач должен быть ответственным перед монастырем, а по медицинской части - местной губернии Врачебной Управой.

Монастырская администрация рассматривала и принимала к действию все рекомендации по улучшению санитарно-медицинского состояния Саровской пустыни, главное, чтобы они не противоречили строгому монастырскому уставу пустыни.


Примечания

1. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. 2.

2. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. 2-4 об.

3. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. 2-2 об.

4. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. 2 об.

5. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. 3.

6. ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. Зоб.

7. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1282. Л. 6.


Янина В. П. Санитарно-медицинское состояние Саровской пустыни в начале XX в. // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 211 - 214.





Интерьерная краска (http://kraskinadivane.ru/interernaya-kraska) отлично подходит для ванных комнат благодаря своим водоотталкивающим свойствам. Это своеобразная альтернатива кафельной плитке. Однако, стоит учитывать, что стены во влажных помещениях являются благоприятной средой для развития плесени и грибка. Поэтому стоит добавлять в интерьерную краску специальные средства с противогрибковыми компонентами.

Похожие новости:

  • Медицинская помощь населению монастырями Русской православной церкви во II половине XIX - начале XX века
  • Деятельность Камышловского городского комитета Всероссийского Союза Городов Пермской губернии в начальный период Первой мировой войны (1914 – вторая половина 1915 г.)
  • Деятельность Екатеринбургского уездного комитета Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам Пермской губернии в начальный период Первой мировой войны (1914 – вторая половина 1915 г.)
  • Деятельность медицинских общественных организаций на Кавказе на рубеже XIX-XX вв.
  • Тысячи жителей столицы Дагестана жалуются на отсутствие питьевой воды
  • "Лучшие люди России" - 2009
  • В Северной Осетии восстановлена республиканская клиническая больниц
  • Более трех тысяч паломников из Чечни совершат хадж
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Ноябрь 2018 (3)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
      Осетия - Алания